Общая характеристика рынка
Наряду с традиционными формами распространения контента начинают широко применяться ОТТ‑видеосервисы. Рост популярности ОТТ-видеосервисов как в России, так и во всем мире, обусловлен удобством использования, мобильностью, качеством предоставляемых услуг.
OTT (Over the Top) – технология доставки видеосигнала профессионального контента на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по интернету без прямого контакта с оператором связи.
В структуре видеорынка ОТТ выделяется 4 основных сегмента:
- VOD – (video on demand) классический формат услуги «видео по запросу», за плату пользователь получает возможность просмотра единицы контента в течении ограниченного или не ограниченного времени, арендуя указанный контент;
- sVOD – (subscription video on demand) «видео по запросу» предоставляемое на условиях подписки, таким образом, за плату пользователь получает доступ к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;
- aVOD – (advertising video on demand) условно бесплатная услуга «видео по запросу», воспроизведение единицы контента сопровождается трансляцией определенного числа рекламных сообщений;
- EST – (electronic sell through) приобретение пользователем цифровой копии контента, либо бессрочная аренда единицы контента.
По оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок ОТТ-видеосервисов активно растет: в период 2011-2014 годах он увеличился в 3,1 раза. В прогнозе до 2017 года ожидается, что рынок достигнет отметки в 28,9 млрд долларов. CAGR 2014-2017 составит 10%.
Наивысшую динамику рынок ОТТ-видеосервисов показывает в 2012 - 2013 годах, что связано с его активным географическим распространением и развитием технологий передачи данных.
По оценкам Digital TV Research, по итогам 2013 года абонентская база ОТТ-сервисов в мире составила около 318 млн. домохозяйств, а к 2017 увеличится на 232 млн ДХ до 550 млн домохозяйств.
По оценкам J’son & Partners Consulting, доля российских компаний на мировом рынке ОТТ‑видеосервисов составила по итогам 2013 года около 0,7%.
Доля ОТТ-видеосервисов в структуре контента в России ниже, чем в среднем по миру, при этом темп прироста показателя в 2011-2012 годах опережает среднемировой.
Крупнейшие рынки цифрового контента (составляют 67% мирового рынка):
- США;
- Великобритания;
- Япония;
- Южная Корея.
Крупнейшие рынки видеосервисов OTT (по итогам 2013 года):
- США (6,4 млрд долл);
- Япония (3,3 млрд долл);
- Южная Корея (1,15 млрд долл).
По оценке экспертов J’son & PartnersConsulting, в 2013 году в мире на долю ОТТ-видеосервисов, работающих по рекламной модели монетизации (aVOD), пришлось порядка 46% или 7 887 млн долларов США. В то же время, доля в общей выручке выручке ОТТ-видеосервисов, использующих подписку в качестве основной бизнес-модели (sVOD), составило около 38% или 6 443 млн долларов США.
В 2013 году в России ситуация на рынке ОТТ заметно отличалась от мировой структуры рынка.
По сравнению с мировым рынком, на российском рынке нелинейного онлайн-видео более широко распространена рекламная модель (aVOD). Доля компаний в выручке, работающих по этой бизнес-модели, составляет 75%.
Основные игроки рынка ОТТ-видеосервисов
Рынок ОТТ-видеосервисов формируется крупными независимыми компаниями, телекоммуникационными операторами и операторами платного телевидения.
Ключевые игроки мирового рынка видео-сервисов ОТТ:
ОТТ-операторы:
- Amazon;
- Netflix;
- Hulu;
- Youtube;
- iTunes.
Операторы платного телевидения:
- Sky (NOWTV; Sky Go);
- Viasat.
Телекоммуникационные операторы:
- Verizon (FiOS On Demand; Redbox Instant).
В России, несмотря на тот факт, что сегмент ОТТ-услуг еще находится на начальном этапе развития, на рынке уже сформировались лидеры как в платном, так и в рекламном сегментах.
Среди крупнейших игроков рынка видео-сервисов ОТТ можно выделить Топ-3 компаний:
- IVI
- Tvigle
- Playfamily
Основные выводы:
Мировой рынок OTT-видеосервисов
Мировой рынок ОТТ-видеосервисов растет: в период 2011-2014 гг. рынок увеличился в 3,1 раза. В прогнозе до 2017 г. ожидается, что рынок достигнет отметки в 28,9 млрд долларов. CAGR 2014-2017 составит 10%.
Абонентская база ОТТ-видеосервисов динамично растет: по итогам 2013 г. абонентская база ОТТ-сервисов в мире составит около 318 млн домохозяйств, а к 2017 увеличится до 550 млн домохозяйств.
Ключевыми игроками мирового рынка OTT являются: Amazon, Netflix, Hulu, iTunes, YouTube, Viaplay, Sky и Verizon.
Российский рынок OTT-видеосервисов
К концу 2013 г. объем рынка ОТТ-видеосервисов в России составил 98 млн. долларов США. Доля российских онлайн-кинотетаров на мировом рынке ОТТ по итогам 2013 г. достигла 0,7%.
Среди крупнейших игроков рынка ОТТ-видеосервисов в России можно выделить Топ-5 компаний: IVI, Tvigle, Playfamily, iTunes, Rutube.
На российском рынке ОТТ-видеосервисов, как и в целом по миру, наиболее широко распространенной моделью монетизации является рекламная бизнес-модель (aVOD).
Доля ОТТ-видеосервисов, работающих на основе платной модели монетизации (VOD, sVOD, EST), в выручке 2013 г. в России суммарно не превысила 25%, в то время как в мире данный показатель составил порядка 54%.
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг