rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Персональное радио в Интернете. Популярное на Западе развлечение — подкастинг завоевывает все больше поклонников в нашей стране

Об интернет-дневниках, именуемых блогами, уже знает большинство пользователей Рунета. Но в Сети нарастает и новое движение — подкастинг, или запись и распространение в Интернете индивидуальных аудиозаписей. В России это понятие пока знакомо немногим, а вот в США слово “подкастинг”, по версии New Oxford American Dictionary, стало словом 2005 г.

Love story

Изобретение термина “подкастинг” (podcasting) приписывают известному американскому виджею, бывшему ведущему MTV Адаму Карри. Он изобрел этот неологизм, объединив слова broadcasting (вещание) и iPod — название популярного mp3-плейера от компании Apple.

У этого феномена множество проявлений: подкастом можно назвать и радиопередачу, и начитанные на диктофон новости, и озвученные истории из собственной жизни. В отличие от простых аудиозаписей на подкаст можно подписаться и регулярно получать его на свой компьютер. Сами авторы подкастов порой напоминают героев сериалов: стоит больше трех раз выйти в эфир — и их жизнь и приключения становятся небезразличны нескольким сотням слушателей — или, как их еще называют, podслушивателям.

Моментом рождения подкастинга считается октябрь 2000 г., когда программист американской компании UserLand Software Дэйв Винер занялся популяризацией RSS — технологии, с помощью которой можно собирать обновления лент новостей, блогов, сайтов. Правда, намного раньше эту технологию придумали разработчики компании Netscape и активно использовали для обновления содержимого своего портала Netcenter. С момента появления RSS пользователям стало необязательно постоянно заходить на один и тот же сайт за обновленным контентом, ведь теперь его можно получать по подписке с помощью специальных программ — RSS-агрегаторов. А специальный скрипт, позволяющий автоматически загружать аудиофайлы, ссылки на которые прописаны в RSS, написал все тот же Адам Карри, считающийся отцом-основателем подкастинга.

Другим предвестником появления подкастинга стало распространение в мире (и прежде всего в США) mp3-плейеров iPod от компании Apple. Даже не столько самого плейера, сколько идущей с ним в комплекте программы iTunes. Сначала эта программа дала владельцам iPod прямой выход на интернет-магазин музыки iTunes Music Store, а потом стала включать в себя и RSS-агрегатор. В результате появилась возможность закачать подкаст на компьютер, а оттуда почти сразу же — на свой iPod.

Начитать текст и записать его на тот или иной аудионоситель, будь то пленка или компакт-диск, возможно было уже давно. Однако сделать эту запись моментально доступной множеству других людей оказалось возможно только благодаря соединению технологий iPod с современными возможностями Интернета (высокая скорость передачи данных).

Надоело радио? Слушайте подкасты!

Так звучит рекламный слоган отца русского подкастинга Василия Стрельникова — известного в России радиоведущего и по иронии судьбы так же, как и Адам Карри, бывшего ведущего MTV. О том, что на Западе существует такое явление, как подкастинг, он узнал около двух лет назад. В какой-то момент, рассказывает Стрельников, он понял, что больше не в состоянии смотреть телевидение и слушать радио, и в поисках альтернативы обратился к Интернету. Послушав подкасты Адама Карри, Стрельников задался вопросом, существует ли подкастинг в России. “На мой запрос "Яndex" выдал лишь разрозненные статьи и редкие упоминания, но не было единого сайта, куда можно было бы выложить подкаст, — говорит он. — Тогда я решил создать такой сайт”. В марте прошлого года в русском сегменте Интернета появился первый и пока единственный крупный портал, посвященный подкастингу, — russianpodcasting.ru.

Основным достоинством подкастинга Стрельников считает то, что им могут заниматься самые обычные люди — для этого не нужны дорогостоящие студии, программные директора и рекламный бюджет. В этом смысле подкасты напоминают блоги, а “Википедия” даже называет аудиоблог синонимом к слову “подкаст”. Любой пользователь может записать на диктофон и тут же выложить в Интернет впечатления о недавнем путешествии или отчет о последней вечеринке. “Подкастинг дает огромный диапазон разных программ, из которых можно выбрать понравившиеся и подписаться на них с помощью простейшего софта, — продолжает Стрельников, — а слушать подкасты можно где угодно и когда угодно”. Правда, аудиоистории из собственной жизни подкастеров в общем потоке не доминируют — их всего 1529 из более чем 10 150 подкастов, размещенных на сайте Russian Podcasting. Остальное — музыкальные подкасты (700), интернет-радио (1460), международные (922), политические (413), о культуре (1287), аудиокниги (526), о сексе (250), компьютерах (588), юмористические (1620) и др. Выбирать из такого количества довольно сложно. Для упрощения задачи был создан мини-портал самых популярных подкастов — podcastshow.ru, а на нем запущено радио, которое транслирует лучшие подкасты в режиме нон-стоп.

Умпутун, Bobuk и “Хабрахабр”

Как долго Russian Podcasting будет оставаться единственным крупным хостингом для подкастов, пока непонятно. В США и Европе бум подкастинга пришелся на 2004-2005 гг., и теперь там работают тысячи крупных подкаст-хостингов и десятки тысяч индивидуальных (stand-alone). Самые популярные подкасты, например, в рейтинге крупного хостинга podcast.yahoo.com — новости хайтек-индустрии, музыка и изучение языков. Четвертый по популярности подкаст — изучение мандаринского диалекта китайского языка.

Наиболее часто скачиваемые на Russian Podcasting — подкаст самого Стрельникова The big podcast, подкаст радиоведущих Вахтанга Махарадзе и Павла Картаева, еженедельный подкаст Умпутуна из Чикаго и проект “Радио Энергия” под названием “Модель для сборки”. Программист из Чикаго, известный также как Умпутун, участвует в создании четырех подкастов и выкладывает их как на Russian Podcasting, так и в собственном блоге. Интервью “Ведомостям” он дал совершенно по-подкастерски: вместо письма с ответами на вопросы он прислал подкаст, аргументировав этот шаг нежеланием использовать такие устаревшие технологии, как письмо. “Я узнал о подкастинге в 2004 г. и примерно четыре-пять месяцев пассивно слушал чужие подкасты, а потом решил поэкспериментировать и записал свой первый выпуск, — рассказал он. — Мне близка тематика разговорных, неторопливо-длительных подкастов — мне кажется, подкаст не должен быть короче 20-30 минут”. Умпутун признает, что подкастинг отнимает немало времени: каждый из четырех подкастов записывается около часа и еще 1,5-2 часа монтируется.

Другой подкастер — Bobuk (он же руководитель отдела разработки коммуникационных сервисов “Яndex” Григорий Бакунов) говорит, что его подкасты очень похожи на его же блог: “Все записи разные: некоторые о технологиях, некоторые о жизни”. Главное препятствие для распространения подкастинга в России, по мнению Бакунова, технологическое — недостаточная пропускная способность каналов связи: “К сожалению, за пределами Москвы и области каналы еще хуже, и там до сих пор существует (о ужас!) dial-up”. Тем не менее, по его мнению, через пару лет Россию тоже ждет бум подкастинга, когда микрофон и наушники станут атрибутом каждого компьютера. В Рунете еще не все понимают, что такое подкастинг и с чем его едят, сожалеет владелец интернет-ресурса “Хабрахабр” Денис Крючков. “То же самое было с блогами несколько лет назад <...> Но затем все изменилось, о блогах заговорили, они проникли в СМИ и породили новую волну медиа. Я думаю, то же самое будет с подкастингом”, — убежден он.

Голос корпораций

Подкастинг уже проник и в корпоративные ряды. Большинство крупных западных радиостанций выпускают в виде подкастов часть своих программ — новостные блоки, тематические передачи и интервью. Так, радиостанция Deutsche Welle делает подкасты для изучающих немецкий язык, а Radio France Internationale выкладывает в виде подкастов новости и интервью. Подкасты создают и российские радиостанции. По словам директора по маркетингу “Сити-FM” Константина Соловьева, эта радиостанция нацелена на молодую и “технологичную” аудиторию. “Они могут послушать новости или любимую программу, даже если пропустили ее в прямом эфире, — объясняет он. — На сайте представлен практически полный аудиоархив всех авторских ток-шоу, а файл с последним выпуском новостей обновляется каждые 15 минут”. По его словам, у подкастов “Сити-FM” около 1000 постоянных слушателей. Соловьев уверен, что выпуск подкастов расширяет и аудиторию радиостанции.

В апреле не очень регулярные пока еще подкасты “Радио Билайн” запустил сотовый оператор “Вымпелком”. Идея создания корпоративного радио пришла директору по связям с общественностью компании Михаилу Умарову, увидевшему в подкастинге новый канал коммуникаций. “Это своего рода социальное СМИ, потребитель которого может получать максимально точечный контент, — считает он. — Я уверен, что со временем подкасты будут популярнее блогов, потому что наговорить текст гораздо проще, чем написать”. Он признает, что пока подкасты от “Билайна” — это канал для специальной аудитории: их слушают в основном журналисты. “Иногда мы записываем видеорелизы по следам тех или иных событий в компании. Они пользуются популярностью у региональных телевизионных каналов, которые сами не в состоянии послать на мероприятие отдельную съемочную группу, но с удовольствием демонстрируют кадры из наших видеокастов”, — рассказывает Умаров.

Сотрудники аналитической компании Mobile Research Group (MRG) пошли другим путем и начали записывать подкасты в профессиональной радиостудии. “Мы решили, что нам нужны подкасты хорошего качества, — объясняет ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. — Мы не создаем звуковую копию наших текстов: подкасты включают в себя то, что вы не найдете в такой форме на сайте”. Муртазин говорит, что для его компании подкастинг пока имиджевый проект, на который уходит несколько тысяч долларов в месяц. По его оценке, у подкастов MRG около 15 000 слушателей и эффект от проекта уже заметен — в день появления нового подкаста на сайте резко вырастает число подписок на новости и сервисы. “А когда мы достигнем уровня в 30 000 слушателей, то начнем продавать рекламу в подкастах”, — обещает Муртазин. Стрельников также признает, что его детище — портал russianpodcasting.ru — пока не приносит дохода, так что трафик владелец этого портала вынужден оплачивать самостоятельно. Окупить затраты он собирается также с помощью размещения рекламы и совместных акций с крупными хайтек-компаниями.

Эксперт инвесткомпании “Финам” Игорь Веретенников считает, что за рубежом подкасты — дополнительный инструмент для привлечения внимания к уже существующим сервисам. “В чистом виде подкасты не привлекают необходимого числа посетителей и не позволяют зарабатывать на рекламе”, — говорит он. Объем рекламных доходов во всех подкастах Интернета, по его оценке, не превышает $100 млн, а весь рынок подкастовых услуг он оценивает в $350-400 млн. “Относительно низкий уровень развития подкастов как бизнеса связан с тем, что специализированные сайты неизбежно вырождаются в систему обмена пиратской музыкой и видео. Западные инвесторы понимают это, не стремясь особо активно вкладываться в данное направление”, — объясняет он. По словам Веретенникова, подкастеры зарабатывают прежде всего создавая подкасты для коммерческих структур и лишь немного — на рекламе.

КАК ЗАПИСАТЬ ПОДКАСТ

Создание подкаста не требует особых навыков и профессиональной аппаратуры. Темой может стать все, что угодно, — от описания событий в личной жизни до рецензий на кинофильмы и новостей хайтек-индустрии. А для записи достаточно обычного цифрового диктофона: на него текст можно надиктовать, а потом перекачать файл на ПК и выложить в Интернет. Записать подкаст можно и прямиком на компьютер, если он оснащен звуковой картой, микрофоном и звукозаписывающей программой — например, бесплатной Audacity Mp3 Recorder. Для привлечения аудитории и продвижения своего подкаста разумно воспользоваться услугами крупного тематического портала. В Рунете пока существует единственный крупный хостинг подкастов — rpod.ru, а для подкастов на других языках во Всемирной паутине имеется множество хостингов, от каталогов подкастов на Yahoo.com до личных сайтов с размещенными на них ссылками на подкасты. Записать подкаст можно даже таким, казалось бы, невозможным способом, как это делают Умпутун, Bobuk и Алекс-Ф из Кремниевой долины: они собираются втроем и рассуждают на темы хайтека и интернет-технологий в своем подкасте “Радио-Т”. Дело в том, что все три персонажа живут в тысячах километров друг от друга: Умпутун — в Чикаго, Алекс-Ф — в Маунтин-Вью, а Bobuk — в Москве. Все трое собираются перед своими компьютерами и пишут подкаст, общаясь через Skype. Забавно звучит их приветствие — “доброго времени суток”, и это понятно, ведь все они находятся в разных часовых поясах.

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Интернет

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Source

14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазинов

11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода