Как российские предприятия используют видеоконтент сегодня? В каких бизнес-задачах его применение уже стало нормой, а в каких взлет популярности ожидается в ближайшем будущем? Каковы более отдаленные перспективы?
Многие российские компании уже оценили преимущества видео и систематически используют его в своей работе, конечно, с разной степенью активности и для решения разных задач. Так, ВКС уже стала вполне привычным инструментом для проведения совещаний в крупных территориально распределенных компаниях и госструктурах: оборудование ВКС устанавливается в конференц-залах, переговорных и кабинетах руководителей филиалов. HR-специалисты прямо из центрального офиса проводят по ВКС собеседования. Сегодня ВКС активно используется в российских судах для опроса удаленных свидетелей, причем видеозаписи таких заседаний, в соответствии с федеральным законом №66 от 26 апреля 2013 г., получили статус официального юридически-значимого документа.
Нормой стало и использование видео для контроля технологических процессов на различных объектах в строительных и производственных компаниях. Видеонаблюдение стало неотъемлемым элементом комплексных систем безопасности и контроля за движением на дорогах.
Сегодня и международные корпорации, и отечественный бизнес активно используют видео в маркетинге. В интернете размещаются видеоинструкции и видеопрезентации товаров и услуг. И что интересно, зачастую такие видеопрезентации появляются в Сети раньше традиционных текстовых описаний. Особенно это актуально для производителей и дистрибьюторов высокотехнологичных устройств, жизненный цикл которых очень короткий. Ещё одна устоявшаяся область применения видео в маркетинге (точнее, в рекламе) — это digital signage.
Сейчас начинается взлёт популярности видео в дистанционном обучении, причем не только для сотрудников, но и для партнеров и клиентов компании. Предприятия создают обучающие ролики, делают видеозаписи лекций и тренингов, проводят вебинары и т. п. Региональным подразделениям компаний стали доступны (в онлайне или в виде записей) тренинги и лекции лучших бизнес-тренеров.
В перспективе ожидается развитие такого направления использования видео, как организация корпоративного телевидения и трансляция обращений первых лиц компании к сотрудникам. На Западе это уже норма, а в нашей стране пока скорее исключение, чем правило.
Как видим, уже сегодня видеотехнологии находят применение при решении достаточно широкого круга задач. Но в ближайшие годы этот круг быстро расширится, в связи с неизбежным приходом на предприятия поколения Y (рождение в период с 1985 по 2000 гг). В любой работе Y-ки предпочитают использовать современную цифровую технику, в том числе мобильные устройства, с которыми не расстаются. А при общении с коллегами «уходят» от текстов в сторону аудио- и видеоинформации. Для этого поколения видео является привычным и, пожалуй, первичным способом получения информации. Возникло затруднение — они открывают YouTube. Но YouTube не обеспечивает конфиденциальности корпоративной информации. И для защиты своих данных российским предприятиям в ближайшем будущем придется создавать корпоративные аналоги этого сервиса.
Однако надо отметить, что в настоящее время в подавляющем большинстве российских организаций все же преобладает пока не комплексный подход, а внедрение отдельных ИТ-решений для различных сфер применения видео. В отличие от практики западных компаний.
Должны ли предприятия для каждой сферы применения видео внедрять отдельное ИТ-решение? Есть ли такие решения на рынке? Выгодна ли предприятию их интеграция и насколько она сложна?
Конечно, нет. Ведь такой вариант рано или поздно приведет к созданию «зоопарка» различных решений, которые необходимо будет интегрировать друг с другом. А это может оказаться сложным или даже невозможным, с технической точки зрения. И, конечно, негативно отразится на информационной безопасности, масштабируемости и удобстве для пользователей (usability) комплексных решений, сшитых как лоскутное одеяло. Нечто подобное уже происходило в ИТ-индустрии, когда российские предприятия начали внедрять традиционные бизнес-приложения для бэк-офиса: бухгалтерию, склад, кадровые системы, логистику и др. На первом этапе «лоскутная информатизация» работает и даже позволяет минимизировать расходы. Но по мере увеличения числа систем и углубления их интеграции более выгодным (даже чисто экономически) становится интегрированное решение — ERP. В области корпоративного видео происходит то же самое, только этап лоскутной информатизации еще не завершился. Здесь, как и в других областях построения информационных систем, использование единой платформы всегда предпочтительнее «лоскутного» решения, требующего к себе постоянного внимания и значительных усилий, например, по обеспечению совместимости элементов при выходе новых версий его составных частей.
На российском рынке представлено множество ИТ-решений по внедрению видео в корпоративную культуру. Например, на организацию ВКС или видеотрансляцию. Пока в области работы с видео перед компанией стоят небольшие единичные задачи, их можно решить с помощью набора таких ИТ-систем. Но неразрешимые проблемы неизбежно возникнут, как только потребуется интеграция и масштабирование (например, расширится спектр самих задач и увеличится объем передаваемой видеоинформации). Здесь, как и в других областях построения информационных систем, использование единой платформы всегда предпочтительнее «лоскутного» решения, требующего к себе постоянного внимания и значительных усилий, например, по обеспечению совместимости элементов при выходе новых версий его составных частей.
К счастью, уже сегодня есть альтернативный вариант – корпоративные системы управления видеоресурсами, или EvRP (Enterprise video Resource Planning). Теперь можно не тратить средства на отдельные ИТ-системы и на их дальнейшую интеграцию, а сразу внедрить комплексное решение, созданное на единой технологической платформе и не только закрывающее все имеющиеся в компании задачи по работе с видео, но и обеспечивающее существенный синергический эффект.
Не разумнее ли сразу строить всю совокупность средств видеокоммуникаций как целостную систему? Возникает ли при таком подходе экономия и синергический эффект?
Да, использовать единую систему разумнее практически со всех точек зрения. Во-первых, это прорыв в решении многих бизнес-задач, возможность улучшить многие бизнес-процессы и всю систему внутрикорпоративных коммуникаций. Результат — конкурентные преимущества, рост эффективности, более крепкие отношения с сотрудниками и клиентами. Во-вторых, это решение многих технических проблем, приносящее существенную экономию. Например, объединение систем, отвечающих за все аспекты технологической поддержки использования видео в организации. А также интеграция AV-решения в ИТ-инфраструктуру, единое управление и единый программный и пользовательский интерфейсы. И, наконец, более эффективное использование существующей ИТ-инфраструктуры.
Последний аспект очень важен. Видеоинформация — достаточно «тяжёлый» контент, и её распределение внутри компании легко приводит к перегрузкам и нерациональному использованию каналов связи, что, казалось бы, требует их масштабирования. А системы EvRP позволяют оптимизировать потоки передаваемой видеоинформации и использовать существующую ИТ-инфраструктуру без необходимости ее модернизации. Конечно, это существенно сокращает расходы.
Кроме того, использование комплексного решения EvRP на базе единой технологической платформы дает синергический эффект, поскольку отдельные функции, такие как: видеосвязь, видеохостинг, стриминг, планирование трансляций, обратная связь и т.п., применяемые в различных сочетаниях, взаимно дополняют друг друга. Например, систему ВКС естественно дополнить системой хранения, каталогизации и распространения видеозаписей. А в ряде случаев — еще и системой «живого» вещания сотрудникам, которые сами не участвуют в обсуждении, но должны быть в курсе.
Представлены ли на рынке зрелые решения в области управления корпоративным видеоконтентом? Какими критериями должно руководствоваться предприятие при их выборе?
Да, такие решения есть. Они продолжают активно развиваться, причем разные вендоры придерживаются существенно различных подходов. Например, одни решения полностью реализованы в виде ПО, тогда как другие требуют использования дорогостоящего специализированного оборудования. Первый вариант более выгоден заказчику в плане гибкости, затрат и возможности использовать имеющееся оборудование. Есть решение, которое может работать только при условии, что вся ИТ-инфраструктура построена на базе оборудования того же вендора. Это слишком дорого даже для крупных корпораций. Да и сам подход идет вразрез с основными трендами современного рынка. Есть и много других моментов, которые заказчику стоит учитывать при оценке целесообразности внедрения системы EvRP и выборе конкретного решения.
Чтобы сделать правильный выбор, следует учесть целый ряд критериев:
- В первую очередь, заказчик должен понимать, какие именно задачи своей компании он сможет решить с помощью корпоративной системы управления видеоресурсами. При этом необходимо учесть, что значимость и объем этих задач будут расти и меняться, ведь такое решение создается на многие годы. Например, сегодня заказчику нужна только организация видеоконференций, а уже через год, скорее всего, потребуется транслировать записи этих конференций на гораздо более широкую аудиторию, систематизировать архив видеофайлов и открывающий к нему доступ портал, снабдить его удобной навигацией и поиском. Кроме того, постепенно будет возрастать число и разнообразие источников видеоконтента. В нашем примере все начинается с ВКС, а следующим шагом могут быть видеообращения топ-менеджеров или, скажем, запись лекций или видеоинструкций с помощью профессиональных документ-камер. И мультимедийные презентации с интегрированным видео. А потом появятся и видеозаписи, создаваемые и загружаемые на портал самими сотрудниками. Практика показывает, что зачастую именно такой контент, созданный пользователями, оказывается наиболее популярным. Детально прочертить точную траекторию на годы вперед нереально, но оценить вероятные направления можно.
- Система хранения и распределения видеоконтента должна обеспечить эффективную передачу трафика в корпоративной сети конкретной компании, а также интегрироваться в мультивендорную гетерогенную ИТ-инфраструктуру ИС и системы управления. Это очень сложные задачи, особенно в территориально-распределенных организациях, работающих не только в двух-трех городах миллионниках, а на всей территории страны. Но среди имеющихся решений есть и такие, которые позволяют решить эти задачи в полном объеме.
- Важным критерием является также возможность интеграции с другими системами, например, унифицированными коммуникациями и ВКС.
- Учитывая популярность использования сотрудниками планшетов и смартфонов, необходимо предусмотреть и возможность трансляции видео как из офиса на мобильные устройства, так и в обратном направлении.
- Еще один существенный критерий связан с информационной безопасностью, распространением на видеоконтент политик ИБ, интеграцией EvRP-решения в инфраструктуру ИБ. Существенный момент — автоматическое соблюдение регламентов утверждения видеоматериалов при их публикации на портале.
- Решающим критерием может стать и количество конечных пользователей системы. Некоторые решения имеют технические ограничения по числу пользователей. Это может стать фатальным, если планируется транслировать видео большому числу сотрудников — тысячам и даже десяткам тысяч.
- Наконец, необходимо просчитать стоимость решения и учесть особенности лицензирования. Например, зависит ли стоимость от числа пользователей, которым будет транслироваться видеоконтент.
Как видим, критериев много, и может показаться, что требования слишком жесткие. Но это не так. Все это действительно нужно крупной организации, нарушение любого критерия сегодня — это неизбежная головная боль в будущем.
Кстати, на российском рынке уже существует отвечающее всем вышеперечисленным критериям надежное и масштабируемое решение – EvRP. Оно основано на единой технологической платформе и объединяет все ключевые компоненты для создания, хранения, управления, отображения и потоковой передачи видео в любую точку корпоративной сети или сети Интернет, в том числе на мобильные устройства пользователей с эффективными инструментами оптимизации расхода сетевого трафика.
Справляется ли существующая корпоративная ИТ-инфраструктура с передачей и хранением видеоданных? Могут ли корпоративные системы управления видеоресурсами повысить эффективность ее использования?
Это очень важный аспект. Опыт показывает, что существующие ИТ-инфраструктуры далеко не всегда справляются с хранением и распределением видео внутри компании. Особенно, когда идет речь о достаточно больших архивах и передаче видео многим сотрудникам. Несомненно, возможности ИТ-оборудования и пропускная способность корпоративных сетей передачи данных постоянно растут. Но видео — «тяжелый» контент, способный «забить» любые каналы. Представьте, например, что будет, если обращение руководителя организации будет выложено на YouTube и тысяча или больше сотрудников попытаются посмотреть его одновременно!
Однако, как я уже говорила, современная система EvRP как раз и призвана упростить все этапы обработки видеоконтента и, в частности, оптимизировать сетевой трафик с учетом особенностей сети передачи данных. Это повышает эффективность имеющейся ИТ-инфраструктуры и, как правило, откладывает момент, когда требуется ее модернизация. В итоге, экономия ИТ-бюджета может быть весьма существеной.
Какое место занимают «облачные» технологии в сфере корпоративного видео? Поддерживают ли корпоративные системы управления видеоресурсами все три распространенные сегодня архитектуры (традиционная, «частные облака», гибридная)?
Прямой связи между корпоративными системами управления видеоресурсами и облачными технологиями нет. Ведь с необходимостью внедрения видео в бизнес-процессы сталкиваются любые организации. И те, кто перешел или переходит на облачные технологии, и те, кто использует информационные системы традиционного типа или смешанные конфигурации. EvRP-система поддерживает разные модели внедрения и может быть развёрнута и в традиционной ИС, и в публичном или частном «облаке». Такая система может работать на оборудовании заказчика (on-premise), или это может быть гибридное решение, когда система управления и портал разворачиваются в публичном «облаке», а сеть распределения видеоконтента — в корпоративной сети. Возможно и обратное решение, – когда управление и видеопортал работают на территории и оборудовании заказчика, а для распределения контента используются публичные сети его доставки (CDN). Для России в настоящее время актуальны как модели развёртывания с использованием инфраструктуры заказчика (крупные организации со своими каналами связи), так и гибридные решения (для средних компаний), когда используется «облачный» сервис доставки контента.
Как быстро будет развиваться отечественный рынок корпоративных систем управления видеоресурами? От чего это зависит?
Скорее всего, рынок комплексных решений по управлению корпоративными видеоресурсами в России будет развиваться динамично, и в какой-то момент наступит эффект лавины. Сейчас внедрения единичные, а наиболее дальновидные заказчики «присматриваются» к новой области, оценивают перспективы, очень внимательно изучают предлагаемые решения, исследуют необходимость их использования и прогнозируют эффект от внедрения. Должна накопиться «критическая масса», чтобы множество компаний примерило EvRP-решения к своей деятельности и убедилось в их необходимости для достижения прорыва в самых разных бизнес-задачах. Это именно та точка, после которой неизбежно начнется массовое внедрение.
Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, ПО