rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

В ожидании рывка

В Петербурге реализуется самый современный в стране проект "карты горожанина".

Создание эффективной системы управления информационными ресурсами (ИР), похоже, становится одной из ключевых задач власти. И Петербург здесь не является исключением - не научившись управлять информацией, невозможно на современном уровне реализовать ни экономические, ни социальные программы (такие, как увеличение ВРП и обеспечение петербуржцам "европейского качества жизни").

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила о необходимости создания такой системы сразу после прихода в Смольный. Осенью прошлого года началась активная работа. До конца она еще не доведена, но первые результаты уже получены.

Важным элементом системы должна стать так называемая "карта петербуржца", которая будет функционировать не только как средство распределения социальной помощи среди льготных категорий населения, но и в качестве единого безналичного платежного средства.

По словам Сергея Жданова, председателя Комитета по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга, эмиссия "карт горожанина" начнется летом 2005 года. Концепция карты соответствует самым современным представлениям, что, по замыслу чиновников, должно обеспечить проекту "взрывные" темпы развития.

Базовый ресурс
О необходимости введения в Петербурге "карты горожанина" по западному образцу впервые заговорили в КУГИ в середине 1990-х годов. Однако все попытки создать такую карту проваливались из-за отсутствия информационной базы. "До сегодняшнего дня в городе не было единого ресурса, позволяющего идентифицировать человека", - говорит Сергей Жданов. С приходом в Смольный новой администрации ресурс появился, и это стало отправной точкой в дальнейшей разработке проекта.

Многофункциональная информационно-расчетная система (МИРС) "карта петербуржца" построена по принципу иерархической информационной структуры, в основе которой несколько связанных между собой слоев. Базовым информационным слоем стал "государственный регистр населения Санкт-Петербурга" (ГРН). Работа по его созданию официально была завершена в декабре 2003 года и обошлась городскому бюджету в 100 млн рублей. В настоящее время регистр находится в тестовом режиме эксплуатации.

Государственный регистр объединяет три важнейших ИР - "население СПб", "субъекты хозяйственной деятельности" и "земельные ресурсы, недвижимость". Информация, циркулирующая по городу, привязана как минимум к одному из этих ресурсов. При разработке ГРН за основу была взята регистрационная база данных (БД) паспортно-визовой службы, БД миграционной службы, данные по регистрации лиц без определенного места жительства и БД Управления ЗАГС администрации Санкт-Петербурга. Таким образом, ГРН представляет собой множество объединенных телекоммуникационной сетью компьютеров, расположенных в различных городских учреждениях и вся информация из этой сети попадает в центральную базу данных.

Социальная надстройка
Следующий информационный слой - "электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (ЭСРН) и "единая информационная система (ЕИС) обязательного медицинского страхования". Работа по созданию этих ИС находится на завершающей стадии.

ЭСРН представляет собой базу данных, содержащую сведения о том, какие льготы имеет каждый житель Санкт-Петербурга. Социальный регистр является надстройкой по отношению к ГРН, поскольку также основан на принципе "привязки" человека к месту регистрации. "Социальный регистр будет постоянно обновляться благодаря его жесткой связи с ГРН, поскольку льготы человек получает по месту регистрации", - поясняет Сергей Жданов. Сейчас сплошь и рядом встречаются ситуации, когда людям, переехавшим на другое место жительства, льготы продолжают начисляться по прежнему адресу, и потери бюджета от таких ошибок трудно даже подсчитать.

Данные в "ЕИС обязательного медицинского страхования" также будут корректироваться в соответствии с ГРН, поскольку медицинское обслуживание граждане, как правило, получают по месту прописки.

Третий уровень
Последним - третьим уровнем описанной выше структуры станет "карта петербуржца", которая фактически выступит в роли интерфейса при взаимодействии горожанина с многоуровневой информационной системой. Поскольку предполагается, что в перспективе с помощью "карты горожанина" петербуржцы будут иметь доступ к нескольким ИС, у нее должно быть несколько соответствующих приложений. Условие предопределяет выбор технологии: это будет смарт-карта с двойным интерфейсом - контактным (обеспечивающим высокую степень защиты) для распоряжения денежными средствами и бесконтактным для расчетов в транспорте. Ключевым звеном инфраструктуры карточного обращения является процессинговый центр, с помощью которого осуществляется контроль доступа к информационным и финансовым потокам.

Реализация проекта требует солидных вложений. Учитывая, что в Петербурге более 3 млн льготников, одни пластиковые карты обойдутся не менее чем в 15 млн долларов (стоимость одной карты - 5 долларов, процессингового центра - около 200 млн рублей). Городские власти намерены поделить расходы с банками, активно занимающимися ритейлом, - только годовой объем выплат по льготным лекарствам превышает 800 млн рублей, а объем социальных выплат - 1,5 млрд рублей.

Однако этих сумм может оказаться недостаточно для того, чтобы сделать "карту горожанина" интересным для банков проектом. Особенно если учесть, что сроки возврата инвестиций в данном случае назвать будет сложно. Поэтому городское правительство должно быть заинтересовано в том, чтобы сделать "карту горожанина" не только социальным проектом, но и единым платежным средством. "Если карта не будет платежным средством, ни один банк не даст на этот проект ни копейки, - уверен Сергей Жданов. - Потому уже через год, когда начнется эмиссия первых карт, на них, скорее всего, будут размещены и приложения по оплате жилищно-коммунальных услуг".

Собрать воедино
Сейчас в виде отдельных проектов уже существует несколько "потенциальных" приложений для "карты горожанина". Прежде всего это бесконтактные смарт-карты (БСК) для оплаты проезда в метрополитене. К настоящему времени руководству метрополитена удалось распространить всего 250 тыс. таких карт. Кроме того, банком "Санкт-Петербург" по состоянию на январь 2004 года эмитировано 64 тыс. так называемых "детских карт", на которые из городского бюджета перечисляются деньги на содержание малолетних детей. Еще одним пилотным проектом стали 4,5 тыс. карт городской расчетной системы оплаты ЖК услуг и карты отпуска твердого топлива, распространенные среди жителей ДУ-12 Пушкинского района. Предполагается, что эти проекты станут приложениями "карты горожанина", как только начнется ее эмиссия. "Сомневаюсь, что каждому ведомству будет целесообразно развивать собственную карточку, - говорит Сергей Жданов. - Тому же метрополитену удобнее будет подключиться к нашему проекту, поскольку это ускорит процесс распространения смарт-карт среди населения".

Объединить все эти приложения в единой "карте горожанина", как утверждают авторы проекта, технически будет несложно: современные технологии позволяют разместить на одной карте до 24 приложений. Предполагается, что превращение смарт-карты в единое платежное средство произойдет достаточно быстро, поскольку для этого существует прочная и достаточно гибкая информационная основа.

Пилотный проект
В качестве пилотного проекта внедрения "карты горожанина" Комитетом по информатизации и связи совместно с Комитетом по здравоохранению и Комитетом по труду и социальной защите была разработана автоматизированная информационная система (АИС) " Фармльгота", позволяющая оптимизировать механизм распределения льготных лекарств. Программа внедрения этой системы рассмотрена на заседании городского правительства, проходившем 25 мая 2004 года, а ее реализация должна быть завершена к лету 2005 года.

АИС "Фармльгота" представляет собой сеть, связывающую аптеки, поликлиники, центральный информационно-аналитический центр Санкт-Петербурга и "ЕИС обязательного медицинского страхования". Человек обращается в поликлинику, его данные заносятся в компьютер и автоматически передаются во все аптеки города. Далее в базу поступают сведения о том, какие лекарства, когда и в каком количестве он купил.

В ногу с прогрессом
Следует отметить, что одним из достоинств создаваемой в Петербурге системы является ее способность быстро перейти на европейский принцип организации социальной поддержки, подразумевающий замену натуральных льгот денежными компенсациями. Президент Владимир Путин объявил такую замену приоритетной задачей правительства РФ. Технически выполнить это довольно сложно. Благодаря "карте горожанина" в Петербурге этот переход произойдет безболезненно и не потребует дополнительных затрат, поскольку информационная основа останется прежней. Система будет рассчитывать денежные компенсации и перечислять их на эту же карту.

Конкретные сроки реализации проекта как единого платежного средства в городском правительстве не называют, считая, что все должно произойти естественным путем. "Мы будем развиваться, не опережая технический прогресс, но и стараясь не отставать от него", - говорит Сергей Жданов. Сроки проведения тендера среди банков станут известны в течение лета 2004 года после рассмотрения вопроса о ходе подготовки программы МИРС "карта петербуржца" на заседании городского правительства. Затем планируется разработать системный проект развития программы и механизм привлечения инвестиций.

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

26.12.2024 Безопасность российского ПО и технологий искусственного интеллекта. Обсудили на Открытой конференции ИСП РАН 2024

26.12.2024 Эксперты выявили цифровые точки роста российского рынка HR Tech

26.12.2024 В России может появиться общероссийский атлас киберугроз

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода