Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
J’son & Partners Consulting: российский и мировой рынок IP-телефонии в корпоративном и частном сегментах
24.10.2012 09:21
версия для печати
Мировой рынок VoIP: статистика, тенденции и прогнозы По данным Point Topic, к концу 2011 г. в мире насчитывалось 135,4 млн абонентов VoIP операторского класса[1] – на 12,6% больше по сравнению с показателем 4 кв. 2010 г. и на 2,8% больше по сравнению с данными 3 кв. 2011 г. (Рис. 1). Рис. 1. Количество абонентов IP-телефонии операторского класса в мире, 2010-2011
Источник: Point Topic , 2012 Среди регионов мира по этому показателю лидировали Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка. Такое распределение во многом обусловлено сильными позициями отдельных стран в данных регионах – Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании в Западной Европе; Японии, Южной Кореи и Китая – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США и Канады – в Северной Америке. Число пользователей VoIP операторского класса в Западной Европе за 2011 г. увеличилось на 8,7% до 45,45 млн. Рост этого показателя за 4 квартал 2011 г. составил 2,3%. В Восточной Европе, которая, напротив, является аутсайдером среди других регионов мира по количеству абонентов VoIP операторского класса, к концу 2011 г. насчитывалось всего 1,75 млн абонентов IP-телефонии. Но и темпы роста здесь существенно выше, чем в Западной Европе: 7,4% за 4 квартал 2011 г. и 27,7% за весь 2011 г. В условиях взрывного роста мобильных устройств, появления новых форматов (таких как планшетные ПК), массового развития сетей 3G и 4G, а также роста объемов передачи данных мобильное направление становится для многих провайдеров VoIP одним из приоритетных. Сторонние VoIP-приложения (прежде всего, Skype, Google Voice и др.) отнимают существенную долю доходов сотовых операторов: по итогам 2012 г. ожидается, что снижение доходов европейских сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов достигнет в зависимости от региона от 1,5% до 4%. Поэтому крупнейшие операторы принимают «ответные меры», например, вынашивая планы по запуску собственного IP-сервиса joyn на основе спецификаций Rich Communication Services (RCS) и архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem). Существенным драйвером для развития мобильной IP-телефонии является активное развитие экосистемы LTE. Такие операторы, как Verizon Wireless, MetroPCS (США), SK Telecom и LG UPLUS (Южная Корея) уже запустили услугу «голос поверх LTE» (VoLTE). Американские операторы AT&T и Clearwire планируют сделать это не ранее 2013 г. По данным Infonetics Research, рынок мобильной IP-телефонии[2] будет продолжать расти за счет роста продаж смартфонов и увеличения проникновения мобильного ШПД, а также благодаря благоприятному регулированию в некоторых странах, где мобильным операторам запретили блокировать приложения mVoIP сторонних провайдеров. Несмотря на высокие темпы роста этого сегмента рынка (двукратный рост абонентской базы в 2011 г.), количество активных абонентов mVoIP в мире и доходы в этом сегменте в абсолютных показателях пока не впечатляют. В 2011 г. в мире насчитывалось всего 91 млн активных пользователей mVoIP (в 2010 г. – 47 млн) по сравнению с 5,6 млрд мобильных абонентов по всему миру. Таким образом, проникновение мобильной IP-телефонии в мире по итогам 2011 г. можно оценить на уровне 1,6% от количества пользователей мобильной связи. Однако благодаря высоким фактическим и ожидаемым темпам роста этот показатель должен существенно увеличиться. По прогнозам Infonetics Research, к 2015 г. количество пользователей mVoIP увеличится почти до 410 млн, т.е. вырастет по сравнению с 2011 г. в 4,5 раза (Рис. 2). Рис. 2. Количество абонентов мобильной IP-телефонии, 2010-2015
Источник: Infonetics Research, 2012 Портрет российского пользователя VoIP Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией SMARTEST[3] по заказу J’son & Partners Consulting в городах-миллионниках в августе 2012 г., две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии (Рис. 3). Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Основные причины, по которым опрошенные не используют IP-телефонию, связаны с отсутствием необходимости в данных сервисах и с непониманием того, как ими воспользоваться. Рис 3. Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии?
Источники: J’son & Partners Consulting, SMARTEST, август 2012 г. Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, который лидирует с большим отрывом. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте»), QIP, «Мультифон», SIPNET, Google Talk, «Зебра Телеком» и Betamax. Объем рынка в России и прогнозы По оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует проникновению более 14%. По прогнозам, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. – до 37 млн и 23,5%, соответственно (Рис. 4). Основными драйверами роста рынка VoIP в России будут оставаться дальнейшее развитие рынка широкополосного доступа (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на междугороднюю связь. Рис. 4. Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015
Источник: J’son & Partners Consulting, 2012 Трафик голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефонии) в России в 1 кв. 2012 г. вырос на 28% по сравнению с 1 кварталом 2011 г., а в целом за 2011 г. этот показатель вырос в 4 раза и составил 3,7 млрд мин. В денежном выражении объем рынка операторских услуг IP-телефонии (без учета Skype и других подобных проектов) в России в 4 кв. 2011 г. превысил отметку 900 млн руб. (около $30 млн). Уровень развития операторских услуг IP-телефонии в России по сравнению со странами-лидерами можно охарактеризовать как низкий; в основном, в стране активно развиваются VoIP-проекты относительно небольших альтернативных операторов. С другой стороны, достаточно быстро развиваются услуги корпоративной IP-телефонии, включая услуги виртуальных АТС (IP-Centrex), которые принесли провайдерам в 2011 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, 1,0-1,5 млрд руб. В целом, рынок операторской IP-телефонии в России по итогам 2011 г. составил 4-4,5 млрд руб., причем основная доля рынка пришлась именно на корпоративный сегмент (Рис. 5). Рис. 5. Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011
Источник: J’son & Partners Consulting, 2012 Согласно базовому прогнозу J’son & Partners Consulting, к концу 2014 г. годовой объем российского рынка IP-телефонии в частном и корпоративном сегментах удвоится по сравнению с 2012 г. и достигнет в базовом сценарии 8,4-10 млрд руб. Российский рынок корпоративной телефонии и услуги «Виртуальная АТС» (IP-Centrex) В корпоративном сегменте основную долю по объему доходов (более половины) занимают услуги междугородней и международной связи в IP-сетях, на услуги виртуальных АТС (IP-Centrex) пришлось 45% рынка (Рис. 6). На московском рынке услуг виртуальных АТС лидирует компания «Манго Телеком». Более 90% российского рынка виртуальных АТС в 2011 г. было сосредоточено в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. Рис. 6. Структура рынка IP-телефонии в корпоративном сегменте России, 2011
Источник: J’son & Partners Consulting, 2012 Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2016 года объем рынка IP-Centrex увеличится до 3,8 млрд руб., а среднегодовой темп роста рынка за период с 2010 по 2016 год составит 30%. Рост рынка виртуальных АТС будет происходить на фоне снижения рынка фиксированной телефонии в сегменте B2B. Снижение доходов в этом сегменте на протяжении рассматриваемого периода, согласно оценкам J’son & Partners Consulting, будет происходить со среднегодовым темпом около 2% (Рис. 7). Рис. 7. Динамика рынка фиксированной телефонии и рынка услуги IP-Centrex, млрд рублей, 2010-2016 гг.
Источник: J’son & Partners Consulting Среднегодовой показатель ARPU на компанию-потребителя услуги IP-Centrex за период с 2010 по 2012 год покажет значительный (более 50%) рост: с 19,4 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб. При этом аналогичный показатель услуг фиксированной телефонии за тот же период снизится на 24%: с 57,5 тыс. руб. до 43,8 тыс. руб. (Рис. 8). Рис. 8.
Источник: J’son & Partners Consulting Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, указанные выше тенденции сохранятся и на период с 2012 по 2016 год. При этом снижение среднегодового показателя ARPU фиксированной телефонии будет происходить на указанном временном интервале со среднегодовым темпом порядка 8%, а ARPU услуги IP-Centrex в 2015 г. превысит аналогичный показатель в сегменте фиксированной телефонии (Рис. 9). Рис. 9. Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тысяч рублей, 2012-2016
Источник: J’son & Partners Consulting Компаниями-потребителями услуги IP-Centrex являются около 37 тысяч компаний среднего и малого бизнеса и около 10 тысяч компаний крупного бизнеса. Согласно результатам исследования, проведенного J’son & Partners Consulting, среди компаний малого и среднего бизнеса на услуги IP-Centrex наибольший спрос зафиксирован у компаний, занимающихся ритейлом/продажами, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет 45% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса. Среди компаний крупного бизнеса услуга IP-Centrex наиболее востребована среди компаний государственного сектора, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет порядка 50% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса.
[1] IP-телефония операторского класса – это сервис IP-телефонии, который предоставляют операторы связи (как правило, в пакете с услугой широкополосного доступа, телевидением и пр.) в отличие от VoIP-сервисов сторонних компаний (OTT, Over-the-Top) типа Skype, Google и пр., которые используют инфраструктуру провайдеров мобильного и фиксированного ШПД. [2] Мобильная IP-телефония (mVoIP) – это VoIP-сервис, который предоставляется на мобильном устройстве (смартфон, планшетный ПК и пр.) с использованием беспроводных каналов связи – 3G, LTE, Wi-Fi и пр. [3] SMARTEST - оператор мобильных опросов и исследований в России и СНГ, оказывающий услуги по проведению мобильных и онлайн-опросов в 22 странах мира. Компания использует самую современную платформу проведения мобильных опросов OnDevice (UK), что позволяет предоставлять качественные данные в самые сжатые сроки. Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru) Рубрики: Фиксированная связь, Интернет Ключевые слова: телефония, ip телевидение
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||