rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Директор НИИ ИТ СПбГУ, профессор Андрей Николаевич Терехов: «Перед нами стоит важная задача комплексной автоматизации»

НИИ Информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) разработал ряд программных комплексов для создания в университете интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС). О перспективах проекта корреспонденту spbIT.su рассказал директор НИИ ИТ СПбГУ, профессор Андрей Николаевич Терехов.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) был основан в 1724 году. В состав СПбГУ входят 20 факультетов, 15 НИИ, центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации, Академическая гимназия. На сегодняшний день старейший вуз России предоставляет образовательные программы свыше чем по 50 специальностям: 30 направлений подготовки бакалавров и 20 направлений подготовки магистров. В рамках реализации инновационного проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» будет открыто еще около 30 новых магистерских программ. В университете работает более 10 тыс. преподавателей, обучается более 38 тыс. студентов и около 4 тыс. аспирантов.

 Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как осуществлялся проект автоматизации СПбГУ в минувшие годы?

 - Идея проекта автоматизации университета родилась более чем 15 лет назад, я являюсь научным руководителем этого проекта. Для его ведения была организована и обучена специальная команда, создан отдел общеуниверситетского программного обеспечения (ОПО). В рамках проекта было разработано и внедрено порядка 15 информационных систем различной функциональности. С начала реализации проекта автоматизации СПбГУ мы столкнулись с тем, что его ключевая сложность заключается не в программировании, а в необходимости организационных преобразований. Университет - это огромная корпорация – 56 тыс. человек, 400 зданий, 20 факультетов и множество институтов. Необходимо осуществить реинжиниринг бизнес-процессов, выявить узкие места, оптимизировать их. Университет к таким изменениям был не готов, и в какой-то момент проект был пущен на самотек.

Из разработанных нами решений только система «Абитуриент» и облегченная версия системы «Аспирант» внедрена абсолютно на всех факультетах. При этом наши решения уже давно используются двумя десятками других вузов по всей стране. Сейчас проект запущен снизу вверх, постепенно, мы поэтапно внедряем лоскутные средства автоматизации с тем, чтобы навести хоть какой-то минимальный порядок. Однако должен признать, что как таковой единой информационной системы университета пока не существует.

 Что осуществлялось в рамках проекта в последнее время?

 - Многие годы руководство университета понимало автоматизацию очень узко, грубо говоря, как «провода», то есть набор аппаратных средств. Работа велась над такими приоритетными направлениями, как компьютеризация и обеспечение доступа в Интернет на всех факультетах. Действительно, в университет было поставлено несколько тысяч компьютеров, обеспеченных выходом во Всемирную сеть, для чего были проведены оптоволоконные каналы связи. Это правильные и нужные решения, но в какой-то момент на этом была поставлена точка.

Я считаю, что нужно развивать корпоративную систему университета и дальше. Необходимо организовывать защищенные VPN-соединения для передачи данных, оптимизировать и маршрутизировать трафик. Сейчас почтовые сообщения между кафедрой на математико-механическом факультете, которой я руковожу, и моим офисом в НИИ ИТ (оба находятся в Петергофе) маршрутизируются через оборудование, расположенное в точке обмена трафика «Ленэнерго», и приходят в соседнюю комнату. А ведь это трафик, который стоит денег. Доступ в Интернет – объективная необходимость, но создание корпоративной сети университета – отдельная задача, которая также ждет своего решения. Тем не менее, сейчас в развитии проекта автоматизации университета наметился ряд положительных тенденций.

 В чем они заключаются? Какие перспективы получил проект в настоящий момент?

 - Для того чтобы проект сдвинулся с места, необходимо волевое решение руководства университета и определенные финансовые затраты на труд программистов. В университете сменился весь проректорский состав, внимания автоматизации стало уделяться значительно больше, появился интерес руководства к проекту ИАИС, которого раньше не было, – это факт. Что касается финансирования, то недавно проект СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» получил федеральный грант в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Для реализации инновационного проекта создана специальная дирекция, в которую входят понимающие люди, что позволяет делать оптимистические прогнозы в отношении будущего проекта ИАИС.

Плюс к этому мы ведем сотрудничество с ИТ-компаниями, которые поддерживают нашу деятельность и предоставляют программные средства. В настоящий момент руководством университета подписано два договора – непосредственно между СПбГУ и компанией Microsoft в России и странах СНГ, а также между НИИ Информационных технологий и департаментом стратегических технологий Microsoft. Один из пунктов нашего сотрудничества предполагает работу над созданием ИАИС, интегрированной информационной системы университета.

 Какие конкретно меры будут предприниматься СПбГУ в рамках сотрудничества с Microsoft?

 - По условиям подписанного соглашения (см. выпуск новостей от 5 июня 2007 г. - прим. авт.) Microsoft намерен оказать содействие развитию ИТ-компетенций и внедрению инновационных методов в образовательный процесс университета. Сотрудничая с компанией Microsoft, мы получили возможность получать консультации на самом высоком уровне. Раз в месяц мы проводим заседание Центра компетенции, на котором присутствует представитель Microsoft по Санкт-Петербургу Роман Здебский. На этих встречах он приводит множество примеров того, как средства Microsoft используются в других университетах мира. Довольно мало людей знают программные продукты настолько детально, насколько их знают ИТ-специалисты самой компании.

Сегодня Microsoft предоставляет нам всю линейку программных средств, кроме Microsoft Office, который считается коммерческим продуктом. Я не исключаю, что в проекте автоматизации университета будут локально использованы и программы линейки Microsoft Dynamics AX и NAV (ранее Axapta и Navision). Компания не только поддерживает деятельность НИИ Информационных технологий СПбГУ, на базе которого недавно был создан Центр компетенции Microsoft, но и университет в целом, который скоро войдет в программу Microsoft IT Academy. В этой ситуации выигрывают все: Microsoft, продвигая свои средства в такой крупный университет, как наш, сам университет, бесплатно получивший мощные программные средства, студенты, обретающие дополнительную квалификацию, и предприятия, получающие грамотных специалистов.

 Каковы задачи Центра компетенции Microsoft? Как его деятельность отразится на ходе проекта автоматизации университета?

 - Задача Центра компетенции Microsoft тройственная: первая - подготовка специалистов по технологиям Microsoft. Второе направление - научное, предполагающее разработку на базе решений Microsoft средств графического моделирования сложных информационных систем. Речь идет о новых технологиях программирования. В наше время принято проектировать программы, а не писать их: сложная программно-аппаратная система сначала изображается в виде диаграмм, на базе которых до 80% кода можно сгенерировать автоматически.

Я заинтересовался этим решением довольно давно: в 1991 году я защитил докторскую диссертацию, посвященную программным технологиям для встроенных систем реального времени.

Поэтому в тех системах, которые были созданы в ходе проекта автоматизации университета в минувшие годы, ни одна строчка кода не написана вручную: вначале осуществляется проектирование системы с помощью диаграмм, затем следует автоматическая генерация кода для форм, баз данных и т.д. Все направления тесно связаны. Этот подход понравился Microsoft. Так что в качестве третьего, практического направления работы Центра компетенции была выбрана реализация проекта по созданию в университете ИАИС. Кроме того, Центр компетенций Microsoft будет привлекать и других бизнес-партнеров, первым из них стало предприятие «Ланит Терком».

 Что дает участие в этих учебных программах студентам?

 - Мы даем возможность студентам в рамках Центра компетенции получить дополнительные знания по таким предметам, как планирование, бюджетирование, отчетность, работа в команде и т.п. Пока такие занятия не предусмотрены в программах мат-меха. А без них профессиональный программист сегодня не может состояться как специалист. Таким образом, мы даем студенту шанс повысить свою капитализацию на рынке труда еще до окончания СПбГУ.

В этом году по моей кафедре защитили дипломы 54 человека, при этом больше половины студентов привлекли к участию в своих научных работах высочайших IT-профессионалов, которые согласились выступить их научными руководителями.

Кстати, Microsoft - не единственная компания, с которой мы сотрудничаем. Работа ведется с такими компаниями, как Sun Microsystems, Intel, «Равенство», Oktet Labs, Google, EMC, Motorola, Exigen – всего более 10 российских и зарубежных компаний. Обязательное условие для компаний-партнеров – активное участие в учебном процессе. В Кембридже или Оксфорде давно применяется система наставников или тьюторов, которые помогают студенту на протяжении всей его жизни в университетском кампусе. Мы организовали такую практику и у нас на мат-мехе в Петергофе.

 Что представляет собой информационная среда университета на данный момент? Какие действующие программные средства используются?

 - Информационная система СПбГУ до сих пор не представляла собой интегрированный, единый набор программных средств: в настоящее время в университете используются «1С:Бухгалтерия», «Парус», многочисленные самописные продукты. Например, физический факультет СПбГУ активно использует программные средства IBM, однако цена владения этим софтом намного превышает обычные возможности государственного учреждения, и это скорее можно расценивать как локальный экспериментальный опыт.

Среди уже готовых решений, разработанных нами самостоятельно, я могу назвать системы «Абитуриент» (учет поступающих на все факультеты), «Студент» (внедрена примерно на половине факультетов, в нее передаются данные из системы «Абитуриент» в случае поступления, осуществляет учет пройденных курсов и успеваемости). Система «Студент» работает в двух вариантах - «Деканат» и «Ректорат», информация в них дублируется для соответствующих учреждений в отдельных базах данных, и в идеале ее еще предстоит оптимизировать. Информация в системе «Студент» хранится по принципам историзма: при 40 тыс. студентов в ней сейчас есть данные на 100-120 тыс. человек. Затем существует система «Аспирант». Есть хорошая локальная система «Факультет», которая реализована на факультете журналистики, а затем тиражирована на мат-мехе и других факультетах. У остальных факультетов есть отдельные удачные решения в создании информационных систем, например, библиотечная и пропускная система на юридическом факультете СПбГУ, но их опыт применения опять же локален.

Что касается внутренних университетских процессов, то еще более 10 лет назад нами были автоматизированы штатное расписание, кадры, финансовое планирование. Это было реализовано на тогда современной, а теперь устаревшей базе данных Progress, которая до сих пор работает. Локально автоматизированы материально-техническое снабжение, выдача студенческих проездных карточек, стипендии, ученый совет... К сожалению, все эти участки работают самостоятельно, единой интегрированной среды нет. Одним из последних проектов стало создание системы электронного документооборота на всех 20 факультетах университета на базе программного продукта LanDocs. Компанией «Ланит» были предоставлены 50 пользовательских лицензий этой системы, и в ходе проекта административные службы главного здания были связаны со всеми факультетами.

 Каковы приоритетные задачи в рамках дальнейшего развития проекта автоматизации университета?

 - Сейчас в университете остро встала проблема идентификации сотрудников и студентов университета, а это, напомню, в общей сложности 56 тыс. человек. Многие преподаватели университета работают сразу на нескольких факультетах и на разных должностях, их фамилии могут содержаться сразу в нескольких базах данных, и руководство университета хотело бы иметь в своем распоряжении интегрированные данные. Поэтому мы сначала хотим создать базу персональных данных. Основная задача состоит в унификации технологий, протоколов, используемых стыков. Нашими партнерами был предложен в качестве оптимального решения специальный Microsoft Identity Server. Есть подобные решения у Sun и IBM.

Концепция создания ИАИС университета предполагает объединение всех факультетов в единую корпоративную сеть, в которую будут включены по 5-10 рабочих мест на каждом факультете и службы главного здания. Все существующие программные комплексы университета и те, которые будут разработаны дополнительно, будут унифицированы в единую ИАИС. Доступ к этим программным средствам будет осуществляться с рабочих мест по запросу, то есть в основу построения сети будет положена так называемая архитектура SOA (Service-Oriented Architecture) и веб-сервисы. Это огромная работа и на 70% организационная, которую невозможно решить усилиями программистов, но только с привлечением администрации университета. За последние два года, к сожалению, совет по информатизации СПбГУ не собирался ни разу. Сейчас в рамках инновационного проекта эту концепцию пытаются реанимировать и приступить к ее полноценной реализации.

Подробности

Андрей Николаевич Терехов родился в 1949 году, окончил с отличием математико-механический факультет СПбГУ. Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой системного программирования СПбГУ, директор НИИ Информационных технологий СПбГУ. Генеральный директор ГП «Терком» и ЗАО «Ланит-Терком». Член правления ассоциации компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт».

Автор: Анастасия Симакина (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интеграция, Оборудование, ПО, Кадры

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода