rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Председатель совета директоров компании ЭОС, председатель ПК 6 Владимир Баласанян: «Нужно бежать впереди паровоза»

Несмотря на значительный прогресс развития отрасли автоматизации документооборота в России, еще есть направления, которые требуют пристального внимания, как со стороны регуляторов, так и со стороны участников рынка. О том, как развивается отрасль, и о тенденциях, определяющих ее дальнейшее развитие корреспонденту рассказал председатель совета директоров компании ЭОС, председатель технического подкомитета по стандартизации электронного документооборота (ПК 6) Владимир Баласанян.

-Владимир Эдуардович, расскажите, пожалуйста, о деятельности ПК 6 и тех результатах, которых удалось добиться за последнее время?

Если говорить кратко, то основные направления деятельности ПК 6 заключаются как в разработке оригинальных российских ГОСТов, так и переводе и адаптации к российским условиям зарубежных стандартов. Кроме того, эксперты ПК 6 принимают участие в работе международной организации по стандартизации (ISO) по аналогичным направлениям. Наш комитет ведет исследовательскую, просветительскую и аналитическую работу в области автоматизации документооборота в нашей стране, проводит анализ нормативных актов - по просьбам органов власти и других организаций.

В декабре прошлого года нашим комитетом был подготовлен ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению». Фактически это первый отечественный ИТ-стандарт в области электронного документооборота. Сейчас наш комитет заканчивает выпуск двух «переводных» стандартов: ГОСТ Р/ISO/TR 15801:2009 «Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» и ГОСТ Р/ISO/TR 18492:2005 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов».

В план 2012 года включены работы над следующими стандартами: перевод технического отчета ИСО ТО 26122:2008 «Информация и документация – Анализ процессов работы с точки зрения управления документами» (ISO/TR 26122:2008 Information and documentation – Work process analysis for records), пересмотр стандарта ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» с учетом, в частности, требований системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), а также перевод стандарта международной организации OASIS «Сервисы взаимодействия при управлении контентом» (Content Management Interoperability Services (CMIS), Version 1.0).

Отмечу также, что в 2010 году наш комитет выпустил уникальное исследование – книгу, посвященную вопросам отечественного и международного опыта межведомственного электронного взаимодействия.

- Как на сегодняшний день обстоят дела в области стандартизации отрасли в России, есть ли вопросы, которые еще предстоит решить?

Проблема в том, что у нас в отрасли еще мало стандартов. В то время как их наличие позволяет производителям выпускать продукты, заранее зная какие требования предъявляются к решениям, а заказчикам – иметь гарантии, что приобретенный продукт этим требованиям соответствует.

И в последнее время ситуация со стандартизацией практически не меняется. Важность стандартизации часто иллюстрируют на известном историческом примере. В 1904 году в Балтиморе, США, за 30 часов сгорел дотла весь деловой центр города, поскольку вызванные пожарные команды из окрестных городов не смогли подключиться к местным гидрантам из-за отсутствия стандартов. Примерно также – в отсутствие единого стандарта взаимодействия - при создании системы МЭДО пришлось для каждой из СЭД, участвующей в документообороте, разрабатывать специальную программу-адаптер, который обеспечивает преобразование формата сообщений при их приеме и отправке. Для сведения: в МЭДО сейчас участвуют СЭД 22 различных разработчиков.

Вложив относительно немного денег в стандартизацию СЭД, мы избавим и заказчиков и разработчиков от многократного изобретения и изготовления несовместимых друг с другом продуктов для решения одних и тех же задач. Тем более, что сегодня мы  можем воспользоваться большим числом уже разработанных в других странах и в международных организациях стандартов, прошедших  испытание временем. Но почему-то все готовы платить большие деньги за изготовление оригинальных штучных СЭД, решающих одни и те же документационные задач,  а потом еще доплачивать за их интеграцию с другими системами. Не проще ли заплатить на порядок меньшую сумму за разработку стандартов? Кстати, наряду с ГОСТами и иными нормативными документами, содержащими требования, обязательно нужно создавать процедуры проверки соответствия этим требованиям. Иначе вопросы соответствия, прописанные, например, в конкурсной документации «повисают  в воздухе» и остаются на совести разработчиков или заказчиков.

По нашему мнению разработка стандартов должна быть важнейшей частью государственных программ, в нашем случае – программы «Информационное общество». Средства, которые выделяются Ростехрегулированием на разработку стандартов, покрывают только расходы на выполнение технической работы по выпуску стандарта. Сама же разработка стандартов фактически финансируется предприятиями-членами технических комитетов.

- Какие сегодня существуют проблемы в процессе внедрения СМЭВ и МЭДО, и каковы дальнейшие перспективы развития в этом направлении?

При  реализации федеральных проектов зачастую изначально ставятся нереальные сроки. Но нужно понимать, что процесс перехода на электронные формы взаимодействия и работы с документами в госорганах является неотвратимым. Не всегда получается сделать все быстро, но иного пути развития, нежели переход на электронную форму взаимодействия, нет. Сейчас мы живем в мире, в котором миллионы людей имеют компьютеры, планшеты, смартфоны и в котором работа уже не привязана ни к бумаге и к определенному месту.  Ни у одной страны нет шансов остаться в прежнем бумажном мире. Радует то, что в России именно государство взяло на себя роль локомотива в области внедрения электронного документооборота, поскольку обычно именно госструктуры медленнее других внедряют в работе новые технологии.

- Какие российские регионы в большей степени преуспели в области внедрения электронного документооборота в госорганах? 

Относительно развития непосредственно системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), сейчас помимо федеральных органов власти, к системе пока подключено только правительство Калининградской области. Это первый успешный проект по организации МЭДО на региональном уровне.

В части организации электронного документооборота в органах власти субъектов федерации компания ЭОС является лидером на российском рынке. География реализуемых нами проектов широка. Судя по реализуемым нами и нашими партнерами проектам, мы видим, что активная работа по переходу на электронные формы взаимодействия в органах власти сейчас ведется, к примеру, в Ставропольском крае. Очень интересная работа по созданию единой системы электронного документооборота и услуг ведется в Республике Бурятия. Успешные проекты межведомственного электронного документооборота реализованы в Якутии, Башкортостане, Ростовской, Амурской области, Алтайском крае, Хакасии, Тульской области, Забайкальском крае. Но это далеко не полный список, таких регионов много.

- Насколько сильно за прошедший год изменилась ситуация в отрасли с точки зрения влияния государственных органов?

Динамика происходящих изменений в области государственного регулирования электронного документооборота весьма впечатляет. Это очень важно, потому что именно от государства зависит решение  главной проблемы развития безбумажного документооборота  – легитимности электронных документов в обществе. Сейчас регулятор осознал, что реальный переход к безбумажному документообороту возможен только тогда, когда оригиналы (подлинники) станут не бумажными, а электронными. Тогда и межведомственный документооборот  и архивное хранение «автоматически» станут электронными.

Именно для достижения этой цели в рамках распоряжения Правительства РФ от 12 февраля 2011 года  № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» была поставлена задача перехода в 2012 году к созданию, обработке и хранению значительной части документов в электронном виде.

Переход к работе с электронными подлинниками является также важным условием решения задачи оказания государственных услуг в электронном виде. Дело в том, что процесс оказания услуги в электронной форме - это такой же процесс ведомственного или межведомственного электронного документооборота. Более того, сама услуга, по сути, является документом. И для оказания услуги в электронном виде документы должны также существовать и циркулировать в электронном виде.

Как я уже отметил, сегодня государство диктует очень жесткие сроки по переводу органов власти на электронные формы взаимодействия и документооборота. И хотя порою эти сроки слишком «оптимистичны», в целом, такой «агрессивный» подход сильно стимулирует отрасль и подхлестывает рынок. Наконец-то все заметили, что есть системы электронного документооборота, которые обязательно должны быть в органах власти и без которых невозможны ни локальные, ни глобальные проекты информатизации органов власти. И мы, например, наблюдаем резкий рост интереса к нашей компании со стороны потенциальных заказчиков, поскольку имеем многолетний опыт решения документационных задач, а также весь «джентльменский набор» функционала, обязательного к использованию непосредственно в органах власти или при взаимодействии с ними.

- Каковы основные технологические тенденции, влияющие на рынок ECM?

Все большую популярность обретают мобильные решения по организации документооборота в электронном виде. Ну и конечно «облака», то есть продукты, реализованные на базе «облачных» платформ.

В нашей стране так получилось, что тренд развития электронного документооборота совпал с трендами мобильности и «облачности». И тут потенциал развития нашей отрасли огромен.

Мобильность – одна из важнейших тенденций не только в отрасли, а в целом в обществе. Смартфоны и планшеты уже прочно вошли в нашу жизнь. Применительно к нашей отрасли влияние мобильности заключается в следующем: бумага как носитель информации обладает «чудесной» способностью – документ можно было унести из офиса, почитать, отредактировать и так далее. Но результаты этой работы нужно было снова вернуть в офис, поскольку электронный документ до недавнего времени был привязан к офису и технике, находящейся в нем. Сейчас все иначе – руководители всех уровней хотят работать на мобильных устройствах независимо от своего местонахождения и времени суток. Это, собственно, уже неотъемлемый элемент нового стиля жизни.

С другой стороны, перенос программно-технической инфраструктуры СЭД в «облако» не только снимает с заказчиков множество проблем обеспечения функционирования систем, но и создает все необходимые условия для ухода от «привязки» работы с СЭД к конкретному офису.

Потребность в мобильности и «облачных» сервисах, которая подстегивается и соответствующими предложениями от разработчиков, создает совершенно новую технологическую среду. Первые плоды этого процесса перехода к новой технологической среде мы увидим через год-два, но уже сейчас в частности наша компания демонстрирует первые решения. Замечу, что еще пару лет назад подобных тенденций и технологических решений еще не было.

Еще одна важная тенденция отрасли заключается в том, что традиционно в России внедрение универсальных систем управления контентом (ECM-систем) шло через автоматизацию делопроизводства. Но естественно, что заказчики со временем хотят выйти за рамки автоматизации делопроизводства. И в полной мере использовать возможности ECM-систем для автоматизации самого широкого круга деловых процессов работы с документами.

В целом же одна из характерных черт нашей отрасли в том, что участниками документооборота являются все члены общества – и организации, и граждане. Каждый из них создает, получает и хранит документы. И решения разработчиков  должны непрестанно совершенствоваться. Поэтому любые ИТ-инновации сразу же подхватываются всеми – как это произошло, например, с планшетными устройствами. Использовать наработки пятилетней давности могут себе позволить производители, скажем, зубной пасты, мы не можем. Или разработчик в нашей отрасли бежит впереди паровоза, или он перестает быть игроком рынка.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Кадры, Регулирование, Web, Безопасность

Ключевые слова: автоматизация документооборота, ECM, автоматизация, ЭОС, электронный документооборот, электронные офисные системы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода