Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Персональное радио в Интернете. Популярное на Западе развлечение — подкастинг завоевывает все больше поклонников в нашей стране
30.10.2006 00:00
версия для печати
Love story Изобретение термина “подкастинг” (podcasting) приписывают известному американскому виджею, бывшему ведущему MTV Адаму Карри. Он изобрел этот неологизм, объединив слова broadcasting (вещание) и iPod — название популярного mp3-плейера от компании Apple. У этого феномена множество проявлений: подкастом можно назвать и радиопередачу, и начитанные на диктофон новости, и озвученные истории из собственной жизни. В отличие от простых аудиозаписей на подкаст можно подписаться и регулярно получать его на свой компьютер. Сами авторы подкастов порой напоминают героев сериалов: стоит больше трех раз выйти в эфир — и их жизнь и приключения становятся небезразличны нескольким сотням слушателей — или, как их еще называют, podслушивателям. Моментом рождения подкастинга считается октябрь 2000 г., когда программист американской компании UserLand Software Дэйв Винер занялся популяризацией RSS — технологии, с помощью которой можно собирать обновления лент новостей, блогов, сайтов. Правда, намного раньше эту технологию придумали разработчики компании Netscape и активно использовали для обновления содержимого своего портала Netcenter. С момента появления RSS пользователям стало необязательно постоянно заходить на один и тот же сайт за обновленным контентом, ведь теперь его можно получать по подписке с помощью специальных программ — RSS-агрегаторов. А специальный скрипт, позволяющий автоматически загружать аудиофайлы, ссылки на которые прописаны в RSS, написал все тот же Адам Карри, считающийся отцом-основателем подкастинга. Другим предвестником появления подкастинга стало распространение в мире (и прежде всего в США) mp3-плейеров iPod от компании Apple. Даже не столько самого плейера, сколько идущей с ним в комплекте программы iTunes. Сначала эта программа дала владельцам iPod прямой выход на интернет-магазин музыки iTunes Music Store, а потом стала включать в себя и RSS-агрегатор. В результате появилась возможность закачать подкаст на компьютер, а оттуда почти сразу же — на свой iPod. Начитать текст и записать его на тот или иной аудионоситель, будь то пленка или компакт-диск, возможно было уже давно. Однако сделать эту запись моментально доступной множеству других людей оказалось возможно только благодаря соединению технологий iPod с современными возможностями Интернета (высокая скорость передачи данных). Надоело радио? Слушайте подкасты! Так звучит рекламный слоган отца русского подкастинга Василия Стрельникова — известного в России радиоведущего и по иронии судьбы так же, как и Адам Карри, бывшего ведущего MTV. О том, что на Западе существует такое явление, как подкастинг, он узнал около двух лет назад. В какой-то момент, рассказывает Стрельников, он понял, что больше не в состоянии смотреть телевидение и слушать радио, и в поисках альтернативы обратился к Интернету. Послушав подкасты Адама Карри, Стрельников задался вопросом, существует ли подкастинг в России. “На мой запрос "Яndex" выдал лишь разрозненные статьи и редкие упоминания, но не было единого сайта, куда можно было бы выложить подкаст, — говорит он. — Тогда я решил создать такой сайт”. В марте прошлого года в русском сегменте Интернета появился первый и пока единственный крупный портал, посвященный подкастингу, — russianpodcasting.ru. Основным достоинством подкастинга Стрельников считает то, что им могут заниматься самые обычные люди — для этого не нужны дорогостоящие студии, программные директора и рекламный бюджет. В этом смысле подкасты напоминают блоги, а “Википедия” даже называет аудиоблог синонимом к слову “подкаст”. Любой пользователь может записать на диктофон и тут же выложить в Интернет впечатления о недавнем путешествии или отчет о последней вечеринке. “Подкастинг дает огромный диапазон разных программ, из которых можно выбрать понравившиеся и подписаться на них с помощью простейшего софта, — продолжает Стрельников, — а слушать подкасты можно где угодно и когда угодно”. Правда, аудиоистории из собственной жизни подкастеров в общем потоке не доминируют — их всего 1529 из более чем 10 150 подкастов, размещенных на сайте Russian Podcasting. Остальное — музыкальные подкасты (700), интернет-радио (1460), международные (922), политические (413), о культуре (1287), аудиокниги (526), о сексе (250), компьютерах (588), юмористические (1620) и др. Выбирать из такого количества довольно сложно. Для упрощения задачи был создан мини-портал самых популярных подкастов — podcastshow.ru, а на нем запущено радио, которое транслирует лучшие подкасты в режиме нон-стоп. Умпутун, Bobuk и “Хабрахабр” Как долго Russian Podcasting будет оставаться единственным крупным хостингом для подкастов, пока непонятно. В США и Европе бум подкастинга пришелся на 2004-2005 гг., и теперь там работают тысячи крупных подкаст-хостингов и десятки тысяч индивидуальных (stand-alone). Самые популярные подкасты, например, в рейтинге крупного хостинга podcast.yahoo.com — новости хайтек-индустрии, музыка и изучение языков. Четвертый по популярности подкаст — изучение мандаринского диалекта китайского языка. Наиболее часто скачиваемые на Russian Podcasting — подкаст самого Стрельникова The big podcast, подкаст радиоведущих Вахтанга Махарадзе и Павла Картаева, еженедельный подкаст Умпутуна из Чикаго и проект “Радио Энергия” под названием “Модель для сборки”. Программист из Чикаго, известный также как Умпутун, участвует в создании четырех подкастов и выкладывает их как на Russian Podcasting, так и в собственном блоге. Интервью “Ведомостям” он дал совершенно по-подкастерски: вместо письма с ответами на вопросы он прислал подкаст, аргументировав этот шаг нежеланием использовать такие устаревшие технологии, как письмо. “Я узнал о подкастинге в 2004 г. и примерно четыре-пять месяцев пассивно слушал чужие подкасты, а потом решил поэкспериментировать и записал свой первый выпуск, — рассказал он. — Мне близка тематика разговорных, неторопливо-длительных подкастов — мне кажется, подкаст не должен быть короче 20-30 минут”. Умпутун признает, что подкастинг отнимает немало времени: каждый из четырех подкастов записывается около часа и еще 1,5-2 часа монтируется. Другой подкастер — Bobuk (он же руководитель отдела разработки коммуникационных сервисов “Яndex” Григорий Бакунов) говорит, что его подкасты очень похожи на его же блог: “Все записи разные: некоторые о технологиях, некоторые о жизни”. Главное препятствие для распространения подкастинга в России, по мнению Бакунова, технологическое — недостаточная пропускная способность каналов связи: “К сожалению, за пределами Москвы и области каналы еще хуже, и там до сих пор существует (о ужас!) dial-up”. Тем не менее, по его мнению, через пару лет Россию тоже ждет бум подкастинга, когда микрофон и наушники станут атрибутом каждого компьютера. В Рунете еще не все понимают, что такое подкастинг и с чем его едят, сожалеет владелец интернет-ресурса “Хабрахабр” Денис Крючков. “То же самое было с блогами несколько лет назад <...> Но затем все изменилось, о блогах заговорили, они проникли в СМИ и породили новую волну медиа. Я думаю, то же самое будет с подкастингом”, — убежден он. Голос корпораций Подкастинг уже проник и в корпоративные ряды. Большинство крупных западных радиостанций выпускают в виде подкастов часть своих программ — новостные блоки, тематические передачи и интервью. Так, радиостанция Deutsche Welle делает подкасты для изучающих немецкий язык, а Radio France Internationale выкладывает в виде подкастов новости и интервью. Подкасты создают и российские радиостанции. По словам директора по маркетингу “Сити-FM” Константина Соловьева, эта радиостанция нацелена на молодую и “технологичную” аудиторию. “Они могут послушать новости или любимую программу, даже если пропустили ее в прямом эфире, — объясняет он. — На сайте представлен практически полный аудиоархив всех авторских ток-шоу, а файл с последним выпуском новостей обновляется каждые 15 минут”. По его словам, у подкастов “Сити-FM” около 1000 постоянных слушателей. Соловьев уверен, что выпуск подкастов расширяет и аудиторию радиостанции. В апреле не очень регулярные пока еще подкасты “Радио Билайн” запустил сотовый оператор “Вымпелком”. Идея создания корпоративного радио пришла директору по связям с общественностью компании Михаилу Умарову, увидевшему в подкастинге новый канал коммуникаций. “Это своего рода социальное СМИ, потребитель которого может получать максимально точечный контент, — считает он. — Я уверен, что со временем подкасты будут популярнее блогов, потому что наговорить текст гораздо проще, чем написать”. Он признает, что пока подкасты от “Билайна” — это канал для специальной аудитории: их слушают в основном журналисты. “Иногда мы записываем видеорелизы по следам тех или иных событий в компании. Они пользуются популярностью у региональных телевизионных каналов, которые сами не в состоянии послать на мероприятие отдельную съемочную группу, но с удовольствием демонстрируют кадры из наших видеокастов”, — рассказывает Умаров. Сотрудники аналитической компании Mobile Research Group (MRG) пошли другим путем и начали записывать подкасты в профессиональной радиостудии. “Мы решили, что нам нужны подкасты хорошего качества, — объясняет ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. — Мы не создаем звуковую копию наших текстов: подкасты включают в себя то, что вы не найдете в такой форме на сайте”. Муртазин говорит, что для его компании подкастинг пока имиджевый проект, на который уходит несколько тысяч долларов в месяц. По его оценке, у подкастов MRG около 15 000 слушателей и эффект от проекта уже заметен — в день появления нового подкаста на сайте резко вырастает число подписок на новости и сервисы. “А когда мы достигнем уровня в 30 000 слушателей, то начнем продавать рекламу в подкастах”, — обещает Муртазин. Стрельников также признает, что его детище — портал russianpodcasting.ru — пока не приносит дохода, так что трафик владелец этого портала вынужден оплачивать самостоятельно. Окупить затраты он собирается также с помощью размещения рекламы и совместных акций с крупными хайтек-компаниями. Эксперт инвесткомпании “Финам” Игорь Веретенников считает, что за рубежом подкасты — дополнительный инструмент для привлечения внимания к уже существующим сервисам. “В чистом виде подкасты не привлекают необходимого числа посетителей и не позволяют зарабатывать на рекламе”, — говорит он. Объем рекламных доходов во всех подкастах Интернета, по его оценке, не превышает $100 млн, а весь рынок подкастовых услуг он оценивает в $350-400 млн. “Относительно низкий уровень развития подкастов как бизнеса связан с тем, что специализированные сайты неизбежно вырождаются в систему обмена пиратской музыкой и видео. Западные инвесторы понимают это, не стремясь особо активно вкладываться в данное направление”, — объясняет он. По словам Веретенникова, подкастеры зарабатывают прежде всего создавая подкасты для коммерческих структур и лишь немного — на рекламе. КАК ЗАПИСАТЬ ПОДКАСТ Создание подкаста не требует особых навыков и профессиональной аппаратуры. Темой может стать все, что угодно, — от описания событий в личной жизни до рецензий на кинофильмы и новостей хайтек-индустрии. А для записи достаточно обычного цифрового диктофона: на него текст можно надиктовать, а потом перекачать файл на ПК и выложить в Интернет. Записать подкаст можно и прямиком на компьютер, если он оснащен звуковой картой, микрофоном и звукозаписывающей программой — например, бесплатной Audacity Mp3 Recorder. Для привлечения аудитории и продвижения своего подкаста разумно воспользоваться услугами крупного тематического портала. В Рунете пока существует единственный крупный хостинг подкастов — rpod.ru, а для подкастов на других языках во Всемирной паутине имеется множество хостингов, от каталогов подкастов на Yahoo.com до личных сайтов с размещенными на них ссылками на подкасты. Записать подкаст можно даже таким, казалось бы, невозможным способом, как это делают Умпутун, Bobuk и Алекс-Ф из Кремниевой долины: они собираются втроем и рассуждают на темы хайтека и интернет-технологий в своем подкасте “Радио-Т”. Дело в том, что все три персонажа живут в тысячах километров друг от друга: Умпутун — в Чикаго, Алекс-Ф — в Маунтин-Вью, а Bobuk — в Москве. Все трое собираются перед своими компьютерами и пишут подкаст, общаясь через Skype. Забавно звучит их приветствие — “доброго времени суток”, и это понятно, ведь все они находятся в разных часовых поясах. Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru) Рубрики: Интернет
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?