Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Председатель совета директоров компании «ЭОС» Владимир Баласанян: «Электронный документооборот в России нуждается в государственном регулировании»
07.04.2014 10:55
версия для печати
- Владимир Эдуардович, Ваша компания стояла у истоков отрасли электронного документооборота 20 лет назад. Расскажите, пожалуйста, какие события в России можно назвать наиболее значимыми за двадцатилетнюю историю развития рынка СЭД. - За прошедшее время СЭД впитали в себя все значимые ИТ-инновации этих двух десятилетий. Они прошли путь от систем поддержки бумажного делопроизводства – до систем, поддерживающих все деловые процессы с использованием электронных документов. От автономных систем к взаимодействующим. От локальных– к облачным и с мобильными рабочими местами. От систем, рассчитанных преимущественно на делопроизводственный персонал до систем, поддерживающих работу руководителей. Если попробовать выделить какие-то этапы, то, пожалуй, первое десятилетие было периодом поиска оптимальных решений, когда заказчиков было относительно немного, а каждый проект приносил новое знание о документационных процессах и потребностях заказчиков. Второе же десятилетие было, скорее, периодом масштабирования и тиражирования найденных подходов. - С какими трудностями Вам и Вашей компании пришлось столкнуться в начале пути? Как они были преодолены? - Думаю, что наши проблемы были такими же, как и у других компаний на рынке. Разве что, будучи во многом первыми, мы первыми с ними столкнулись. Например, непонимание самой сути рыночных отношений между производителями и покупателями программного обеспечения. Помню, как после демонстрации системы одному из крупнейших российских заказчиков, меня попросили «сбросить» диск с понравившейся программой. В ведомствах порою высказывали недоумение: как это разработанная нами готовая программа может автоматизировать уникальные управленческие процессы конкретного ведомства, разве может орган власти приобретать технологию для решения государственных задач у частной компании. А если говорить о действительно критической ситуации, то это – кризис 98 года. С дефолтом банка «Столичный» в один день сгорели все наши финансы, компания осталась без расчетного счета, платежеспособных заказчиков, не было ни копейки ни на зарплату, ни на аренду. Выжили мы благодаря самоотверженности нашей команды и чувству ответственности за свои обязательства. Заказчики-то ведь продолжали использовать наши программы, и бросить все означало нарушить наши обязательства перед ними, пускай в форс-мажорной ситуации. И мы были вознаграждены быстрым ростом в первый же послекризисный год. - Как за эти 20 лет эволюционировали потребности и интересы заказчика? - В первые годы каждый заказчик во главу угла ставил требования воспроизведения разнообразных – сложившихся годами и нигде не задокументированных – приемов и правил работы с документами в его организации. Мы старались не просто выполнить требования конкретных заказчиков, но и осмыслить и обобщить этот опыт. Благодаря этому система ДЕЛО сегодня является, по сути, энциклопедией практических технологий отечественного документационного обеспечения управления. Со временем все больше внимания стало уделяться технологиям, ориентированным на электронные документы: потоковое сканирование, электронно-цифровая (электронная) подпись, штрих-кодирование, электронное взаимодействие, хранение электронных документов, поддержание целостности смешанного бумажно-электронного документооборота. В последнее время огромное внимание уделяется технологиям работы руководителей на мобильных устройствах. - Какие основные драйверы роста отрасли можно выделить, и какие факторы сдерживают развитие? С самого начала массового появления компьютеров в офисе стало ясно, что эффективность технологий электронного документооборота несоизмеримо выше бумажного. И до сих пор главным драйвером роста отрасли является желание заказчиков в максимальной степени перейти от использования бумажных документационных технологий к электронным. Однако до настоящего времени документооборот в нашей стране – за редким исключением – смешанный и при этом преимущественно бумажный. Проблемы создания необходимой технической и технологической инфраструктуры в крупных организациях сегодня решены. И основная трудность, сдерживающая рост доли электронного документооборота, - это традиционные стереотипы культуры работы с бумагой, закрепленные и в нормативной базе, в навыках и представлениях людей. Электронный документ имеет иную природу, нежели бумажный. Например, электронный документ (т.е. нули и единицы, которые хранятся в памяти) может по-разному отображаться на экране или при печати. Исчезают различия между электронным подлинником и его копиями. Электронная подпись имеет совершенно иную природу и внешний вид. И так далее. Мы - насколько это возможно – стараемся максимально облегчить нашим заказчикам переход к электронным технологиям, сохраняя привычные стереотипы. Скажем, воспроизводя на экране или бумаге - в дополнение к сведениям о электронной подписи – привычное графическое факсимиле подписавшего лица. Или реализуя технологию, которая позволяет последовательно подписывать текст документа (при этом, частично, изменяя его), когда в его выпуске участвует несколько должностных лиц. - Охарактеризуйте, пожалуйста, современный рынок систем электронного документооборота в России с точки зрения его соответствия реальным потребностям заказчиков. Насколько, по Вашему мнению, велико проникновение СЭД в России, и есть ли в обозримом будущем возможность насыщения рынка? - Современный рынок СЭД в России растет, по оценкам аналитиков где-то в полтора десятка процентов ежегодно. И это в условиях преимущественно бумажного документооборота. Сейчас сложились все предпосылки для изменения этого соотношения в пользу электронного документооборота. Я имею ввиду, в первую очередь, инициативы правительства, связанные с развитием электронного правительства (оказанием государственных услуг в электроном виде и развития межведомственного электронного документооборота) и стимулированием перехода бизнеса на электронный документооборот. После того, как будут, наконец, решены нормативные проблемы создания, использования и архивного хранения электронных документов-подлинников можно ожидать массового спроса на новые решения, соответствующие новым условиям. - Что в нынешних реалиях можно назвать существенным преимуществом на рынке СЭД для компании-разработчика? - Не могу назвать какого-то одного конкретного решающего преимущества. Сегодня, когда целый ряд ведущих компаний имеют более или менее сопоставимые по функциональным возможностям решения, то нужно исходить из того, что черт – в деталях. Хорошей презентации для выбора далеко не достаточно, ведь система приобретается на много лет, работать в ней будут все работники организации и каждый день. Для правильного выбора нужен дотошный анализ. И функционала, и технологичности (usability), и организации сопровождения, и совокупной стоимости владения, и отзывы других пользователей и т.д. и т.п. Замечу, что в последнее время мы наблюдаем ситуацию, когда порою решающим для выбора СЭД является впечатление руководителя после демонстрации ему мобильного рабочего места (по сути – дизайна) на планшете. - Какой Вы видите отрасль СЭД в России еще через 15-20 лет? - Мы много об это думаем, ведь то, что мы делаем сегодня, должно стать элементом этого будущего. К тому времени в мире и в России, в частности, появится множество облачных документационных сервисов/сетей, которые унаследуют многие технологии, появившиеся сегодня в социальных сетях. С их помощью этих сервисов физические лица и организации смогут использовать различные схемы документооборота между собою, а также получать доступ к услугам разнообразных документационных и архивных систем. Ключевым отличием этих сетей от социальных будет юридическая значимость как самих документов, так и документационных процессов. По сути, сегодняшний портал государственных услуг является одним первых шагов в этом направлении, конечно, в том, что касается государственных услуг. Если же говорить о самих системах электронного документооборота, то, на мой взгляд, существенное изменения должны претерпеть классические делопроизводственные регламенты, созданные в эпоху бумажного документооборота и жесткой централизации управления документами. - Каковы основные цели компании ЭОС на ближайшие несколько лет? - Прежде всего - у нас хорошая основа. Это, вероятно, самая масштабная в России клиентская база: более шести тысяч клиентов и пятисот тысяч рабочих мест. Полная линейка продуктов для обеспечения всех этапов жизненного цикла документов: от проекта до архива. Причем продукты эти реализованы на различных программных платформах, как собственных, так и мировых. Полный спектр оригинальных технологических решений: потоковое сканирование, электронная подпись, межкорпоративное взаимодействие, облачные и мобильные решения. Партнерская сеть из более чем 200 партнеров позволяет не только оказывать услуги по всей территории, но и консолидировать усилия для эффективного решения масштабных проектов. Задача ближайшего будущего – обеспечение процесса полностью электронного документооборота в соответствии с готовящимися нормативными актами, создание тиражных продуктов и облачных сервисов для создания, работы и хранения электронных документов-подлинников. Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование Ключевые слова: электронная подпись, система документооборота, система управления, система электронного документооборота, ЭОС, электронный документооборот, интеграция, системная интеграция, электронные офисные системы, электронная цифровая подпись
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?