Представленное исследование проводилось в течение полугода. Большая часть работ проводилась специалистами РАЭК и НИУ ВШЭ. Отмечается также, что основные векторы исследования согласованы с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Boston Consulting Group (BCG).
Как рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проведенное исследование – это: «попытка оценить масштабы российского сегмента сети Интернет как отдельного сектора экономики». В ходе проведения исследования интернет-экономика была разделена на 11 рынков, была выработана классификация и подходы к измерению объемов этих субъектов. В рамках проекта были проведены глубинные интервью с различными экспертами, осуществлялись полевые исследования и опросы, а также согласование основных выводов с признанными экспертами рынка. Всего в исследовании приняли участие 282 эксперта, заполнивших опросные анкеты по 11 рынкам.
Помощник Президента РФ Игорь Щеголев в своем выступлении, подчеркнул важность этого исследования российского сектора интернет-экономики: «Это первое настолько масштабное и комплексное научное исследование данного сектора российской экономики. И важны здесь не только цифры, которые удалось получить, но и то, что роль и место интернет-экономики в России растут с каждым годом. Увеличивается и сам этот сектор и смежные отрасли, а также увеличивается уровень проникновения интернет-технологий в реальную экономику и все сферы жизни нашего общества. Важно также намерение организаторов исследования сделать его регулярным. Это даст возможность сравнивать показатели и оценки рассматриваемой отрасли, которые будут носить более серьезный и обоснованный характер», - сказал Игорь Щеголев.
По результатм исследования суммарно объем 11 исследованных рынков сравним с 553,79 млрд рублей по итогам 2011 года. Этот показатель, по словам экспертов, соответствует порядка 1% ВВП России. Однако объем всех интернет-зависимых рынков, представленных авторами отчета в виде единой экосистемы и включающих такие сегменты экономики, как рынки предоставления инфраструктуры, связи, доступа в Интернет, торговые площадки уровня B2G/G2B и B2B (которые не относятся к интернет-бизнесу в чистом виде и не являются предметом настоящего исследования) в сумме с исследуемыми 11 рынками превышает 2,52 трлн рублей по итогам 2011 года (а это соответствует порядка 4,6% ВВП России).
Ожидаемый рост экономики Рунета в 2012 году составляет порядка 30% в большинстве рассматриваемых сегментов, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. По прогнозу, доля экономики Рунета в 2012 году составит чуть менее 1,5% в ВВП России.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко кратко представил результаты исследования по каждому из 11 рассматриваемых рынков Рунета и прогнозы. В категории, относящейся к рекламным рынкам, были представлены результаты исследования по трем рынкам. Так, рынок контекстной рекламы в Рунете оценивается по итогам 2011 года в 24,24 млрд рублей, рост этого рынка в 2011 году составил 53%, а ожидаемый рост по итогам 2012 года прогнозируется на уровне 39%. Рынок медийной рекламы оценен в 15,8 млрд рублей (прирост в 2011 году – 41%). Ожидаемый рост этого рынка по итогам 2012 года – 33%. Объем рынка видеорекламы оценивается в 0,8 млрд рублей (прирост в 2011 году – 53%, ожидаемый прирост к концу 2012 года – 59%).
Сфера электронной коммерции в России также была исследована в трех больших сегментах. Объем рынка электронных платежей по результатам исследования составляет 166,7 млрд рублей (прирост в 2011 году – 34%, ожидаемый прирост к концу 2012 года – 32%). Рынок онлайн-ритейла оценивается в 309,4 млрд рублей (прирост в 2011 году – 30%, ожидаемый прирост к концу 2012 года – 27%). Рынок продаж электронного контента и игр оценивается в 8,24 млрд рублей (прирост в 2011 году – 26%, ожидаемый прирост к концу 2012 года – 27%).
Объем рынка SaaS-решений в Рунете был оценен в 1,89 млрд рублей в 2011 году (прирост в 2011 году – 46% и такой же процент прироста ожидается к концу 2012 года). Показатели рынка веб-разработки - 9,83 млрд рублей (прирост в 2011 году – 31%, ожидаемый прирост к концу 2012 года – 27%). Рынок услуг хостинга и регистрации доменов эксперты оценили в 5,32 млрд рублей. Прирост в 2011 году на этом рынке оценивается в 25%, а ожидаемый прирост к концу 2012 года – 21%.
Объем рынка маркетинга в социальных сетях (SMM) оценивается в 2,98 млрд рублей. Прирост в 2011 году на этом рынке оценивается в 43%, а ожидаемый прирост к концу 2012 года – 40%. Рынок поисковой оптимизации, по данным экспертов, составляет 8,56 млрд рублей, а прирост в 2011 году составляет 18%. Ожидается, что по итогам 2012 года этот рынок вырастет на 19%.
Отмечая основные достижения отрасли на сегодняшний день, выступавшие эксперты указывали на то, что значительная часть рынка вошла в фазу зрелости, но на фоне высоких темпов развития наблюдаются характерные «болезни роста». Среди других тенденций названа консолидация игроков и выход на рынок конкурентов из смежных и традиционных отраслей. Отмечено также движение рынка в сторону саморегулирования и работы в рамках отраслевых организаций. Еще одной тенденцией называют попытки выхода российских игроков за пределы отечественного рынка и рынка стран СНГ. В то же время наблюдается сильная замкнутость на внутреннем рынке потребления товаров и услуг. Тем не менее, Рунет на сегодняшний день не просто конкурентоспособен, но и занимает лидирующие позиции по многим направлениям и это начинает привлекать крупных международных игроков на внутренний рынок.
Например, по оценке директора по маркетингу в регионах Юго-Восточная Европа, Ближний Восток и Африка компании Google Рики Дрори (Riki Drori), конкурентоспособность российских интернет-компаний и российских интернет-сервисов неуклонно растет. На сегодняшний день Россия входит в пятерку приоритетных рынков по версии Google. Наиболее перспективным, по мнению представителя Google, является направление SaaS в связи с низким порогом входа на рынок.
Генеральный директор FastLane Ventures Марина Трещова отметила повышение инвестиционной привлекательности Рунета. Катализатором процесса стал выход российских компаний на IPO. Между тем, отмечается, что объем посевного финансирования снизился, поскольку инвесторы предпочитают вложения в готовые проекты, доказавшие свою состоятельность.
В докладе генерального директора холдинга OZON.ru Маэль Гавэ были отмечены как огромные возможности для развития рынка электронной торговли в России, так и факторы, препятствующие росту этого направления. В частности, было отмечено, что затраты на привлечение заказа в онлайн-магазине зачастую превышают средний чек от покупки, а сам процесс доставки заказа по стране связан с определенными усилиями. Также много усилий тратится на привлечение инвестиций. Не осталась без внимания и необходимость улучшения правового поля в Рунете.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Интернет, Финансы, Web