Большинство отчётов по рынку электронной торговли в России содержат данные лишь по общему обороту рынка без детализации по отраслям (категориям), либо данные по платёжными системам и средним тратам покупательской аудитории. Мы же постарались собрать информацию для владельцев интернет-магазинов по тем категориям товаров, по которым они ведут торговлю или собираются начать вести торговлю в интернете.
Сегменты (категории), выделенные при проведении исследования:
- Одежда, обувь (включая аксессуары, если они идут как часть ассортимента)
- Бытовая техника и электроника (без компьютеров и мобильных телефонов)
- Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
- Детские товары
- Продукты питания
- Книги
- Гипермаркет (широкий спектр товаров, нельзя выделить один основной сегмент)
- Билеты на мероприятия
- Групповые покупки (купоны на скидки на услуги)
- Мобильные телефоны
- Лекарства (аптека, БАДы, линзы)
- Автозапчасти
- Спорт, туризм, рыбалка
- Подарки (за исключением аксессуаров)
- Цифровой контент (выборка магазинов программного обеспечения и игр на дисках)
- Косметика и парфюмерия
- Мебель (в т.ч. сантехника)
- Цветы
- Товары для офиса (канцелярская продукция, оргтехника, расходные материалы)
- Интим-товары
- Украшения
- Аксессуары
- Стройматериалы
- Для дома (интерьер, текстиль, свет, товары для сада)
- Зоотовары
- Оборудование b2b
Для многих магазинов сложно выделить одну единственную категорию, к которой он относится, тем не менее, мы постарались собрать список сегментов, по которому достаточно легко разбивается абсолютное большинство магазинов. Исключение составляет категория «Гипермаркет». По ней мы выделили число заказов и консолидацию игроков как по отдельной категории, а по обороту сделали разбиение по товарным категориям.
Методика исследования
Для проведения исследования использовалась база из 4500 интернет-магазинов, осуществляющих приём заказов через корзину на сайте.
Для базы магазинов использовались технические оценки посещаемости, а также экспертные оценки среднего чека и конверсии.
Для каждого сегмента (категории) были введены коэффициенты длинного хвоста, учитывающие более чем 5000 магазинов, не попавших в исследование. Несмотря на большое число магазинов, оставшихся за рамками исследования, мы считаем приведённые оценки достаточно репрезентативными, так как в них вошла «лучшая» часть рынка (по обороту, посещаемости, большинство магазинов одобрено модераторами сервиса Яндекс.Маркет).
Мы не приводим сравнение с числами предыдущего года, так как исследование прошлого года базировалось всего лишь на 1500 магазинах. Также претерпел изменения список сегментов/категорий.
Итак, перейдём к ключевым результатам исследования:
Среднемесячный оборот по сегментам (категориям) в млн.руб в месяц
Топ-30 интернет-магазинов Рунета по оценкам специалистов InSales
Магазин |
Оборот, млрд. руб. |
Сегмент |
|
1 |
utkonos.ru |
5,1 |
Продукты питания |
2 |
ozon.ru |
3,6 |
Гипермаркет |
3 |
kupivip.ru |
2,4 |
Одежда, обувь |
4 |
holodilnik.ru |
2,0 |
Бытовая техника и электроника |
5 |
pleer.ru |
1,8 |
Бытовая техника и электроника |
6 |
komus.ru |
1,7 |
Товары для офиса |
7 |
mvideo.ru |
1,7 |
Бытовая техника и электроника |
8 |
svyaznoy.ru |
1,5 |
Мобильные телефоны |
9 |
quelle.ru |
1,4 |
Одежда, обувь |
10 |
otto.ru |
1,3 |
Одежда, обувь |
11 |
eldorado.ru |
1,3 |
Бытовая техника и электроника |
12 |
wildberries.ru |
1,3 |
Одежда, обувь |
13 |
laredoute.ru |
1,2 |
Одежда, обувь |
14 |
boutique.ru |
1,2 |
Одежда, обувь |
15 |
uti-note.ru |
1,1 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
16 |
notik.ru |
1,1 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
17 |
sotmarket.ru |
1,0 |
Мобильные телефоны |
18 |
exist.ru |
1,0 |
Автозапчасти |
19 |
euroset.ru |
1,0 |
Мобильные телефоны |
20 |
top-shop.ru |
0,9 |
Спорт, туризм, рыбалка |
21 |
vasko.ru |
0,9 |
Бытовая техника и электроника |
22 |
citilink.ru |
0,9 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
23 |
concert.ru |
0,9 |
Билеты на мероприятия |
24 |
technopark.ru |
0,9 |
Бытовая техника и электроника |
25 |
digital.ru |
0,8 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
26 |
dostavka.ru |
0,8 |
Гипермаркет |
27 |
club-sale.ru |
0,8 |
Одежда, обувь |
28 |
ulmart.ru |
0,8 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
29 |
fcenter.ru |
0,7 |
Компьютеры, ноутбуки, комплектующие |
30 |
003.ru |
0,7 |
Бытовая техника и электроника |
Ещё раз подчеркнём, что представленные данные получены по оценкам компании InSales и не являются официальными данными от перечисленных магазинов.
Для магазинов, ведущих розничную торговлю в оффлайне или ведущих приём заказов по каталогам (не через сайт), указана та часть оборота, которую можно отнести к интернет-торговле.
Консолидация игроков в сегментах (категориях)
В разных сегментах интернет-торговли складывается разная картина расстановки сил. В некоторых сегментах есть явно выраженный лидер, в некоторых — представлено большое число магазинов со сравнимым оборотом.
На приведённой выше диаграмме показана степень консолидации игроков в сегментах. Для формирования индекса используется индекс Херфиндаля, нормированный на 100%.
Чем выше значение индекса, тем более монополизирован сегмент. Например, 100% соответствует одному единственному игроку, формирующему 100% оборота. Для 200 магазинов, каждый из которых обслуживает 0,5% оборота, значение индекса составит 0,5%.
Среднесуточное число заказов по сегментам (категориям)
Наибольшее число заказов совершается в сегменте «Одежды и обуви». Основную часть этого числа заказов составляют заказы у компаний, занимающихся торговлей по каталогам, и у компаний, организованных в виде клубов распродаж:
Доля числа заказов в категории «Одежда и обувь» по типам магазинов
Оборот рынка интернет-торговли по сегментам (категориям) в млрд.руб
Общий объём рынка интернет-торговли составил: 176 млрд.руб.
Оборот рынка в годовом исчислении получен как аппроксимация данных конца года с учётом внутригодовой сезонности.
Данная оценка не включает продажи билетов на поезд/самолёт. Оценка рынка цифровых товаров также выполнена по ограниченной выборке и не раскрывает данный сегмент рынка в полной мере.
Исследование подготовлено специалистами компании InSales
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)