Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. Эпоха покупок сотовых активов прошла, но рост числа абонентов продолжается
11.05.2004 00:00
версия для печати
На ваш взгляд, каковы основные тенденции рынка сотовой связи в 2003 году? - Самое значительное то, что уже в который раз прогнозы аналитиков, в том числе и нашей компании, рынком "перевыполняются". По итогам 2003 года рост рынка, как и в 2002 году, составил более чем 100%. Мы, например, прогнозировали на конец года максимум 32 млн абонентов, их же оказалось 36,2 млн. Как мне кажется, 2003 год стал последним годом "больших приобретений", когда национальные операторы получали доступ к местным рынкам, выкупая крупнейших операторов. Можно вспомнить такие сделки, как приобретение ОАО "ВымпелКом" компании "СтавТелеСот" в начале 2003 года, а в начале осени МТС последовательно приобрела "Сибчелендж", "Примтелефон", "Томскую сотовую связь". Кроме того, МТС докупала доли в своих "дочках", например в Новосибирске. Сейчас в России осталось минимальное количество игроков, перспективных для покупки. Так, для "ВымпелКома", у которого нет лицензий на Дальний Восток, могли бы быть интересные некоторые местные активы в этом регионе. Что показал I квартал 2004 года? - Как и в предыдущие периоды, он заставил аналитиков вновь пересмотреть свои прогнозы. Рынок растет более быстрыми темпами, нежели ожидалось. Если мы предполагали, что в России к концу этого года будет 55 млн абонентов, то сейчас мы изменили прогноз на 61 млн. Впрочем, не удивлюсь, если и этот показатель будет превышен, хотя снова 100%-ный рост вряд ли повторится. Вы говорили о "большой тройке", но у нас есть еще крупные игроки на региональных рынках. Как бы вы оценили их положение на сотовой карте России? - В самом деле, вслед за национальными операторами идут такие компании, как "Уралсвязьинформ", дочернее предприятие "Связьинвеста", занимающее четвертое место по численности абонентов, на пятом месте находится приволжская группа "СМАРТС". Отдельный разговор об "Уралсвязьинформ", который традиционно лидирует на своих рынках и до сих пор, к удивлению многих наблюдателей, умудряется подключать больше абонентов, чем операторы "большой тройки". Консолидация сотовых активов вокруг "ВолгаТелеком" идет не так быстро из-за того, что существует ряд компаний, где наряду со "Связьинвестом" есть и другие акционеры - сотовые операторы, например, "СМАРТС". Совместное владение сейчас может быть нормальной практикой, но в дальнейшем станет неэффективным - все равно придется решать вопрос в пользу одной из сторон. Пятый игрок - "СМАРТС" - независимая компания, акции которой принадлежат менеджменту компании. Это сильный оператор, но в течение последнего времени его позиции немного ослабели из-за конкуренции с национальными игроками. Тем не менее "СМАРТС" развивается, вкладывает средства в развитие своих сетей, пусть и не такие значительные, как "большая тройка". Хотя "СМАРТС", может быть, стоило бы задуматься о создании альянса с другими региональными операторами, чтобы более эффективно противостоять натиску операторов "большой тройки". Еще один типично региональный игрок - шведский холдинг "Теле2", активно запускающий сети GSM, которых уже 10, включая Санкт-Петербург и Нижний Новгород. На мой взгляд, этой компании в России нужно инвестировать в свои сети более активно. "Теле2" имеет сильные позиции в Европе, и если могла бы мобилизовать такие преимущества, как, например, дешевый европейский роуминг, и активнее финансировала бы в развертывание сетей, то имела бы все шансы укрепить свои позиции в российских регионах. И наконец, группа компаний - "Индиго". В свое время американские инвесторы лелеяли очень амбициозные планы, которым, к сожалению, не суждено было сбыться, - после ряда скандалов, компания лишилась практически всех своих наиболее ликвидных активов в России, впоследствии отошедших "Связьинвесту". В результате "Индиго" осталась с несколькими AMPS-активами, ставшими обладателями лицензий на GSM-1800. Тем не менее "Индиго" продолжала делать заявления о намерении развивать свои сети, но, как мне кажется, сегодня у компании только один путь - продать свои сети там, где есть интересы других игроков. Из недавних событий - "Ассоциация 800", в которую входят AMPS-игроки по договоренности с Минсвязью, владельцы лицензий на GSM-1800, похоже, собралась создать нечто вроде общероссийского игрока, состоящего из разрозненных сетей, но с единым роумингом и т. д. Инициатива перспективная, хотя в "Ассоциации 800" не так много операторов - те же "Теле2" и "Индиго" плюс локальные сети. Кроме того, ряд игроков явно не поддержит эту идею. Например, компания "Би Лайн Самара", входящая в Ассоциацию, принадлежит "ВымпелКому" и скорее всего не пойдет на такой шаг. Каковы на этом фоне перспективы четвертого национального оператора - "Скайлинк", который должен работать в новом для России стандарте CDMA-450? - Мы проводили исследования как в Москве, так и региональных городах. Они показывают, что в обеих столицах есть интерес к услугам мобильного доступа в Интернет и передаче данных, а в регионах - к недорогим безлимитным тарифам. Поэтому в общем и целом перспективы для CDMA-450 в России конечно существуют. Но главное здесь - время. GSM-операторы не сидят на месте, тарифы снижаются, в том числе и безлимитные, качество предоставления дополнительных услуг улучшается, и "Скайлинку" будет все труднее убедить пользователя воспользоваться их услугами. Через несколько лет каким станет сотовый рынок России? - Нас ждет еще более явная консолидация, по всей России останется три-пять крупных компаний, включая "Скайлинк", и ряд локальных нишевых игроков. Но их практически не будет заметно. Сейчас уже у "МегаФон" и МТС есть лицензии на всю Россию (у последней, правда, за исключением двух регионов). "ВымпелКому" для этого осталось получить лицензию на Дальний Восток, и наверняка он ее получит. Нельзя исключать появление каких-нибудь сюрпризов, например, альянса "СМАРТС", скажем, с "Теле2". Конкуренция на этом рынке будет усиливаться? - Я думаю, здесь мы будем двигаться к программам лояльности, наподобие той, что недавно предложила МТС, гарантировав существенные скидки при соблюдении правила тратить оговоренное количество денег в месяц. Западный опыт показывает еще один путь - дотирование телефонов со стороны операторов. Однако у нас это пока не прижилось, поскольку прирост и так достаточно хороший, кроме того, всегда есть опасность, что клиенты будут подключаться, чтобы перепродать дешево доставшийся телефон. К тому же у нас разные экономики. В России средний счет абонента постоянно снижается, на Западе - он стабилизировался и составляет около 20 евро в месяц. У нас в 2003 году средний счет составил $15,5, а в текущем - снизится по нашим прогнозам до $11-12.В этом смысле мы идем по китайскому пути, где ARPU составляет не более $10, зато количество абонентов - свыше 200 млн. Так же в отношении тарифов мы можем пойти по американскому пути, то есть за определенную сумму в месяц оператор дает абоненту достаточно большое количество минут (хотя для этого надо иметь значительные сетевые ресурсы). У нас есть примеры таких тарифов, но по сравнению с американским опытом, у нас за $20-50 в месяц операторы предоставляют 200-500 минут, а в Америке -более 1 000 плюс множество разных льгот в выходные, звонки внутри сети и т. п. Несомненно, доля дополнительных услуг в оборотах сотовых компаний увеличится, сейчас она составляет в среднем по России около 8%. Однако перспективы для роста есть, например, средний россиянин стал отправлять в несколько раз больше SMS-сообщений, чем несколько лет назад (по нашим оценкам, 10-15 против 5-7 два года назад). Антон, а теперь, пожалуйста, несколько слов о вашей компании. - ACM Consulting была образована в августе 2002 года. Мы оказываем широкий спектр консультационных услуг в сфере телекоммуникаций - начиная от индустриального, то есть технического консалтинга, до разработки бизнес-планов и составления финансовых моделей и оценок. В последней сфере одним из наших ключевых проектов в прошлом году была оценка сотовых активов, входящих в холдинг "РТК-Лизинг" (впоследствии большинство этих активов было продано "Связьинвесту"). Этот проект был выполнен по заказу "Ростелекома". Мы много занимаемся маркетинговыми исследованиями, причем как кабинетными, так и полевыми - то есть массовыми опросами, специализированными интервью и фокус-группами. Среди наших основных клиентов - мировые производители телекоммуникационного оборудования, сотовые операторы, операторы фиксированных сетей и т. д. Также мы сотрудничаем с крупными финансовыми институтами, у которых нет специальных отделов и возможностей делать глубокий анализ в данной сфере. Наши отчеты, как правило, делаются для конкретного заказчика и не носят массовый характер. Аналитик - профессия для России пока несколько необычная. Как складывался ваш профессиональный путь? Я окончил Станкоинструментальный институт (ныне Московский технологический университет). Первым местом моей работы, куда я пришел в 1996 году будучи студентом, стала компания J'Son&Partners. Годом позже мы решили создать профессиональную аналитическую группу и начали со статистики по сотовой индустрии. В 2002 году образовалось агентство ACM-Consulting. Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада
|
||||