Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Город умный, но дорогой
21.06.2016 00:28
версия для печати
«В нашем веке будет смещение в сторону больших городов. Сегодня по данным всемирного банка 53% всех людей живут в городах. В ближайшее время этот показатель увеличится до 75 %. Сегодня в России в городах живет 73% населения, причем 17% - в городах-миллионниках. Даже с точки зрения энергетики смещение потребления будет идти в сторону агломерации, - уверен Антон Инюцын, заместитель министра энергетики Российской Федерации. – Поэтому интеллектуализация этой инфраструктуры жизненно необходима. Умный город – не роскошь, а естественное условие нашего выживания. Вопрос даже не в дешевизне: умные технологии – это важный инструмент решения текущих задач, а не модная новинка, которую надо купить первым. Это жизненная необходимость». Антон Инюцын отметил, что источники для инвестиций в умные города есть. Так, в энергетику за последние годы вложены 7 трлн рублей, а интеллектуальные системы – важная часть этих инвестиций. Показательным является и тот факт, что инвестиционные планы сетевых компаний сегодня включают умные сети – на них идет 2-3% от всех вложений. Лет 5 назад это были лишь пилотные проекты, т.е. речь не шла даже об одном проценте. Один из инструментов – это интеллектуальные счетчики с дистанционным снятием показаний – они не только экономят средства, но и повышают удобство для пользователей. Их эффективность доказана, поэтому сейчас прорабатывается законопроект, по которому в новых домах будут обязательны такие счетчики – правда, пока неизвестно, с какого года это требование будет обязательным. Наиболее очевидной технологией для РФ является дистанционное погодное регулирование. Экономия тепловой энергии при его использовании составит 30-40%, так как сопровождается еще и устранением «перетопов» в теплое время – это улучшение качества жизни отдельных людей. Изменится при внедрении технологий умного города и ситуация с городским освещением. Если внедрить автоматику, получится дополнительная экономия к смене ламп накаливания на светодиодные. Кроме того, будет снижена аварийности на дорогах, облегчена криминогенная обстановка. Системы интеллектуального транспорта и оптимальной загрузки дорог, как рассказал Инюцын, снижают затраты на 5-15% - это и умные светофоры, и динамическое регулирование скорости, и маршрутизация. Примечательно, что Россия в этом направлении не в числе отстающих: по крайне мере Москва – один из лидеров в этом отношении. Андрей Ершов, генеральный директор ПАО «Московская городская телефонная сеть» (ПАО МГТС), рассказал, что в Москве уже многое реализовано: «Каждый светофор в Москве оконечен оптическим каналом, поэтому данные с него можно обрабатывать. Реализованы многие аспекты контроля за нарушением правил движения – пересечение стоп-линии, ограничение скорости. Это уже реальность сегодняшнего дня. Взимание штрафов – это источник финансирования для вложений инвестора, но при этом каждый пользователь должен понимать, что светофоры отрегулированы так, что нарушать скоростной режим не нужно. В перспективе 10-15 лет мы сможем научить водителей тому, что, если они будут соблюдать скоростной режим, то гарантировано быстро попадут в нужную точку». Есть потенциал и у Интернета вещей. В ряде пилотных проектов в Москве используется дезагрегация потребления электроэнергии: ставится прибор, который позволяет посмотреть, какое из подключенных устройств потребляет больше электроэнергии – это позволяет экономить на электроэнергии и стимулирует к развитию умного дома. При этом технологии умного города могут развиваться не только в городах. «Умные технологии можно применять и в обеспечении малых населенных пунктов – сейчас идет обсуждение запуска такого проекта с Татарстаном. Плотность населения в нашей стране мала – много населенных пунктов, где живут не более 200 человек, - рассказывает Антон Инюцын. - Они не полностью обеспечены всей качественной инфраструктурой, а она им жизненно необходима. Мы хотели рассмотреть возможность оснащения их модульными решениями на основе умных технологий – автономного энергоснабжения, дистанционного образования, телемедицины, почтового и банковского обслуживания и так далее. Так что к 2025-2030 годам эти удаленные микропоселения могут оказаться не менее продвинутыми в вопросах внедрения умных технологий чем мегаполисы». «Повышение качества жизни – важно, но главное – повышение конкуренции, - резюмирует Эммануэль Бабо, заместитель главного исполнительного директора Schneider Electric. - Города вскоре будут бороться за людей, за их привлечение. Город 2.0 – это наше будущее. К тому же именно умный город позволит развивать предприятия и повышать их эффективность». Ставка на данные Карлос Менендез, исполнительный директор по международным рынкам MasterCard, отметил, что умному городу не обойтись и без платежных сервисов. Причем они могут не только предоставить удобные способы оплаты. «Например, анализируя то, как совершаются платежи в час пик в метро, можно понять поведение людей и разгрузить транспорт. Ведь если горожанин будет уходить домой в 18-30 или в 21 час, то давки в метро не будет. А стимулировать к изменению привычки можно каким-либо бонусом – например, предоставлением скидки на кофе», - рассказал г-н Менендез. Стивен Бробст, Главный технический директор, Teradata, уверен, что для построения умного города необходимо анализировать данные: «Одно из свойств умного города – создание огромного количества данных, которые нужно анализировать. Все эти данные ничего не значат, не принесут пользы, если с ними ничего не делать. Надо создать модели эластичности, посмотреть на потребление – в энергетике, транспорте и так далее. Взять результаты анализа и воплотить в облик городов». Эдуард Диендер, вицепрезидент по решениям для государственного сектора Huawei Technologies Co., заметил, что для полноценной работы умного города неоходима интегрированная платформа. Существует огромный объем информации, который надо проанализровать, но в базах данных используются разные форматы, что осложняет интеграцию. Инфраструктура должна позволять работать со всеми форматами баз данных. Плата за новое качество Марина Тыщенко, вице-президент, исполнительный директор Philips Lighting, Россия и Центральная Азия, отмечает, что несмотря на то, что светодиоды – это эффективный инструмент умного города, они окупаются не сразу, а через определенный период за счет экономии потребления. Поэтому в российских городах есть проблемы с бюджетом, а также законодательством. Банки или госстрахование могли бы помочь облегчить инвестпроцесс. Вениамин Голубицкий, президент ГК «КОРТРОС», пояснил, что при внедрении технологий умного города в новостройках платит за все сначала девелопер. «Мы строит энергосберегающие дома и сами платим за это. Далее мы должны убедить жителя заплатить за такое жилье чуть больше. Но если говорить о домах экономкласса, то мы должны уложиться в возможности тех, кто будет приобретать квартиры в новом доме. И вот тут государство должно помогать, ведь каждый рубль в таких домах на счету. За новое качество жизни кто-то должен заплатить». Андрей Ершов назвал текущую ситуацию путем первопроходца: «Сейчас мы работаем по сервисной модели – получаем деньги за обслуживание. Это гарантирует возврат инвестиций, но риски есть: период окупаемости длителен – 5-10 лет. Государство могло бы помочь, нужна нормативная поддержка. Если будет стратегическое направление, можно было бы разработать тактику – этого сейчас не хватает». Кирилл Варламов, директор ФРИИ, заметил, что вопрос, где деньги, совсем не праздный: «Можно зарабатывать только на анализе данных, изменении процессов. Наша лаборатория Больших Данных сотрудничает с московским Департаментом транспорта. Но одна из проблем – отсутствие единого ответственного за выделение средств на умный город: все ведомства пытаются решить отдельные проблемы. Мне кажется, ГЧП могло бы помочь, но нужны изменения в законодательстве, чтобы к ГЧП можно было привязать IT-инфраструктуру, а не физическую. Мы работаем над этим. Одно из решений – открытые платформы с прописанными правилами взаимодействия». Можно внести изменения и в закон о капремонте, уверен Кирилл Варламов, прописав необходимость использовать при капремонте новые решения, которые повысят эффективность, экономичность, безопасность, экологичность и комфорт проживания. В том числе защиту от киберпреступников. Всем возразил Антон Инюцын: «Речь идет не о том, где достать денег. Деньги есть, хоть и не большие. Вопрос в другом: готовы ли мы пожертвовать объемом ради качества жизни и другого уровня технологий. Бюджеты для расселения ветхого жилья большие, но государство не готово покупать более дорогие энергоэффективные метры, жертвуя количеством расселенных домов. Однако потом государство вынуждено давать льготы на энергопотребление. Т.е. мы субсидируем квадратные метры, а потом – их повышенное энергопотребление. Это неправильно». Леонид Казинец, председатель совета директоров корпорации «Баркли», видит некоторые подвижки в отношении горожан к умным технологиям: «Как только люди начинают задавать вопрос о том, сколько будет стоит «коммуналка», значит мы начинаем работать над умным домом. Этот тренд уже заметен: люди уже почти 3 года назад начали задаваться этим вопросом, потому что налоги и обслуживание стали чувствительны для семейного бюджета». Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Интернет, Интеграция, Оборудование, Регулирование, Безопасность
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||