rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Главное — комиссия/Кому нужны автоматы по приему платежей за сотовую связь

Решившись в конце минувшего лета потратить $13 000 на приобретение пяти автоматов для приема платежей за сотовую связь, интернет, спутниковое телевидение и т. п., москвичка Ирина Есиева принялась искать в своем районе подходящие места для их установки: такие, чтобы и клиентов хватало, и ставки аренды площади под терминал были приемлемыми. Это оказалось не так легко сделать.

Предпринимательница говорит, что один продуктовый магазин заломил меньше чем за 1 м2 площади 15 000 руб. в месяц, то есть добрый десяток ставок аренды офиса класса А. Цену ушлые продавцы обосновали тем, что именно столько они ежемесячно зарабатывают на карточках экспресс-оплаты. “Им все равно, что с карточек они имеют 20% накрутки, а с платежей автомат берет только 3-5%!” — негодует Ирина Есиева.

В конце концов подходящие площади нашлись, и с середины сентября бизнес пошел: сейчас с каждого терминала Есиева получает в среднем $250 прибыли в месяц. По ее самым консервативным расчетам, первоначальные затраты отобьются через 15 месяцев. Это соответствует доходности вложений примерно в 75% годовых — куда выгоднее, чем держать деньги в банке или подавляющем числе ПИФов.

Только продлится эта идиллия недолго.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Рынок услуг по моментальной оплате сотовой связи зародился в 2000 г. Юрий Мальцев, один из основателей компании “Элекснет” — первопроходца на этом рынке — в конце 1990-х возглавлял в ЦБ департамент платежных систем и расчетов. И постоянно сталкивался с проблемой, как пополнить счет на своем сотовом телефоне. Вот и задумался, как бы облегчить процесс. В результате на базе банкомата Siemens было придумано новое устройство, которое позволяло принимать наличные. Потом уже “Элекснет” сама начала производить платежные терминалы. Сейчас их у компании более 1500. Выпускаются они только для себя. Поскольку “Элекснет” работает через Московский клиринговый центр, имеющий лицензию ЦБ, компания самостоятельно обеспечивает процессинг платежей. Долгое время оставаясь в одиночестве на рынке, “Элекснет” успела охватить крупные супермаркеты. Мелкие же торговые точки стали полем для развития других операторов.

Около двух лет назад возможность принимать деньги у населения получил практически любой желающий. Созданная в 2004 г. одноименной компанией Объединенная система моментальных платежей (ОСМП) и существовавшая с конца 1990-х платежная система CyberPlat стали предлагать программное обеспечение, позволяющее оcуществлять платежи через специализированные автоматы. Теперь вы могли просто за $2500-5000 купить терминал, адаптированный к определенной платежной системе, и сразу собирать с населения деньги, получая вознаграждение в виде неплохой комиссии. Сергей Малый, менеджер ОСМП, ответственный за Дальневосточный регион, рассказал, что платежная система получает от провайдера услуг (сотового оператора, интернет-провайдера и т. п.) комиссию в размере от 1,5-2% объема платежей, из которой пятую часть оставляет себе, а остальное отдает своему клиенту, то есть предпринимателю, подключившему терминал. Никто не мешает предпринимателю взимать с граждан еще и свою собственную комиссию. Возможны более сложные схемы и специальные акции. Например, как рассказал глава направления торгового маркетинга по приему наличных платежей “ВымпелКома” Алексей Пономаренко, если вы взимаете собственную комиссию, то будете получать от “ВымпелКома” примерно 1,5%, а если нет, то процент будет больше: сотовая компания готова доплачивать за то, чтобы абоненты не думали, будто именно она дерет с них три шкуры. В общем, все правильно рассчитав, приобретатель терминала мог неплохо зарабатывать — $1000 и более прибыли с автомата в месяц. Спрос на них начал расти. Но не сказать, чтобы резво. По словам вице-президента телекоммуникационного оператора “Корбина Телеком” Александра Малиса, два года назад через платежные терминалы к его компании приходило всего 3% платежей.

Настоящий толчок развитию рынка платежных терминалов невольно дали чиновники и депутаты, объявившие войну игорному бизнесу. Летом 2005 г. производители игровых автоматов просто оказались в России персонами нон грата. Вступили в силу поправки к закону “О лицензировании отдельных видов деятельности”, по которым производителей игрового оборудования обязали получать лицензию. Однако кто должен ее выдавать, не было указано. Производство пришлось сворачивать. Лишь в октябре 2006 г. правительство официально закрепило право выдачи лицензий за Федеральным агентством по промышленности. Еще один удар по производителям игрового оборудования нанесла в ноябре этого года Госдума, приняв в первом чтении закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр”, согласно которому игорный бизнес к 2009 г. должен переехать в специальные зоны. То есть теперь выпускать “одноруких бандитов” можно, но спрос на них упадет.

Чтобы не вылететь в трубу, производители спешно занялись конверсией производства.

ОДНОРУКАЯ КОНВЕРСИЯ

Поскольку рынок платежных терминалов уверенно рос, выпускать начали в основном именно эти изделия, тем более что их устройство мало отличается от “одноруких бандитов”.

Больше всех от антиигорной кампании пострадали производители из Татарстана — здесь в отношении игорных заведений действуют свои законы, более жесткие, чем общероссийские. В апреле 2006 г. был принят закон “О размещении игорных заведений на территории республики Татарстан”, а уже в середине октября закрыты все 225 залов игровых автоматов. Отныне “однорукие бандиты” разрешены только на ипподроме в окрестностях Казани и в поселке Камские Поляны.

По словам Ильшата Зиганшина, коммерческого директора казанской компании Igromir, которая выпускала игровые автоматы, сразу после принятия закона объем производства снизился примерно на 70%. Около двух месяцев компания уже производит платежные терминалы и контент-киоски для продажи музыкальных файлов для mp3-плееров, java-игр и т. п.

Сильный удар по своему бизнесу получил бывший лидер производства игровых автоматов — группа компаний “Уникум”. Если в 2005 г., согласно отчетности группы по МСФО, ее выручка составила $141,5 млн, то в этом году ожидается только $72,2 млн. Чистая прибыль при этом упадет с $11,2 млн до $6,7 млн, а долг вырастет с $36,3 млн до $49,5 млн.

“Уникум” на ходу переверстал планы увеличения производства игровых автоматов в Петербурге, куда было вложено $20 млн. Теперь завод наращивает производство платежных терминалов — сейчас их выпускается уже более 1000 в месяц. Чтобы преодолеть все передряги, компании, которая еще недавно выпускала каждый четвертый игровой автомат в России, нужны новые заимствования. “Единица игорного оборудования была в 1,5 раза дороже, чем эти автоматы; соответственно, чтобы выйти на привычные денежные объемы, нам надо наращивать обороты”, — объясняет владелец группы Борис Белоцерковский. Для этого компания собирается разместить облигационный заем на 1 млрд руб. Из полученных средств почти половина (45%), по планам, пойдет на рефинансирование кредитного портфеля, а около 20% будет инвестировано в увеличение производства платежных терминалов. Цель — захватить в 2008 г. не менее четверти рынка.

Задача непростая. Перестройка производства с “одноруких бандитов” на другие виды автоматов приняла массовый характер. Компания с гордым названием Newest Global Technology (NGT) из подмосковных Люберец, к примеру, занялась платежными терминалами еще 1,5 года назад, а сейчас выпускает их по 500 в месяц. Раньше она производила по 200 игровых автоматов в месяц и теперь, когда ситуация с лицензированием прояснилась, как говорит гендиректор NGT Андрей Голдобин, может возобновить производство. Окупаются игровые автоматы быстро, а до возможного конца игорного бизнеса еще целых два года. Но основным направлением в NGT, по словам Голдобина, все равно останутся платежные терминалы.

По 400 платежных терминалов в месяц производит еще один крупный игрок на рынке подобного оборудования — компания SmartGames. Потенциал ее в несколько раз больше: до июля прошлого года, когда возник лицензионный кризис, SmartGames выпускала ежемесячно по 2000 игровых автоматов на трех заводах в России и еще 200 на Украине. Так что коммерческий директор SmartGames Любовь Логинова имеет полное право утверждать, что в 2007 г. объем производства платежных терминалов ее компанией будет “увеличиваться адекватно быстро растущему рыночному спросу”. Всего же компаний, способных выпускать платежные терминалы в России, более 100 — все вместе они любой спрос удовлетворят.

Пока спрос растет, и еще как. Если в 2005 г., по данным специализированного информационного портала kiosks.ru, в России было продано порядка 8000 платежных терминалов, то в этом году их производство ожидается на уровне 18 000-24 000 изделий. За 2007-2008 гг., по оценкам “Уникума”, в России может быть продано автоматов примерно на $500 млн. Но если одни участники рынка смотрят на его перспективы с оптимизмом, то другие уже сегодня отмечают признаки стагнации.

КОНЕЦ ИДИЛЛИИ

Провайдеры услуг, за которые население платит через автоматы по приему наличности, нынешним бумом очень довольны. “Для нас прием платежей посредством автоматов выглядит более привлекательным, нежели оплата по карточкам, — говорит замгендиректора интернет-провайдера "МТУ-Интел" Алексей Фокин. — Нет трат на производство, как в ситуации с картами оплаты, а затраты на комиссию платежным системам существенно ниже, чем на дистрибуцию карточек. В 2006 г. доля поступлений денежных средств от платежных систем превысила аналогичную долю поступлений от пластиковых карт оплаты наших услуг”. Доволен и вице-президент “Корбины” Александр Малис: в 2005 г. доля оплаты услуг его компании через автоматы выросла в 3,3 раза, до 10%, а в 2006 г. достигла 20%. Нет повода горевать и у сотовых компаний. Без платежных автоматов расходы “большой тройки” — МТС, “ВымпелКома”, “МегаФона” — на организацию сбора платежей, по данным главы “Уникума” Бориса Белоцерковского, составляли порядка 5% суммы платежей. Комиссия же платежных систем примерно втрое меньше.

Не так радостно самим владельцам платежных терминалов. Почувствовав спрос, начали взвинчивать ставки аренды владельцы площадей, где выгодно поставить автомат. По словам директора по маркетингу компании “Элекснет” Екатерины Черных, сейчас не редкость ставки в размере $500-1000 за место в месяц, а торговый комплекс “Атриум” возле Курского вокзала столицы поставил абсолютный рекорд — $5000.

“Дешевые автоматы через год-полтора начнут ломаться, — добавляет дегтя Черных. — Потребуются затраты на их ремонт”. А к концу 2008 г., по оценкам kiosks.ru, рынок платежных терминалов вовсе достигнет насыщения и спрос на них начнет падать.

Дыхание этой тенденции некоторые операторы терминалов ощущают уже сегодня.

Менеджер операторской компании платежной системы Quickpay из Петербурга, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что его фирма начала создавать сеть терминалов два года назад. Быстро довели парк до 45 штук. “Но со временем стало появляться все больше подобных сетей, а терминалы растут как грибы, — жалуется наш собеседник. — Средний оборот автомата постоянно уменьшается, а арендная плата растет. Если вначале мы получали c терминала по $1500, то сегодня едва дотягиваем до $300. Несколько месяцев назад мы начали распродавать терминалы, и сейчас их у нас уже 32”.

Что дальше? Менеджер Quickpay полагает, что платежные терминалы выживут, будут совершенствоваться: резко расширят спектр принимаемых платежей, обзаведутся сейфами, начнут принимать не только наличные, но и кредитные карты и т. п. Екатерина Черных из “Элекснет” дает понять, что большого будущего у мелких операторов все равно нет: “Обеспечивать прием платежей от населения должны банки”.

В самом деле, зачем вам регулярно вручную запихивать наличность в чью-то железную коробку, когда можно — как на Западе — просто дать банку поручение регулярно переводить необходимые суммы с вашего счета на счет провайдера услуг, да еще и за меньшую комиссию? Между тем Борис Белоцерковский из “Уникума” полагает, что в такой традиционно “кэшевой” стране, как Россия, может произойти едва ли не обратное явление: население начнет через платежные терминалы погашать наличными банковские потребкредиты. Банки сами заинтересованы в этом. Уже сейчас, говорит Белоцерковский, 15% сотовых телефонов в России покупается в кредит. Регулярный платеж по такому кредиту — столь мизерная сумма, что обслуживание его живым банковским клерком нерентабельно.

Ну а если платежным терминалам как жанру через пару лет все-таки суждено умереть, производители оборудования все равно выживут: им просто придется пройти через еще одну конверсию. Например, можно начать осваивать рынок автоматов по продаже мороженого, сигарет, газировки и т. п., который до сих пор пуст — на душу населения в России приходится в 360 раз меньше торговых автоматов, чем в самой оснащенной этой техникой стране мира, Японии.

Ксения Болецкая
Александр Габриелов
Александр Малютин
Оксана Шевелькова

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Source

14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазинов

11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода