Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Рынок онлайн-образования в России и мире
02.09.2014 08:33
версия для печати
1. Типология Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования: 1. По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой. 2. По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда. 3. По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя. 4. По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей). 5. По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний. 2. Основные бизнес-модели Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способов его производства: 1. Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, UniverTV и другие. 2. Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy. 3. Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаров Zillion. 4. Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Web.University и ряд других. Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные, качественно подготовленные и снятые курсы. Основные способы монетизации
Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning – смесь онлайн- и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года, платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на средства компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами. Пример: Курс по созданию приложений на Android стоит $300, проходит 2 месяца. Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение преподавателей и финальные сертификаты. 3. Мировой рынок Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл. Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже. 4. Российский рынок Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России. Ключевые цифры и факты:
Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям. Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести: Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами; Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ; UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов. Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже. Источник: J’son & Partners Consulting, RusBase Российский рынок активно развивается и является одним из наиболее быстрорастущих в мире, о чем свидетельствует не только значительный интерес инвесторов, но и существующие прогнозы роста рынка**. Так, наиболее быстро в перспективе 2014-2016 годов будут расти рынки онлайн-образования в Азии (18% в год) и Восточной Европе (17%). Ключевым драйвером роста восточноевропейского рынка онлайн-обучения является активное развитие отрасли в Российской Федерации. * известна оценка всей компании в $5,6 млн. **компании Docebo ¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно. ² Более 7 млн пожертвований
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада26.12.2024 Безопасность российского ПО и технологий искусственного интеллекта. Обсудили на Открытой конференции ИСП РАН 2024з> 26.12.2024 Эксперты выявили цифровые точки роста российского рынка HR Techз> 26.12.2024 В России может появиться общероссийский атлас киберугрозз>
|
||||