rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Открытые данные: все будет, но не сразу

Несмотря на то, что Россия на данный момент не является мировым лидером в сфере открытых данных из-за позднего старта, эксперты оценивают перспективы развития этого направления в РФ весьма позитивно. Об этом говорили 22 мая 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума. Правда, в России пока не до конца уверены в том, каким путем надо идти дальше, потому что востребованность открытых данных, в создание базы которых вкладываются существенные ресурсы, оказалась ниже ожидаемой.

Эксперты, встретившиеся на ПМЭФ 2014, безусловно утверждают, что рост объема открытых данных напрямую связан с экономическим развитием страны: если данные не будут раскрываться, роста экономики ждать бесполезно. Именно открытые данные должны стать основой для появления новых бизнес-проектов, генерирующих рабочие места.

Россия, к сожалению, пока в числе аутсайдеров в области открытия данных. Если наиболее продвинутые в этом отношении страны приступили к развитию этого направления еще в 2008-2009 гг., то наша страна – фактически лишь в 2012 году. Правда, по оценкам Олега Фомичева, заместителя министра экономического развития Российской Федерации, России уже удалось достичь существенных результатов. Так, в начале 2014 года была запущена первая версия портала открытых данных, к которому есть целый ряд нареканий, связанных преимущественно с дальнейшим развитием проекта. Также среди достижений – принятия в столь короткие для нашей страны сроки ряда законодательных актов, регламентирующих это направление.  

При этом на пути развития открытых данных Россия столкнулась с несколькими вызовами. Прежде всего, встал вопрос, какие же данных делать открытыми в первую очередь, в том числе какие из них переводить в новые форматы. Кроме того, оказалось, что использование уже открытых данных носит разовый характер. В связи с этим все тяжелее убеждать в целесообразности затрат сил и финансов на размещение новых пакетов данных. Так что среди задач на ближайшее время – формирование спроса на открытые данные.

Также по мере развития направления оказалось, что наиболее востребованными являются открытые данные, генерируемые местными органами, регионами, а федеральные данные оказались не столь популярны. Соответственно необходимо искать пути стимулирования регионов к открытию данных.

Олег Петров, руководитель практики открытых данных департамента ИКТ Всемирного банка, отметил, что Россия находится на верном пути, однако необходимо фокусироваться на использовании открытых данных бизнесом – только это приведет к их коммерциализации. А перспективы этого весьма велики: по оценкам McKinsey, мировой экономический эффект от реализации открытых данных в $3-5 трлн в год.

Вячеслав Орехов, генеральный директор SAP СНГ, заметил, что государство всегда остает от бизнеса по уровню использования открытых данных. Примером тому может служить компания Google, которая смогла делать прогнозы по распространению эпидемий гриппа на основе анализа поисковых запросов. По мнению г-на Орехова, основной потенциал открытых данных в том, что с их помощью можно делать то, что раньше было недоступно в принципе: создавать новые инструменты, открывать взаимосвязи.

Отсутствие же спроса на открытые данные в России связана, прежде всего, с отсутствием должного продвижения: многие просто не знают, какие данные доступны. Кроме того, г-н Орехов отметил, что тратиться на перевод данных в новые форматы не целесообразно, так как современные технологии позволяют легко работать практически с любым форматом данных, а в будущем ситуация еще улучшится.

Также среди проблем развития открытых данных эксперты выделили отсутствие специалистов, которые умеют работать с ними. Кристиан Моралес, вице-президент, генеральный директор по операциям в регионе EMEA компании Intel, отметил, что важнейшим аспектом в продвижении открытых данных является их структуризация: «Доступ к открытым данным – это доступ к джунглям, а в них еще необходимо найти нужное дерево». Г-н Орехов согласился, что необходимо, готовить специалистов, чья компетенция соединяла бы знания в определенных отраслях и технологии – только тогда они смогут разобраться, что именно можно получить от открытых данных.

Об этом же говорил и Джованни Лейш-Карнароли, заместитель руководителя по информатизации департамента по транспорту США в 2009-2011 гг., учредитель Альянса открытого правительства США. По его словам, сами по себе открытые данные не работают. Прежде всего, необходимо понять, что именно хочется получить на выходе. Причем в этом процессе должен быть лидер, который сможет объединить и координировать различных участников процесса – от поставщика данных до финансиста проекта использования ОД. Только в этом случае будет создана экосистема открытых данных, которая принесет экономический эффект.

К тому же надо учитывать и тот факт, что государство не осознает, что пользователи не понимают, где искать данные и кто их владелец. К примеру, в США часто в департамента по транспорту обращались из-за появления дыры в асфальте, хотя это зона ответственности другого ведомства. И такая ситуация наблюдается и в других сферах, так что людей надо информировать – это очень важный аспект продвижения открытых данных.

Также среди точек роста эксперты отметили необходимость создания возможностей для «перетока» открытых данных через границы и достижения соглашений о защите информации, чтобы не нанести урон безопасности страны. Именно в этом направлении и должно идти развитие системы открытых данных.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Web

Ключевые слова: ПМЭФ

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода