rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Автоматизированные системы управления становятся неотъемлемым элементом бизнеса торговых сетей

По оценкам экспертов, темпы автоматизации розничной сетевой торговли, пожалуй, опережают все остальные сферы бизнеса. Сетевики один за другим объявляют о крупных проектах в области информационных технологий. Судя по всему, другого пути у них просто нет.

По оценкам экспертов, темпы автоматизации розничной сетевой торговли, пожалуй, опережают все остальные сферы бизнеса. Сетевики один за другим объявляют о крупных проектах в области информационных технологий. Судя по всему, другого пути у них просто нет.

Торная дорога

Российский рынок торговых сетей переживает тот же этап развития, что и западный лет десять назад. В начале 90-х в Европе и США системы автоматизации начали внедряться практически во всех крупных сетях: Wal-Mart, Carrefour, Auchan. И надежды, которые связывали с внедрением этих систем, в целом себя оправдали. Так, после появления комплексной автоматизированной системы в сети супермаркетов Wal-Mart продажи выросли на 11%, а прибыль - на 14%. Wal-Mart - любимый пример российских сетевиков и интеграторов. В 90-е годы компания начала пересматривать свои бизнес-процессы. Она выстроила новую схему отношений с партнерами, скорректировала системы хранения и доставки товаров и даже изменила территориальную структуру магазинов. Одной из главных составляющих реформ была автоматизация.

Региональные офисы Wal-Mart свободны в принятии управленческих решений, но информация обо всех решениях стекается в единый информационный центр в Бентонвиле, штат Арканзас. Центром всей информационной системы компании являются "два кита", на которых держится весь бизнес Wal-Mart: база данных NCR Teradata, содержащая информацию о товарах, ассортименте магазинов, торговых операциях и отношениях с поставщиками, и сеть RetailLink, связывающая Wal-Mart с партнерами и собственными магазинами по всему миру.

Одним из приоритетных направлений развития ИТ-инфраструктуры компании стал максимально оперативный обмен информацией с партнерами. В частности, Wal-Mart совместно с компанией Procter & Gamble создала систему автоматического пополнения склада. Кассовые аппараты сети Wal-Mart связаны с поставщиком, и когда покупатели приобретают продукты Procter & Gamble в магазинах Wal-Mart, система автоматически формирует новый оптовый заказ и отправляет его в Procter & Gamble по электронной почте.

Техническая развилка

Wal-Mart, конечно, далеко не единичный пример того, как зарубежные сети за счет автоматизации интенсифицировали свое развитие. Западные ритейлеры давно усвоили, что эффективность работы напрямую зависит от того, как предприятие использует свой банк данных, который формируется в результате продаж, заказов и поступлений товара. В России поворотным моментом стал кризис 1998 года, после которого сети стали активно расти и понадобились автоматизированные системы управления с широкими возможностями контроля над процессом торговли.

Изначально автоматизация российских торговых сетей шла в двух направлениях. Одни компании ориентировались на программное и аппаратное обеспечение системных интеграторов. Во многих других торговых сетях программное обеспечение развивалось "своим путем" - дописывалось собственными программистами исходя из задач, появлявшихся в компании. "Результат - сложно развиваемый и тяжело поддерживаемый комплекс программ, зачастую очень слабо связанных между собой. Преимуществом собственной системы являлось то, что она полностью учитывает особенности торговой организации. Но при расширении бизнеса такая система, написанная под малое или среднее предприятие, переставала справляться с нарастающим информационным потоком", - говорит Андрей Лысков, директор Северо-Западного представительства компании Columbus IT Partner (один из лидеров по автоматизации в торговой сфере; на ее счету крупные проекты в таких сетях, как "Перекресток", "Дикси", "Техносила" и др.).

Были и исключения. Как говорит генеральный директор сети магазинов "Лента" Олег Жеребцов, в его компании тоже долгое время функционировала собственная разработка: "Она хорошо работала, но надо понимать, что автоматизация должна расти вместе с бизнесом и на каком-то этапе нужно переходить к более профессиональным решениям". Самой известной разработкой self-made является система электронного документооборота "Пятерочка+". Как утверждает генеральный директор сети " Пятерочка" Сергей Лепкович, она была разработана специалистами компании с учетом всей специфики торговой сети. Система автоматизирует и упрощает логистику, закупку, реализацию и товародвижение в магазинах. Это позволило уменьшить расходы, время операций и затраты труда более чем на 30%.

Но все-таки в результате основным направлением развития автоматизации стало внедрение уже готовых систем. Используя такую систему, заказчик вместе с ней получает и формализованные бизнес-процессы. Готовая система на порядок надежнее, чем та, которая разработана собственным ИТ-отделом, и к тому же ее проще обслуживать, так как сервис осуществляется силами системного интегратора. Заказчик сразу получает комплекс услуг, включая и поставки торгового и компьютерного оборудования.

Не жалея средств

В конце 2002 года "Пятерочка" ввела в строй центр логистики. Инвестиции в проект составили 7 млн долларов, а комплекс площадью около 30 тыс. кв. метров стал одним из крупнейших в России. Он оснащен программным обеспечением (ПО) американской компании ЕХЕ Technologie, которое позволяет контролировать движение товаров от поставщика до магазина: специальные радиоустройства считывают штрих-коды и отслеживают перемещение товаров в режиме online. Проект по автоматизации и механизации позволит снизить трудозатраты на 30%, сократить объем занимаемых складских площадей в 2,5 раза, а также вдвое уменьшить время на обработку грузов. "На Западе технологии ЕХЕ используют около 80% крупных ритейлеров, в том числе Tesco, Sainsbury, Guess, Hannaford, Metro, Wal-Mart Stores, Bradlees Stores. Наша компания рассматривает автоматизацию как составную часть бизнес-стратегии", - поясняет Сергей Лепкович.

Закупка товаров и ценообразование в магазинах происходят централизованно. Все направления работы компании - от сложнейших логистических операций до самых элементарных описаны в бизнес-стратегиях, они структурированы и входят в систему информатизации и управления. С декабря 2000 года "Пятерочка" объединила своих поставщиков в единую информационную сеть. В Интернете функционирует закупочный портал. Недавно "Пятерочка" перевела управление всеми товарными потоками на единую автоматизированную компьютерную систему "Автозакупщик". Система позволяет закупать товары для всей сети с помощью электронной почты и контролировать процесс прохождения товара от поступления на склад до продажи в магазине, а также полностью гарантирует конфиденциальность информации и связанных с ней электронных контактов. При этом существенно сокращается время оформления заказа. Это делает сеть более гибкой и удобной для поставщиков.

Еще один масштабный проект реализует сейчас сеть "Лента" - компания внедряет очень дорогой западный продукт mySAP.com, который должен автоматизировать все направления бизнеса компании - начиная с закупок и заканчивая логистикой. Как рассказал Олег Жеребцов, первый шаг в этом направлении "Лента" сделала еще в 2002 году. Тогда компания провела тендер и определила поставщика решения - крупного немецкого интегратора T-Systems CIS (входит в группу Deutsche Telecom). Однако еще на стадии проектирования от услуг T-Systems CIS "Ленте" пришлось отказаться: качество работы немецкой компании и предложенный проект Жеребцова не удовлетворили. Он провел независимую экспертизу и в прошлом году выбрал нового автоматизатора, другую немецкую компанию - Novasoft. Уже 1 марта система начнет работать. Как утверждает Олег Жеребцов, более масштабного проекта в торговых сетях на российском рынке еще не было (хотя бы по объему инвестиций - только за консультационные услуги в течение двух лет компания заплатила более 2 млн долларов). К слову сказать, новый генподрядчик имеет опыт внедрения корпоративной информационной системы отраслевого решения SAP Retail в Германии (компания Metro успешно работает с этой системой).

Похожее развитие событий наблюдается и в сети розничных магазинов "Дикси". В 2002 году компания внедрила решение на базе самой популярной на российском рынке ERP-системы Microsoft Business Solutions-Axapta. Установленное решение не справилось с объемами данных торговой сети, скорость работы оказалась недостаточной. В крупной розничной сети, в условиях интенсивной торговли, принятие решений о закупке товара и его распределении должно быть оперативным - счет идет на часы. Поэтому в 2003 году руководство "Дикси" выбрало другого автоматизатора - более опытного поставщика решений на базе системы Axapta для торговых и дистрибьюторских компаний - Columbus IT Partner. Результатом стало внедрение решения для управления оптово-розничной сетью на базе системы Axapta (Retail Manager for Axapta), которое и по сей день позволяет с достаточной скоростью управлять товарными запасами во всех магазинах сети "Дикси". По словам руководства "Дикси", скорость обработки информации на некоторых операциях увеличилась в 15 раз, по сравнению с предыдущим решением.

Неразрывная связь

Сейчас, пожалуй, каждая торговая сеть имеет крупные проекты в области автоматизации - сети переживают болезни роста. Как отмечает Сергей Лепкович, когда количество магазинов в сети превышает определенный порог, наступает кризис управления: страдает логистика, тормозятся закупки, снижается маржа. В этих условиях успешная автоматизация может значительно повысить конкурентоспособность сети на рынке. Практика показывает, что информационные технологии дают толчок к выводу торговли на новый уровень, снижают издержки, повышают управляемость и создают единый стандарт для распределенных сетей.

"Я считаю, автоматизация "Ленты" - определенно новый этап развития компании. Если учесть маcштаб задач, времени и денег, это можно по значимости сравнить с открытием двух новых магазинов. Сейчас автоматизированная система - это 10% моего бизнеса. Дальше будет больше", - говорит Олег Жеребцов.

Однако говорить о том, что автоматизация торговой сети - это лишь инструмент повышения конкурентоспособности предприятия, уже нельзя. Сейчас автоматизированная система управления (АСУ) становится для торговых сетей обязательным элементом бизнеса. "Сегодня торговая сеть без АСУ так же невозможна, как, например, банк без автоматизированной банковской системы. Без единой системы, управляющей ассортиментом, закупками, распределением товарных запасов, учетом и анализом деятельности, системы, работающей с постоянно растущими объемами данных, развитие этого бизнеса невозможно", - резюмирует Андрей Лысков.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Source

14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазинов

11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода