rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

J’son & Partners Consulting: тарификация в сетях 4G - Россия и мировой опыт

Технология LTE является мейнстримом мировой телекоммуникационной отрасли. По состоянию на начало 2013 г. 145 операторов в 66 странах запустили коммерческие сети LTE , а абонентская база за 2012 г. увеличилась в 7 раз – с 13,2 млн до 92,3 млн. Ценообразование на услуги мобильного широкополосного доступа в Интернет является одной из важнейших тем в телекоммуникационной отрасли. Тарифы, в конечном итоге, определяют потребительский спрос и ключевые экономические показатели LTE-проектов – начиная от ARPU и заканчивая сроками окупаемости. Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования тарификации в сетях LTE на российском и мировом рынках, завершенного в январе 2013 г.

Основная цель данного исследования – анализ тарифной политики крупнейших операторов сетей LTE, основных принципов тарификации, стоимости абонентского оборудования, тенденций и перспектив тарифной политики операторов, а также зоны покрытия и абонентской базы LTE. География исследования включает в себя Россию и развитые страны, такие как США, Япония, Южная Корея, Германия, Великобритания, Франция и Швеция.

В исследовании рассматриваются 9 зарубежных - Verizon Wireless, AT&T (США), SK Telecom (Южная Корея), NTT DoCoMo (Япония), T-Mobile, Vodafone (Германия), Everything Everywhere (Великобритания), SFR (Франция) и TeliaSonera (Швеция), а также 3 российских оператора LTE -Yota, МегаФон и МТС.

Существует три основных принципа тарификации услуг передачи данных на базе LTE:

  •       отсутствие ограничений по скорости передачи данных, ограничение по объему трафика;
  •       отсутствие ограничений по объему трафика, ограничение по скорости передачи данных;
  •       ограничение по объему трафика и по скорости передачи данных.

При составлении тарифного предложения операторы используют следующие ключевые параметры:

  •       скорость доступа в Мбит/с на прием и/или на передачу данных;
  •       объем предоплаченного трафика передачи данных в ГБ (МБ);
  •       объем предоплаченного голосового трафика в минутах (в смешанных тарифах на голововые услуги и передачу данных);
  •       стоимость конечного оборудования для абонента;
  •       минимальная длительность контракта в месяцах.

На начальном этапе развития сетей LTE операторы имели возможность экспериментировать в области ценообразования но в настоящее время выработана вполне определенная тарифная политика, направленная в основном на разумное ограничение потребления мобильного интернет-трафика. При сравнении тарифов в Европе, США, Азиатско-Тихоокеанском регионе было выявлено, что большинство моделей ценообразования LTE-тарифов похожи на уже существующие тарифные планы. Тем не менее, есть и отличия, например, Vodafone в Германии предлагает многоуровневые тарифы, которые зависят от скорости передачи данных, а российская Yota предпочитает полностью безлимитные тарифы.

Модель, обычно используемая европейскими операторами, подразумевает тарифные предложения, не зависящие от используемой технологии. Обычно при этом рекламируется только максимальная скорость – 7,2 Мбит/с, 14,4 Мбит/с (HSPA), 42,2 Мбит/с (HSPA+) и 100 Мбит/с (LTE). Только несколько операторов называют в своих маркетинговых предложениях более реалистичные скорости, нежели теоретически достижимые пиковые.

Крупнейшим в мире оператором LTE является Verizon Wireless, который в январе 2013 г. покрыл сетями LTE более 470 городов США с суммарным число жителей 273,5 млн человек или около 89% населения страны (Рис. 1). Количество зарегистрированных LTE-устройств в сети оператора в конце 2012 г. достигло 21,6 млн или 23,3% контрактных абонентов.

Рис. 1. Карта LTE-покрытия оператора Verizon Wireless (США)

Карта LTE-покрытия оператора Verizon Wireless (США) 

Источник: данные оператора, январь 2013 г.

Вторую строчку рейтинга занимает южнокорейский оператор SK Telecom с абонентской базой по итогам 2012 г. более 7 млн. LTE-сеть компании покрывает территорию, на которой проживает почти 99% населения страны. В августе 2012 г. оператор первым в мире запустил на сети LTE услугу HD Voice. Технология HD Voice существенно улучшает качество звука, практически ликвидирует задержки сигнала, а также снижает нагрузку на сеть, высвобождая ресурсы для других сервисов. Основным сдерживающим фактором роста популярности сервиса является ограниченный спектр доступных устройств, поддерживающих данную технологию.

С 2013 г. оператор планирует начать переход к стандарту LTE-Advanced. Рынок LTE в Южной Корее начал свое развитие с 1 июля 2011 г., когда два оператора – SK-Telecom и LG U Plus – запустили сети LTE в коммерческую эксплуатацию. За полгода (к концу 2011 г.) доля LTE-абонентов в общем количестве пользователей мобильной связи в Южной Корее достигла 2% (у SK-Telecom – 3%). В конце 2012 г., по предварительной оценке, этот показатель у лидера LTE в стране достиг 26%, прогнозируемые значения на конец 2013 г. и 2014 г. – 50% и 62%, соответственно (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика абонентской базы LTE компании SK Telecom (Южная Корея)

 Динамика абонентской базы LTE компании SK Telecom (Южная Корея)

Источник: данные оператора

Среди российских операторов, крупнейшим по числу абонентов LTE, является Yota[1] - около 700 тыс. по состоянию на ноябрь 2012 г. К концу января 2013 г. компания запустила в коммерческую эксплуатацию сети LTE в 23 российских городах[2]. Стоимость абонентского оборудования Yota варьируется от 2 900 до 5 900 руб.[3]

«МегаФон» выступает как виртуальный оператор (MVNO) в регионах присутствия сетей Yota Networks и имеет собственную сеть TD-LTE в Москве. Компания предлагает на выбор 3 пакета безлимитного доступа в Интернет по технологии 4G LTE в зависимости от потребностей абонента: «Интернет L», «Интернет XL» и «Интернет XXL». Среди мобильных устройств, поддерживающих стандарт 4G, есть три USB-модема стоимостью 1 990 руб. каждый и один роутер стоимостью 4 900 руб.

МТС предоставляет доступ в Интернет по технологии TD-LTE в московском регионе (на собственных частотах) и в Казани по технологии FD-LTE (как виртуальный оператор на сети Yota Networks).

Наиболее распространенным абонентским оборудованием LTE у российских операторов являются USB-модемы (1990-2970 руб.) и роутеры Wi-Fi (4800-4900 руб.), включая интернет-центр от Yota (5900 руб.) и устройство Yota Ready (5090 руб.). (Таблица 1). 

Таблица 1. Стоимость абонентского оборудования LTE в России, январь 2013 г.

Оператор

Стоимость оборудования, руб.

USB-модемы

Роутеры Wi-Fi 

Yota

2 900

4 900 – 5 900

«МегаФон»

1 990

4 900

МТС

2 000 - 2 970

4 800

Источники: данные операторов

Тарифы компании Yota в среднем выше, чем у «МегаФона», однако, абонент за эту цену получает полностью безлимитный доступ в Интернет. «МегаФон» и МТС ограничивают доступ квотой трафика, после расходования которой скорость снижается до минимальной. При этом у МТС максимальная скорость доступа не ограничена и зависит от различных факторов (Таблица 2). Особенностью тарифной линейки «МегаФона» является дифференциация тарифов по скорости доступа, объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом. МТС дифференцирует тарифы по объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом

Таблица 2. Тарифы на LTE-доступ у российских операторов в Москве, январь 2013 г.

Оператор

Стоимость, руб./мес.

10 Мбит/с

Квота трафика, ГБ

20 Мбит/с

Квота трафика, ГБ

Yota

1 250

Не ограничен

1 400

Не ограничен

«МегаФон»

990

10

1 290

20

МТС

4-25 ГБ, 500-1400 руб.*

* Скорость в рамках квоты трафика не ограничена в пределах технических характеристик сети 4G, 3G и 2G и зависит от технических параметров сети МТС в данной точке, текущей загруженности сети, канала запрашиваемого ресурса, погодных условий и иных факторов, находящихся вне зоны ответственности ОАО «МТС». Максимальная скорость в сети 4G – до 173 Мбит/с (при использовании модема Huawei-E392 – до 68 Мбит/с). Максимальная скорость в сети 3G – до 42,6 Мбит/с, в сети 2G (EDGE) - до 296 Кбит/с, в сети 2G (GPRS) – до 85,6 Кбит/с. 

Источник: данные операторов, J’son & Partners Consulting

По результатам проведенного исследования были выявлены ключевые особенности тарифной политики российских и зарубежных операторов. Например, ключевой особенностью тарифной политики Yota является предложение безлимитных тарифных планов и дифференциация тарифов в зависимости от скорости доступа и региона, в котором находится абонент. Зарубежные операторы больше склоняются использовать условно-безлимитные тарифы с ограничением трафика, после которого скорость доступа снижается до минимальной.

Важной функцией операторов, позволяющей ускорить развитие LTE-сетей, является субсидирование абонентского оборудования за счет продажи абонентских устройств по низкой цене. Схема субсидирования абонентского оборудования принята в Европе и США, где законодательство позволяет оператору продавать устройства и услуги связи в одном комплекте. При этом оператор продает телефон ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за фиксированную абонентскую плату в течение определенного времени. Фактически при заключении долгосрочного договора абонент получает в пользование топовый гаджет за небольшую плату, при этом в случае разрыва операторского контракта абонент обязан выплатить неустойку, которая компенсирует расходы оператора.

По мнению J’son & Partners Consulting, внедрение модели субсидирования абонентского LTE-оборудования операторами в рамках долгосрочных контрактов с абонентами (по аналогии с западной практикой) позволило бы значительно расширить абонентскую базу в России, ускорить развитие рынка базовых и дополнительных услуг LTE и гарантировать операторам стабильно высокий показатель ARPU и низкий отток абонентов (churn).

Однако для того, чтобы реализовать эту модель в России, где она фактически запрещена законодательством, необходимы, в первую очередь, изменения в нормативно-правовых актах. Пока же российским операторам остается довольствоваться косвенным субсидированием потребителей.

 


[1] В конце 2012 г. произошла структурная реорганизация OOO «Скартел» (торговая марка Yota). ООО «Скартел» (Yota Networks) является инфраструктурным оператором – владеет частотным ресурсом, занимается строительством сетей, может предоставлять их сторонним компаниям (виртуальным операторам, MVNO) и пр., а новое ООО «Йота» выступает в качестве сервис-провайдера – предоставляет услуги абонентам от своего имени, имеет розничную сеть, call-центр и пр.

[2] Без учета городов Московской области

[3] За исключением ноутбуков со встроенным модулем LTE

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: LTE, 4G

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода