Государственные услуги в Сети. Кому и зачем это нужно

Не получали, но хотели бы получать госуслуги в Интернете 25% россиян (среди интернет-аудитории эта категория составляет 36%). Не хотят получать услуги госучреждений через Интернет 43% наших сограждан (а среди интернет-пользователей процент таковых составляет 21%). Такие результаты были получены Фондом Общественное Мнение (ФОМ) по результатам проведенного опроса на тему распространенности практики пользования госуслуами в Сети. Заинтересованные в получении этих услуг отмечают, что это удобно, можно экономить время и не стоять в очередях. В то время как те, кто не хочет использовать этот канал взаимодействия с госорганами, чаще всего объясняют свою позицию неумением или нежеланием пользоваться компьютером, а также недоверием Интернету и привычкой к личному общению.

Согласно данным исследования ФОМ, уровень осведомленности населения о том, что услугами государственных учреждений и служб можно пользоваться через сеть Интернет практически не изменился по сравнению с данными 2010 и 2011 годов. По данным опроса, проведенного в конце 2012 года, 40% заявили,  что знают об этом, чуть больше трети (35%) – что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые. Отметим, что по результатам аналогичного исследования в 2010 году знали о возможности получения госуслуг в электронном виде также 40% опрошенных и 24% говорили о том, что слышат об этом впервые. В 2011 году число тех, кто отметил, что знает о возможности получения госуслуг в электронном виде, составило 41%, а 23% говорили о том, что слышат об этом впервые. Отметим, что на 2% увеличилось число тех, кто «что-то слышал об этом» в 2010 и 2011 годах таковых было по 32%, а в 2012 году, как уже говорилось, их стало 35%.  

Если же говорить о такой категории как суточная интернет-аудитория, то здесь на конец 2012 года процент тех, кто знали о возможности получения госуслуг в электронном виде больше, чем в целом у населения - 62% опрошенных. 31% интернет-аудиитории при этом «что-то слышал» об электронных госуслугах, а 7% «интернетчиков» говорили о том, что слышат об этом впервые.

В рамках проведенного ФОМ исследования 13% от всех опрощенных заявили, что им приходилось пользоваться услугами государственных учреждений и служб через Интернет (среди интернет-пользователей таких более четверти - 28%). При этом, по результатам опросов в 2010 и 2011 годах, тех, кто отметили что им приходилось пользоваться госуслугами в Сети было меньше – по 11% в каждом из годов.  Число тех, кому не приходилось пользоваться госуслугами в Интернете, но они хотели бы это делать практически не меняется. 25% от всех респондентов ответили так в ходе опроса в конце 2012 года (36% в категории «суточная интернет-аудитория»). Также 25% от всех порошенных входили  в категорию тех, кто «не пользовался, но хотел бы» в 2011 году и 26% в 2010 году.

В то же время продолжает расти доля тех, кто рассматриваемыми сервисами не пользовался и не хотел бы. В 2012 году таких 43% от всех порошенных (35% было в 2010 году, 42% - в 2011 году).

С точки зрения разделения по возрастным и социальным группам, по результатам опроса ФОМ, чаще других пользовались услугами госслужб через Интернет респонденты, входящие в категорию «Люди-21» (36%), респонденты с высшим образованием (30%), доходом выше 20 тысяч рублей (28%), респонденты, входящие в категорию «суточная интернет-аудитория» (28%), москвичи (27%).

Отвечая на открытый вопрос (задавался тем, кто пользовался госуслугами через Интернет, – отвечали 28% интернет-пользователей) о том, какими именно госуслугами в Интернете им приходилось пользоваться, 7% упомянули онлайн-оплату ЖКХ и телефонной связи и еще 5% - оформление загранпаспорта. Уплату налогов и услуги ФНС указали 4% и 3% отметили «вызов врача или запись к врачу в поликлинике». 2% пришлось на оплату штрафов, постановку на учет автотранспорта и другие услуги ГИБДД. По 1% пришлось на ответы «оформление гражданского паспорта», «запись детей в школу, детский сад». Примечательно, что 2% на вопрос о том, какими именно госуслугами в Интернете им приходилось пользоваться, ответили, что приобретали билеты или различные товары.

Чаще других не пользовались, но хотели бы пользоваться услугами госорганов через Интернет респонденты, входящие в категорию «Люди-21» (39%), люди в возрасте 18-30 лет (36%), респонденты, входящие в категорию «суточная интернет-аудитория» (36%), люди с доходом выше 20 тысяч рублей (32%) и респонденты с высшим образованием (30%).

Среди желающих использовать данные услуги (открытый вопрос задавался тем, кто хотел бы пользоваться госуслугами через Интернет, – отвечали 25% респондентов), в качестве причин своей заинтересованности чаще всего отмечались удобство, доступность и простота использования (10% опрошенных), возможность сэкономить время (7% опрошенных) и не стоять в очередях (4% опрошенных). 2% также отмечали возможность получить услугу не выходя из дома.

Чаще других не пользовались и не хотели бы пользоваться услугами госорганов через Интернет респонденты, входящие в категорию людей старше 60 лет (65%), а также люди с доходом от 4 тыс. до 9 тыс. рублей (54%), респонденты с общим средним и ниже образованием (52%), жители сел (50%) и городов с населением менее 50 тысяч (50%).   

По результатам открытого вопроса о причинах нежелания пользоваться услугами государственных учреждений или служб через Интернет (задавался тем, кто не хотел бы пользоваться госуслугами через Интернет, – отвечали 43% респондентов), среди основных были названы следующие причины: недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом, а также отсутствие компьютера и Интернета. В общей сложности такую мотивацию своему нежеланию дают 20% опрошенных. Еще 8% просто ответили, что не хотят этого делать, а 5% не доверяют Интернету.  3% указывают, что у них не тот возраст, чтобы осваивать компьютер и Интернет, а 2% отмечают, что предпочитают личное общение.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Регулирование, Web

Ключевые слова: сайт, web site, web сайт, веб сервис, через веб, online, электронное правительство, электронная россия, веб, web, web-портал, электронные госуслуги, госуслуги в электронном виде

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

26.06.2020 Цифровые драйверы коронакризиса

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

15.06.2020 РИФ.Онлайн: за что отвечают инфлюэнсеры?

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

28.07.2020 В РГГУ студенты изучают электронный документооборот «в облаке»

20.07.2020 Arctic Connect пошел во льды

08.07.2020 Как выработать иммунитет против пиратского контента?

02.07.2020 TeleMultiMedia Forum: удастся ли заработать на романтической ностальгии по карантину

02.07.2020 «Цифровое будущее в эпоху перемен»: ЭОС рассказал, как перейти на удаленку

22.06.2020 Cisco адаптируется к новой нормальности

17.06.2020 Ericsson Mobility Report: COVID-19 не мешает развитию 5G

15.06.2020 РИФ.Онлайн: за что отвечают инфлюэнсеры?