Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Некуда дешеветь/Демонополизация рынка услуг дальней связи не сделала их более доступными
28.05.2007 00:00
версия для печати
До 2006 г. услуги дальней (междугородной и международной) связи в России имел право оказывать только один оператор — “Ростелеком”. В 2005-2006 гг. лицензии на межгород и международную связь получили более 20 операторов, но условия, позволяющие оказывать эти услуги на практике, пока выполнили только “Межрегиональный транзиттелеком” (МТТ) и Golden Telecom (GT). Важнейшее из этих условий — наличие у оператора построенной и сданной Россвязьнадзору сети для транзита междугородных и международных звонков. В каждом субъекте Федерации у оператора должен быть хотя бы один узел доступа к этой сети (коммутатор), а кроме того, на сети должно быть установленное количество междугородных и международных транзитных узлов. Помимо “Ростелекома”, МТТ и GT такую сеть построил еще один оператор — “Транстелеком” (ТТК). Он планирует начать оказывать услуги в III квартале этого года. Через тернии в межгород Конкуренция на российском рынке дальней связи началась в феврале 2006 г. с выходом на него МТТ. Впрочем, условия работы на этом рынке для “Ростелекома” и новичков долгое время были неодинаковыми. В большинстве регионов пользователи фиксированной связи до сих пор должны приложить усилия, чтобы получить возможность пользоваться свободным выбором. Выбирать оператора можно либо каждый раз при звонке (режим “горячего выбора”, или hot-choice), либо заранее подписавшись на услуги одной-единственной компании (pre-select). Режим hot-choice работает во всех регионах, но со своими нюансами. В Башкирии, Татарии, Пскове и частично в Москве абонент может самостоятельно выбрать оператора, набрав вслед за “восьмеркой” код доступа, присвоенный выбранной сети. У “Ростелекома” это 55 для межгорода и 10 для звонков за рубеж, у МТТ — 53 и 58, у GT — 51 и 56 соответственно. Для желающих воспользоваться услугами МТТ такая схема работает еще и в Якутии. В остальных регионах, чтобы перевести телефон в режим “горячего выбора”, абонентам необходимо явиться на узел своего оператора местной связи с паспортом и написать заявление. На Урале и Дальнем Востоке желающим подключиться к МТТ в режиме pre-select достаточно позвонить по специальному номеру 8-800-333-09-91 (звонок бесплатный) — автоинформатор тут же сообщит им о переключении. Аналогичная система в Татарстане, Пскове, Башкирии, Якутии и частично в Москве. Абоненты всех остальных регионов де-факто оставлены “в наследство” бывшему монополисту “Ростелекому”: чтобы сменить оператора, им надо отправляться на узел. Впрочем, “Московская городская телефонная сеть” с недавних пор стала отменять для абонентов, не выбравших постоянного оператора дальней связи, автоматический выход на сеть “Ростелекома”: жители 500 000 из 4,2 млн московских телефонизированных квартир, набрав “восьмерку”, должны теперь вводить код того или иного оператора дальней связи. Одновременно “Ростелеком” предложил москвичам собственный бесплатный номер, позвонив по которому можно “назначить” себе этого оператора постоянным (8-800-100-25-25). Для подключения к сети GT усилий придется затратить побольше. Эта компания пока оказывает услуги гражданам исключительно по авансовой системе, без выставления ежемесячных счетов, так что поговорить с ее помощью можно, лишь предварительно зарегистрировавшись и внеся предоплату. Первые успехи GT получила право оказывать услуги межгорода и международной связи в январе 2007 г. и изначально ориентировалась на обслуживание других операторов и собственных корпоративных клиентов. Следующий шаг, заявила компания, — корпоративные клиенты других операторов. Неудивительно, что к концу I квартала 2007 г. общее число клиентов — пользователей дальней связи у GT составило 944, из которых за январь — март оператор подключил всего 65. “Массовые абоненты нас тоже интересуют. Мы готовим определенные маркетинговые акции, рассчитанные на этот