rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Когда правительство превратится в платформу

Не успели в России построить электронное правительство, как весь мир стал говорить о том, что необходимо формировать цифровое правительство. Вопреки расхожему мнению электронное правительство и цифровое правительство – это несколько разные вещи. По этому пути пошло и российского правительство, однако с некоторыми оговорками. Так, представители Минкомсвязи в рамках форума «Открытые инновации» заявили, что правительство не должно все делать само: пришло время стать платформой для других.

Екатерина Шапочка, исполнительный директор аналитического центра «Форум», в рамках сессии «E-government в действии» напомнила, что в 2003 году стран, предоставляющих госуслуги в режиме одного окна, было всего 45 и только 33 позволяли получать их в режиме онлайн. В 2016 году их стало уже 90: у таких стран есть единый портал, который либо выполняет информационные задачи, либо предоставляет госуслуги. При этом в 148 странах предоставляется как минимум 1 госуслуга в режиме онлайн.  

Однако в большинстве стран речь идет пока все-таки об электронном правительстве, а вовсе не о цифровом. Как отметила Екатерина Шапочка, электронное правительство – это автоматизация и преобразование внутренних процессов и взаимодействия с гражданами, а когда мы говорим о цифровом правительстве, то речь идет уже о полной трансформации бизнес-процессов. И путь от электронного к цифровому правительству сопровождается несколькими тенденциями. Во-первых, это развитие технологий, таких как ИИ, Интернет вещей, Большие Данные. Во-вторых, это рост запросов граждан, которые уже испорчены качеством услуг в частном секторе и требуют такого же качества услуг и от государства.  В-третьих, это растущая регионализация. Регионы хотят быть хозяевами положения и здесь возникает некое противоречие между ними и централизацией, концепцией одного окна. В-четвертых, это растущий тренд на гражданское взаимодействие, участие граждан в госуправлении.

Если послушать руководство страны, может создаться впечатление, что у нас в отношении готовности к цифровизации правительства все хорошо. Так, выступавший в рамках второго дня форума председатель правительства РФ Дмитрий Медведев напомнил, что «по индексу готовности к цифровому обществу наша страна поднялась на 36 позиций. 75% российских домохозяйств имеют доступ к Интернету. По этому показателю Россия занимает первое место в Европе».

Однако Екатерина Шапочка напомнила, что в индексе готовности к внедрению цифрового правительства лидируют две страны – Великобритания и Австралия, а вовсе не Россия. Причем даже этим странам-лидерам пришлось на пути к этим показателям решать весьма значимые проблемы, которые, вполне вероятно, встанут и перед нашей страной.

Пол Шетлер, экс-генеральный директор Digital Transformation Office, участвовавший в этом процессе в обеих странах, рассказал, что очень мешает бюрократия госструктур, которая сдерживает процесс трансформации. Кроме того, сотрудники ведомств далеко не всегда высоко квалифицированы – в основном это политики и теоретики, и с этим также нужно считаться. Осложняет ситуацию и неадекватное финансирование. «Госструктуры редко эффективны – мало кто понимает суть задачи цифровизации, - заметил Шетлер. - В частных компаниях все проходит легче».

Чтобы решить все эти проблемы нужно сразу несколько составляющих: прежде всего нужна была политическая воля, затем – контроль над базовыми вещами, такими как нахождение сотрудников на свои местах, работа колл-центра и т.д. В этом случае задача переходит в разряд решаемых.

Мехран Гуль, лидер проекта «Инициатива по цифровой трансформации» Всемирного экономического форума, заметил, что государству в ходе цифровизации надо брать пример с бизнеса – перенимать схемы, которые работают. Правда, при этом, скорее всего, потребуется провести полную модернизацию ИТ-инфраструктуры, выстроить иерархическую модель данных и многое другое.

Алексей Козырев, заместитель министра Минкомсвязи РФ, рассказал, что в Росси также видят технологические сложности, которые мешают процессу цифровизации. Он отметил, что несмотря на то, что приложение «Госуслуги» в нашей стране более популярно, чем приложение Facebook, конкурировать на уровне пользовательских интерфейсов с коммерческими проектами неправильно. Это отвлекает огромное количество ресурсов. И все равно лидером правительство в этом отношении не станет, так как оно более бюрократизировано и менее гибко, чем частные структуры.

Он пояснил, что главная задача – обеспечивать законность происходящего в стране и экономике, поэтому более правильный подход – перестать создавать интерфейсы, открыть интерфейсы к бэкэнду и дать возможность рынку, бизнесу создавать ценности для своих клиентов с учетом трендов цифровой экономики с учетом интересов потребностей каждого человека. Фактически правительство должно стать платформой, предоставляющей интерфейсы к госсервисам, управлять персональными данными и т.д.  

При этом приоритеты цифрового правительства – это открытые интерфейсы к персональным и открытым данным, обеспечение безопасности за счет применения современных технологий электронной идентификации и сотрудничество с разными провайдерами сервисов. Эти тренды, как отметил Козырев, в России уже начинают оформляться. Госуслуги начинают предоставлять через банки, подписали соглашение с Mail.ru, с января запускается биометрическая идентификация. «Концепция «государство как платформа» – это то, что ждет нас в ближайшем будущем», - резюмировал Алексей Козырев.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, ПО, Регулирование, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода