Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
DEJА VU 2000Инвестиционный бум в Рунете: то ли он есть, то ли его нет
20.11.2006 00:00
версия для печати
Как и шесть лет назад, сегодняшнее увлечение Рунетом — эхо процессов, происходящих в США и Западной Европе. Есть, правда, одно существенное отличие. В 1999-2000 гг. российские бизнесмены, как и их иностранные коллеги, вкладывались в новые, еще не доказавшие свою состоятельность проекты — поисковые порталы, почтовые сервисы, онлайновые магазины, виртуальные газеты. Кто-то выиграл, а кто-то, конечно же, проиграл. Сегодня западные инвесторы нашли новые объекты для рискованных вложений — службы обмена цифровым видео, коммуникационные программы, интерактивные СМИ. В Рунете же мода на ретро: наши толстосумы готовы вкладываться только в прибыльные, хорошо известные рынку компании. НАЛЕТАЙ, НЕ СКУПИСЬ Однажды три американских паренька взяли небольшой кредит, сняли на него офис, купили компьютеры и за пару месяцев создали сайт, который не приносил им ни цента. Через полтора года он был продан за $1,65 млрд. Так звучит любимая байка Леонида Богуславского, председателя совета директоров инвесткомпании ru-Net Holdings . “Ну какой олигарх может похвастаться такой историей? — восклицает он. — Когда я рассказываю ее знакомым бизнесменам, они начинают думать, что жизнь проходит мимо них”. Речь в рассказе главы ru-Net Holdings идет, конечно же, про видеосервис YouTube, который в прошлом месяце купила Google. История Skype впечатляет не меньше. Этот бесплатный сервис интернет-телефонии создали в 2003 г. Никлас Зеннстром и Янус Фриис. Создали почти без затрат, использовав в качестве основы программу прямого обмена файлами KaZaA. Сейчас удобной “звонилкой” пользуются около 100 млн человек. Осенью 2005 г. Skype за $2,6 млрд был куплен онлайновым аукционом eBay. Но как извлекать из Skype прибыль, руководители eBay до сих пор не придумали, а потому не раз публично заявляли, что готовы избавиться от него. Этой весной появились слухи, что к Skype присматривается Vodafone. Она якобы намерена интегрировать Skype в мобильные телефоны. В прессе даже звучала сумма предполагаемой сделки — $3,4 млрд наличными. Если это правда, вложение eBay никак не назовешь неудачным. Оставаться в стороне от этого праздника жизни не хотят даже те, кто погорел во время фондового кризиса 2001 г., когда лопнул пресловутый интернет-пузырь. За последние полгода на Nasdaq прошло три десятка IPO различных интернет-компаний, которые в сумме привлекли почти $5 млрд. В Рунете тоже оживление. В начале месяца холдинг “Проф-Медиа”, принадлежащий Владимиру Потанину, купил за $230 млн контрольный пакет Rambler Media Group, владеющей одноименным поисковым сервисом и новостным сайтом Lenta.ru. Некая финансовая корпорация, по слухам, ведет переговоры о покупке блокпакета “Яндекса”. “Раньше люди скупали столичную недвижимость, а теперь приобретают интернет-компании”, — улыбается Клименко из Liveinternet.ru. “Ко мне обращались металлурги, бывшие владельцы радиокомпаний, банкиры”, — вторит ему Ашманов. “Вкладывать в Интернет нынче круто и престижно, — говорит директор аналитического департамента исследовательского агентства J'son & Partners Борис Овчинников. — Этот бизнес обманчиво понятен. Мы все имеет дело с сайтами и порталами каждый день”. “Понятные” сайты и порталы — это все те же “Яндекс”, Rambler, Mail.ru, РБК и т. п. О том, чтобы вложиться в какой-нибудь “русский Skype”, и речи не идет. С одной стороны, это совершенно разумная тактика. Вышеперечисленные проекты и так приносят своим владельцам неплохие дивиденды. Рентабельность Rambler Media Group по чистой прибыли в первом полугодии 2006 г. составила 15,6%. Аналогичный показатель у Mail.ru в прошлом году составил 18%, у РБК — 21,6%, а у “Яндекса” и вовсе почти 40%. Капитализация РБК и Rambler с лета прошлого года выросла в 3 раза. Во время IPO Rambler на Лондонской фондовой бирже, которое прошло в июне 2005 г., инвесторы оценили компанию в $153,5 млн. Соотношение капитализация/выручка составило 12,3. Для сравнения: Трубная металлургическая компания, IPO которой аналитики назвали одним из самых удачных за последний год, разместилась с мультипликатором 1,5. Правда, новые интернет-компании, бывает, размещаются еще лучше. Так, к примеру, средний мультипликатор для высокотехнологичных фирм, разместившихся за последние полгода на площадке альтернативных инвестиций AIM (Alternative Investments Market) Лондонской фондовой биржи, был выше 22. Но даже это не заставляет российских инвесторов вкладываться в непроверенные проекты. НОВЫЕ РУНЕТЧИКИ “Все хотят сделать как минимум новый "Яндекс", на меньшее не согласны”, — ругается Ашманов. Инвесторы, давно работающие в Рунете, не устают критиковать “новых виртуальных русских”. “Слишком много желающих заработать легкие деньги безо всякого риска”, — говорит партнер инвестиционного фонда Baring Vostok Capital Partners (BVCP) Елена Ивашенцева. “Случайные люди, у которых появилась свободная наличность, и они решили принести ее в Сеть”, — добавляет руководитель направления “Интернет-проекты” инвесткомпании “Финам” Сергей Михеев. BVCP и ru-Net приобрели пакеты акций “Озона” и “Яндекса” весной 2000 г. Примерно тогда же Delta Private Equity Fund (DPEF) вложился в проект Port.ru, из которого вырос холдинг Mail.ru. “Финам” сделал первое приобретение в Рунете в 2003 г., купив продавца контекстной рекламы “Бегун”. Раздражение старожилов Рунета нарастает. Пристальный интерес спекулянтов разогревает рынок, который и без того хорошо растет из-за увеличения объемов интернет-рекламы. “Когда мы только заходили, на рынке уже работали несколько частных инвесторов, которые, на наш взгляд, завышали стоимость сайтов, — говорит Михеев. — Но сейчас цены взлетели просто до небес”. В качестве примера он приводит недавнюю покупку сайта Sostav.ru финским издательским домом Talentum Media. На Sostav.ru, согласно данным счетчика Rambler's Top-100, заглядывают примерно 480 000 посетителей в месяц. Доход сайта от продажи рекламы и прочих услуг, по оценкам участников рынка, в этом году достигнет $200 000. Финны купили Sostav.ru за $1,5 млн. Клименко, напротив, считает, что финны недоплатили. По его мнению, стоимость Sostav.ru — между прочим, крупнейшего среди посвященных индустрии рекламы российских сайтов — должна в 15 раз превышать его выручку. То есть его бывшим владельцам надо было просить минимум $3 млн. А за более интересные проекты можно получить и в 30 раз больше годовой выручки. Богуславский возражает: “Это самая верхняя граница, на нее ориентируются, только когда имеют дело с компанией, работающей на прорывном направлении”. “Сейчас невозможно потерять деньги, — не сдается Клименко. — Если инвестор вошел в компанию, которая уже приносит прибыль — а таких сейчас подавляющее большинство, — он получит свое даже при последующей коррекции”. Отделить агнцев от козлищ — то есть прибыльные компании от неприбыльных — сегодня очень просто. “Появились четкие индикаторы оценки количества онлайновой рекламы. Всегда можно высчитать конвертацию трафика, это стало рядовой операцией”, — говорит Ашманов. На днях TNS Gallup Media объявила о запуске проекта медиаизмерений в Рунете, что также должно понравиться рекламодателям. По прогнозам J'son & Partners, к 2008 г. в Рунете будет тратиться около 3% рекламных бюджетов отечественных компаний. Сейчас, по оценке PricewaterhouseCoopers, расходуется менее 1%. Потенциал для роста прекрасный. Так кто же прав — консерваторы или те, кто призывает инвесторов поторопиться? А ВДРУГ ВСЕ ЖЕ ЛОПНЕТ? “На рынке много случайных людей, мало что понимающих в бизнес-моделях компаний, в которые они вкладываются. Это пузырь, и он неизбежно лопнет”, — уверена Ивашенцева из BVCP. “В итоге, как и в 2000 г., выживет не больше 5% компаний”, — добавляет управляющий директор DPEF Кирилл Дмитриев. Небольшой российский интернет-рынок просто не способен вместить в себя всех желающих в него вложиться. Не стоит равняться на США, чей рынок в 2006 г. зашкалит за $15,5 млрд. “При примерно одинаковой стоимости первоначальных затрат возврат на вложенный капитал из самого удачного проекта в Рунете будет раз в 500 меньше, чем в США”, — говорит Дмитриев. На таком маленьком рынке, как наш, например, потеря лидерства в своем сегменте означает катастрофу — “пять российских компаний, специализирующихся на каком-то одном сервисе, не могут все стоить по $300 млн”. Поэтому-то наши инвесторы и предпочитают вкладываться только в лидеров рынка. Это вполне надежно. Капитализация 30 крупнейших интернет-компаний России, по оценке Богуславского, за последний год выросла вдвое — до $3 млрд. Шесть лет назад ru-Net Нoldings выложила за 35,7% акций “Яндекса” $5,3 млн. Сейчас ее доля размылась до 30%, а капитализация всего поисковика составляет, по разным оценкам, от $1,2 млрд до $1,5 млрд. Таким образом, стоимость пакета ru-Net в “Яндексе” ежегодно увеличивалась на 102-110%. “Этот рост легко объясним, ведь "Яндекс" — уникальный актив”, — комментирует аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов. Богуславский слухи о возможной продаже блокпакета “Яндекса” не подтверждает. По оценке Овчинникова из J'son & Partners, контрольный пакет “Яндекса” может стоить от $700 млн. Но, оговаривается он, акционеры вряд ли пойдут на сделку в ближайшее время: “Продавать компанию с таким ростом будет просто обидно”. “Не забывайте, что в прошлом году акционером "Яндекса" и Mail.ru стал американский фонд Tiger Global, который вряд ли захочет выходить из этих проектов так скоро”, — добавляет директор по корпоративным финансам Deutsche UFG Антон Иншутин. Налицо противоречие. Российские инвесторы хотят вкладываться в компании, которые в инвестициях не нуждаются. “Нас, может быть, и заинтересовал бы стратегический инвестор, — размышляет главный редактор портала "Яндекс" Елена Колмановская. — Но кто может стать для нас полезным партнером? Вряд ли традиционные медийные холдинги. Может, национальный провайдер?” “По-настоящему интересных проектов на продажу на рынке нет”, — категоричен Иншутин из Deutsche UFG. Ивашенцева из BVCP критикует покупку Rambler холдингом “Проф-Медиа”. “Никакого эффекта от интеграции онлайновых проектов с традиционными медиа они не получат, — полагает она. — Слишком разные модели используются для получения прибыли в Интернете, в издательских домах и на телевидении. В телевидении лидируют профессионалы с многолетней школой, а в Интернете, где история пишется "здесь и сейчас", важнее интуиция”. Директор по развитию “Проф-Медиа” Евгений Абов признает, что детальная стратегия развития Rambler (который он называет “русским Yahoo!”) в рамках холдинга пока еще только разрабатывается. Словом, “бум” у нас получается какой-то слегка виртуальный. Инвесторы рыщут совсем не там, где следовало бы. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ “Рунет мало исследован потенциальными инвесторами, и отсутствие в нем интересных проектов — только кажущееся”, — уверяет Клименко из Liveinternet.ru. Настоящее золотое дно, по его мнению, — это региональные ресурсы. “Они обязательно "выстрелят" так же, как банковская розница, в которую тоже долго никто не верил”, — говорит Клименко. Дмитриев из DPEF называет в качестве потенциальных объектов для инвестиций видеотеки, Богуславский — сервисы, ориентированные на заработок за счет абонентской платы или нерегулярных платежей пользователей. “Рекламная модель, конечно, пока самая популярная, но доходы от других видов деятельности тоже будут расти, — рассуждает Богуславский. — Посмотрите на телевизионный рынок. Число подписчиков платных ТВ-услуг растет с каждым днем”. Большие деньги не понадобятся. По оценке Овчинникова, суммы большинства сделок ближайшего будущего вряд ли превысят $500 000. Большими инвестициями смогут похвастаться буквально единицы — к примеру, проект с забавным названием “Суп”, в котором участвует совладелец “Ингосстраха” Александр Мамут. Ожидаются два крупных игровых онлайновых проекта от Sibilant Interactive и Nival Online. А за весь 2007 г., подсчитали в “Тройке Диалог”, в Рунете может быть совершено сделок на сумму $400-600 млн. Сущие в общем-то копейки по меркам металлургов и банкиров, которые принимают нынешний “бум” так близко к сердцу. Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?