сегмент. Но работа на массовом рынке сильно зависит от возможностей абонентов выбирать оператора дальней связи, а они пока не везде удобны”, — передал “Ведомостям” через пресс-службу президент компании Александр Виноградов. Успехи МТТ тоже не очень впечатляют: в 2006 г. этот оператор подключил 2,8 млн абонентов, из них 500 000 выбрали сеть МТТ в качестве постоянной. Директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин признает: динамика подключения абонентов могла бы быть выше. “Основная причина [медленного прибавления клиентов] — нежелание межрегиональных компаний "Связьинвеста" переводить своих абонентов в режим автоматического выбора оператора, — считает он. — Это накладывается на инертность населения. А за инертностью стоят и объективные, и субъективные причины. Ведь, чтобы выбрать оператора, в большей части регионов надо идти на узел связи, а поход на узел крайне неудобен”. Ладыгин рассказал, что в Татарстане, где абоненты могут выбрать оператора без каких бы то ни было дополнительных усилий, на долю МТТ уже приходится около 20% всего дальнего трафика, а в целом по России по итогам 2006 г. — всего 4%. Цены, стоять! Одним из плодов конкуренции должно было стать удешевление звонков. Но пока цены если и снизились, то очень незначительно. Когда МТТ только выходила на рынок, то обещала снизить тарифы по сравнению с ценами “Ростелекома” в среднем на 10-15%. В самом деле, в рабочие часы расценки МТТ по ряду направлений оказались ниже, зато вечером и в выходные говорить через “Ростелеком” выходило даже экономичнее. Экспансию на новый для себя рынок МТТ, как впоследствии и GT, начала с корпоративных клиентов. Сейчас междугородные тарифы МТТ ниже, чем у “Ростелекома”, на 5-8% в рабочие часы и практически идентичные в льготное. Цены на международную связь дешевле примерно на 20% в зависимости от направления. GT анонсировала, что ее тарифы на межгород будут в среднем на 10% ниже, чем у “Ростелекома”, а на звонки за рубеж — на 10-65% (в зависимости от направления). Сейчас ее звонки по России дешевле, чем у “Ростелекома”, в среднем на 5-6%, но чуть дороже, чем у МТТ. Стоимость международных соединений очень сильно разнится в зависимости от направления (см. врез). Разницу между стоимостью звонков представители операторов объясняют “условиями операторских соглашений”. ТТК пока воздерживается от прогнозов тарифной политики. Вице-президент компании Виталий Котов говорит лишь, что ее затраты, например, на персонал ниже, чем у компаний, уже работающих на рынке дальней связи. “Значит, и себестоимость у нас будет ниже”, — резюмирует Котов. Анатомия тарифа Новые операторы, как и бывший монополист “Ростелеком”, зависимы от госрегулирования цен на межоператорские расчеты. “Сложно представить, что кто-то из новых игроков на рынке дальней связи в ближайшее время сможет предложить ощутимо более низкий уровень тарифов, — рассуждает директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Антон Клименко. — Структура расходов для всех операторов одинакова — в основном это затраты на межоператорские взаиморасчеты. А они регулируются либо напрямую государством, либо — в случае международной связи — рынком”. Представитель одного из операторов дальней связи описал “Ведомостям” нынешнюю структуру тарифа на междугородную связь. Средняя ставка по России — 4,1 руб. в минуту. В эту сумму входят компенсационная надбавка, которую операторы дальней связи обязаны до 2008 г. платить операторам местной связи (ее средний размер — 0,3 руб.), и 1,6 руб., которые делятся на две примерно равные части: половина идет местным сетям за передачу звонка на сеть дальней связи (инициация) и половина — им же за “приземление” звонка на телефон, принимающий вызов (терминация). Валовая прибыль оператора дальней связи при таком раскладе составляет около 2,5 руб. — в ее пределах можно снижать стоимость звонков, т. е. максимум на 40%. По словам сотрудника другого оператора, средний междугородный тариф по России — 3,2 руб. за минуту. Из него нужно вычесть расходы оператора дальней связи на оплату инициации (0,82 руб.) и терминации звонка (0,83 руб.), среднюю компенсационную надбавку (0,5 руб.) и вознаграждение местным агентам, которые содержат офисы продаж услуг оператора и рассчитываются с абонентами (0,6-0,7 руб.). Оператору остается 0,34-0,35 руб., из которых он еще оплачивает расходы на рекламу, персонал и т. п. А операторам вроде МТТ, не имеющим собственных магистральных каналов связи, тратиться нужно еще и на аренду чужих. Выходит, что потенциал снижения расценок — около 10%. “Потенциал имеется, но не более 5-10%”, — согласен Ладыгин. Виноградов же говорит, что снижать стоимость звонков по России пока вообще невозможно: “Операторы и так работают с минимальной рентабельностью. Если размеры межоператорских тарифов будут пересматриваться государством в сторону уменьшения, тогда операторы тоже смогут внести изменения в тариф для конечного пользователя”. Тарифы “Ростелекома” на услуги междугородной связи для конечных пользователей государство пересматривает, но примерно раз в год. В 2007 г. они снизились в среднем по стране всего на 0,8%. До последнего времени относительно дешевыми оставались предложения операторов так называемой карточной телефонии (принимающих звонки по картам доступа). Эти операторы добивались дешевизны, оказывая услуги дальней связи с помощью интернет-телефонии, но в 2006 г. Мининформсвязи изменило законодательство таким образом, что оказывать услуги голосовой связи через Интернет, используя обычные телефонные аппараты, стало невозможно. Теперь некоторые бывшие “карточники” думают выйти на рынок дальней связи — например, “Арктел” планирует сделать это в 2007 г. “Явного демпинга не будет, структура расходов всех операторов на поддержание сети дальней связи примерно одинакова”, — вторит гендиректор “Арктела” Сергей Кузнецов представителям “Ростелекома”, МТТ и GT. Что день грядущий нам готовит В 2008 г. компенсационная надбавка, делающая междугородную связь более дорогой, должна исчезнуть. “По мере доведения размера тарифов на местную связь до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли размер компенсационной надбавки будет снижаться”, — заверяет представитель определяющей ее размер Федеральной службы по тарифам. С отменой надбавки возможно удешевление межгорода, считает аналитик Альфа-банка Виталий Купеев, но тарифы снизят только те операторы, у которых будут своя сеть дистрибуции услуг и собственные каналы. “Мне не верится в скорое снижение цен”, — добавляет он. “Вряд ли мы увидим резкое снижение тарифов для массовых пользователей”, — согласен аналитик UBS Константин Праведников. Но он не исключает, что новые участники рынка дальней связи — альтернативные операторы будут предлагать более гибкие пакеты услуг, удобные для определенных целевых групп абонентов. Компания Orange Business Services, получившая лицензию на дальнюю связь и достраивающая сеть, будет ориентироваться на собственных корпоративных клиентов, массовый рынок ей пока не интересен, признается ее директор по продуктам и маркетингу Александр Вронский. Еще одна возможность для удешевления связи — снижение государством тарифов на инициацию и терминацию трафика. В последний раз, говорит пресс-секретарь Россвязьнадзора Иван Задорожный, эти тарифы устанавливались в июне 2006 г. Сейчас операторы вправе подать заявки на их пересмотр. “При демонополизации, несомненно, снижение тарифов должно происходить, но вряд ли можно ожидать обвала цен, — считает и. о. директора департамента госполитики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи Евгений Васильев. — Не совсем правильно говорить о том, произошло значительное или незначительное снижение цен, важно, что тарифы стали более сегментированными в соответствии с потребностями пользователей — у абонентов в целом появилось больше возможностей выбора”. Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru) Рубрики: Фиксированная связь, Регулирование
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?