rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Дальний Восток в цифровом разрезе

Несмотря на то, что в начале сентября текущего года «Ростелеком» объявил о завершении наземных и глубоководных работ в рамках проекта по строительству подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на участке Сахалин-Камчатка, на Дальнем Востоке еще очень далеко до устранения цифрового неравенства. Действия, которые могли бы помочь в решении этого вопроса, эксперты обсудили в рамках Восточного экономического форума 2016. Одним из вариантов игрокам телеком-отрасли видится внутриотраслевое сотрудничество. В частности, «ЭР-Телеком» предложил партнерство «Ростелекому».

Александр Жоров, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group, отметил, что экономическое развитие невозможно без цифровой инфраструктуры. В развивающихся странах рост проникновения ШПД на 10% ускоряет рост ВВП на 1,4 %. Индустрии, которые опираются в своём развитии на ИКТ растут 11% в год и обеспечат 18% экономического роста стран G-20. Несмотря на положительную динамику ДФО отстает от других регионов РФ по уровню развития цифровой инфраструктуры. Сегодня стоимость ШПД в округе в 2-4 раза выше, чем в среднем по РФ, а скорость передачи данных – в 2-5 раз ниже.

При этом наиболее сложная ситуация наблюдается на Чукотке, Камчатке и в Якутии. Основная причина такой ситуации – низкая инвестиционная привлекательность инфраструктурных проектов. Получаются с одной стороны, высокие капитальные затраты связанные с огромными расстояниями, низкой плотностью населения, неразвитой транспортной инфраструктурой и вечной мерзлотой. С другой - относительно малое количество пользователей, низкая концентрация и платежеспособность.

Однако, рассказал г-н Жоров, в мировой практике есть успешные примеры. Например, в Австралии государство создало национальную инфраструктурную компанию NBN, цель которой обеспечить 100% населения доступом к ШПД. При этом последняя миля обеспечивается частными игроками, а эффективность достигается за счет консолидации строительства магистральных сетей. В Бразилии пошли другим путем, регулятор разделил труднодоступные регионы Амазонки на 4 эквивалентных по экономической привлекательности территории и обязал только одного из 4 операторов развивать каждую территорию, предоставляя роуминг остальным на своей территории.

Возможно, и для Дальнего Востока подобные проекты могут стать реальностью. Также релевантными для региона могут оказаться смягчение лицензионных требований при совместном строительстве сетей операторами, предоставление операторам доступа для прокладки ИКТ-сетей и строительства инфраструктуры в проектах строительства дорог, трубопроводов, ЛЭП и т.д., упрощение доступа операторов к объектам муниципальной инфраструктуры и ЖКХ, снижение стоимости капитала и рисков за счет софинансирование с государством.

Григорий Смоляк, директор департамент развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, также подчеркнул, что развитие телекоммуникаций имеет важное значение для экономического роста региона и улучшения качества жизни населения. «Мы на Дальнем Востоке реализуем много направленных на это проектов, и в этом году почувствовали, что есть социальная отдача. Впервые исторический минимум оттока населения, начиная с 1991 года. Люди хотят проверить результаты крупных проектов на себе», - подчеркнул он.

Одна из наиболее серьезных проблем – неоднородность ситуации в различных регионах. Есть те, где ШПД обеспечен, те, где вопрос «закрывается» спутниковым доступом, что значительно затрудняет единообразие в реализации проектов. К сожалению, цифровой неравенство на ДВ до сих пор сохраняется, как заметил г-н Смоляк.

Однако, как и другие регионы, в ДФО должны реализовывать проекты, которые по закону требуют обеспечить доступ в Интернет. Например, для проекта о «дальневосточном гектаре» должна функционировать федеральная информационная система, благодаря которой и будет регистрироваться право на владение землей. «У нас есть большое количество обращений жителей северных районов, где есть только спутниковые интернет-каналы, свидетельствующих о том, что люди не могут получить эту госуслугу, так как нет доступа в Интернет, - рассказал Смоляк. - Нет возможности и развивать телемедицину. Причем, проблемы с ее развитием есть прежде всего в тех районах, где есть и проблемы с качеством и доступностью медицинских услуг – именно из-за удаленности и трудноступности этих регионов».

Решить эти проблемы могут помочь Минсвязи и «Ростелеком». Однако необходимо понять и потенциал вхождения на этот рынок инвесторов, присутствие которых нужно для обеспечения жителей и новых проектов качественной и дешевой связью и ШПД. Также пока остается открытым вопрос с устранением цифрового неравенства в Чукотке и на Севере Якутии, в арктической зоне, куда оптоволокно вообще вряд ли когда-нибудь дойдет, как заметил Григорий Смоляк. Спутниковая связь там остается единственным вариантом, но при этом есть несколько путей ее развития, и нужно понять, каким из них лучше идти. Также важно понимать, что можно дать бизнесу, который приходит и в арктическую зону. Их тоже важно обеспечить связью.

Леонид Алтухов, президент ГК Netkom-IPC, согласился с тем, что цифровая инфраструктура является критически важным фактором для развития начинания «дальневосточный гектар». «Дороги строить сложнее, чем цифровую инфраструктуру, к тому же это требует гораздо большего времени, - подчеркнул он. - И дело тут не только в доступе в Интернет, ведь это по сути только лишь некая среда или механизм, который позволил бы не только самоорганизовываться предприятиям (и в первую очередь – локальным, а не транснациональным), но и помогать им со стороны государства. Без цифровизации усилия, направленные на предоставление «дальневосточного гектара» будут бессмысленными».

Андрей Кузяев, председатель совета директоров АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и президент, председатель правления АО «ЭР-Телеком Холдинг», заметил, что сравнивать ситуацию с цифровизацией Дальнего Востока надо не с Москвой, а с Сеулом, куда всего 1,5 часа лета.

«Там уже 1 Гбит/сек на каждое домохозяйство, 5G закрывает всю страну. Мы также могли бы сделать. Так что нам нужно осознать масштаб проблемы и системно приступить к его решению. У государства нет денег – давайте откроем дорогу и застимулируем эти инвестиции. С точки зрения «ЭР-Телекома» – если условия такие будут созданы, мы как компания будем инвестировать в Дальневосточный регион, потому что за ним видим большое будущее», - заверил г-н Кузяев.  

Алексей Сапунов, вице-президент, директор макрорегионального филиала «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком», напомнил, что 4 сентября открыли технически готовую линию на Камчатку – 90% этого региона будут охвачены оптическими подключениями.

«Мы не монстр, который сидит на государственных деньгах, мы бизнес-компания, для которой важны эффективность и окупаемость. Так что в этом отношении финансирование похоже на частные инвестиции, - посетовал Сапунов на тяжелую долю госкомпании. - Если строить сеть на Курилы, то окупаемость – 150 лет. И это уже не про бизнес история».

Г-н Сапунов напомнил, что частные компании часто сами выступают как инфраструктурные операторы: «У нас был подобный кейс в Мирном: пытались идти туда консорциумом, но он развалился, и «Ростелеком» взял на себя роль инфраструктурного оператора. На текущий момент вся «большая тройка» имеет с нами контракты, как и все локальные игроки Магаданской области».

Так что участие государства очень важно, как и муниципальных властей, которые могли бы выступать соинвесторами. У «Ростелекома» есть опыт сотрудничества с администрацией Хабаровского края – теперь его тиражируют на взаимодействие с другими. В частности, в рамках ВЭД было подписано соглашение с администрацией Приморского края. Сапунов уверен, что территории также должны вкладываться в решение этой проблемы.

Дополнительным стимулом для развития цифровизации Дальнего Востока могло бы стать решение вопрос доступа на понятных условиях к инфраструктуре ресурсных организаций, которые работают с недрами. 

Андрей Кузяев возразил, что надо не просто искать способы получения дотаций: «Нас часто не допускают к тендерам. Если бы был тендер на цифровизацию Дальнего Востока – кто бы мог с наименьшими госдотациями это организовать – мы бы поучаствовали. Но у нас выделяют целевые деньги на определенную компанию. Мы же готовы даже участвовать в консорциуме с «Ростелекомом». У нас есть компания «Энфорта» с правами на частотный ресурс на 5 МГц. Мы могли бы, используя и оптические решения, и радиочастотный доступ, обеспечить решение вопросов цифровизации гораздо легче, за счет кооперации. Возможно, подключится и МТС – я обсуждал эту историю с г-ном Дубовским. В этом случае темпы цифровизации увеличились бы. Организовать все, конечно, предлагается Минсвязи», - резюмировал г-н Кузяев.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода