rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Блокчейн – не волшебная палочка

Макс Хаузер, управляющий директор The Boston Consulting Group, модерировавший сессию ПМЭФ-2018, посвященную применению блокчейна в госсекторе, рассказал, что 74 % крупных корпораций говорят о существовании у них бизнес-кейсов с применением блокчейн. Однако участники дискуссии фактически опровергли эту информацию, заявив, что рабочих кейсов пока нет не только у государства, но и у бизнеса. Более того, отношение к технологии распределенных реестров как к волшебной палочке, способной исправить всё, очень замедляет процесс внедрения.

Александр Бородич, основатель Universa Blockchain Platform, заметил, не только у нас в стране, но и в мире не так много рабочих примеров использования блокчейн, тем более в области госуправления. В России запущен один из крупнейших проектов по переводу госуправления на блокчейн в Общественном конгрессе муниципальных образований. Там созданы 22 тыс. личных кабинетов, через которые муниципалы вносят данные – они контролируются с помощью блокчейн. По оценкам Александра Бородича, это один из лучших примеров и крупнейший кейс.

Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя ЦБ РФ, пояснила, что технология распределенных реестров (а лучше называть ее именно так, а вовсе не блокчейн) интересна для многих операций. В ней выделяется два подвида. Один реально хорошо применим для расчетов и финансовых операций. Второй хорошо работает с контрактами. Потенциал у применения есть, но в мире пока нет ни одного промышленного решения кроме криптовалют. Связано это не только с тем, что технология недостаточно зрелая. Пока бизнес не ответил, в чем выгода перехода на эту технологию по сравнению с существующими. Именно поэтому бизнес стал относиться к технологии более спокойно после прошлогоднего хайпа – всего лишь как к одному из возможных инструментов.

Среди наиболее интересных и заметных пилотов в России – проект с Росреестром, проект, связанный с госзакупками, и 3 пилотных проекта на «Мастерчейне». Их объединяет от, что везде ищут ответ на вопрос, каков бизнес-кейс. «Технология ради технологии бессмысленна, - убеждена Ольга Скоробогатова. - Поэтому 2018 год пройдет под знаком практического понимания того, где мы эту технологию сможем использовать».

Роберт Контри, руководитель отраслевого направления глобальных финансовых институтов, Deloitte Global, член совета директоров Deloitte US, также согласился с отсутствием промышленных применений. Однако важные эксперименты в крупных организациях уже проходят и ориентированы они, прежде всего, на повышение продуктивности, производительности и эффективности в финансовых организациях. И эти наработки обязательно нужно использовать.

Шэннон Поулин, вице-президент, директор по внедрению новых технологий на мировых рынках Intel Corporation, считает, что в блокчейне заинтересованы прежде всего финансы и недвижимость – им очень нужны скорость и прозрачность. Поэтому первые проекты и связаны с изысканием таких возможностей, попытками понять, каким образом блокчейн или иные технологии могли бы помочь решать проблемы с неэффективностью.

Сергей Жигарев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, признал, что отсутствие законодательства, регулирующего блокчейн, скорее минус, чем плюс. Отсутствие понимания законодательного регулирования сдерживает проекты: чем быстрее примем нормы, тем быстрее начнем применять, уверен г-н Жигарев. Однако надо признать, что подобного законодательства пока нет ни в одной стране. К тому же законодательство здесь будет не субъектовым – оно сразу станет международным. «Но политика мешает нашим связям, чтобы хотя бы договориться о терминологии», - пояснил он. И все же в ближайших планах у Госдумы принятие базовых законов в том числе о блокчейне и криптовалютах.

Криптовалюты, по мнению спикера, могут позволить решить в том числе проблему с санкциями – если создать собственную и использовать ее во взаиморасчетах с партнерами, уйти от доллара и строить собственную финансовую систему. К тому же это решит проблему угрозы отключения от SWIFT. Но в долгосрочной перспективе, принесут они пользу или вред, пока неясно, а первыми быть всегда опасно.

В целом государству блокчейн может принести существенную пользу. Ведь с его помощью государство может упростить взаимодействие с гражданином, сократить госаппарат. Как спрогнозировал Жигарев, в этом случае МФЦ, которыми мы сегодня так гордимся, будут не нужны, Роскомстат будет не нужен, да и «отчитываться по экономическим плюсам и минусам Орешкину будет сложнее». Так что перспективы здесь огромные. Именно поэтому субъекты страны тестируют блокчейн на свой страх и риск.

Владислав Мартынов, член наблюдательного совета Ethereum Foundation, согласился с тем, что отсутствие регулирования сдерживает развитие технологии. Однако даже его появления в нашей стране будет недостаточно для массового проникновения блокчейна, потому что глобальному бизнесу нужны универсальные законодательные правила, а до этого еще далеко. Есть и технологические проблемы – вопрос скорости и масштабируемости. Они, вероятно, решатся быстрее и проще – наработок уже много. Через год-полтора скорость и масштабируемость блокчейн-платформ вырастет, спрогнозировал Мартынов. С законодательством все обстоит куда хуже.  

Более того – на ситуацию с развитием блокчейна влияют и другие инициативы регулятора. После прошлогоднего ПМЭФ, когда блокчейну пообещали радужные перспективы, число стартапов в этой области в России выросло. Но в этом году, посмотрев на историю с Telegram, многие открыли новые компании за рубежом и уехали.

Ольга Скоробогатова подчеркнула, что блокчейн – не волшебная палочка. Не стоит ждать, что с помощью одной технологии удастся решить все проблемы. Криптовалюта – высокорискованный инструмент, но это не значит, что его надо запретить. Просто в этом поле больше вопросов, чем ответов. Хотите рисковать – рискуйте, но помогать вам в случае потери денег государство не обязано.

Г-жа Скоробогатова рассказала, что инвестиции в технологию блокчейн выросли в два раза с 2017 года. 36 % инвестиций приходится на финансовый сектор. Но лишь 10 % организаций считают, что получат реальный эффект от применения технологии. Скоробогатова считает, что за 2-3 года технология будет сильно доработана и появятся конкретные применения.

По ее словам, «Мастерчейн» будут пилотировать в этом году по аккредитивам, закладным и банковским гарантиям. Это записи и возможность видеть движение и транзакции в одном поле. Тестирование начнется в третьем квартале. В части онлайн пока не видят перспектив применения, которые бы позволили шагнуть на новый уровень.

То, что уже сделано на данный момент, позволило вынести три урока. Нужно быстрее решить вопрос с регулированием. Оно не должно быть чрезвычайно жестким и подробным. Чтобы запустить новые технологии и проекты, нужно определить понятия, а также права и обязанности. 3 закона, которые приготовили (о цифровых активах, краудфандинге, внесение изменений в Гражданский Кодекс), должны быть ко второму чтению синхронизированы и рассмотрены, чтобы ввести использование новых технологий в правовое поле.

Второй урок состоит в том, что сама технология уже предполагает изменение привычного процесса, а это очень сложно. Многие участники рынка хотят применить новые возможности, но при этом меняться не готовы – это вопрос денег и цели. Их может убедить только путем демонстрации конкретной экономии.  

Третий урок – не надо жить с иллюзией, что блокчейн решит все вопросы. Блокчейн и распределенные реестры могут быть одной из технологий при гибридных решениях. Можно использовать распределенные реестры для смарт-контрактов и доверенной среды и использовать онлайн-среду для платежей и т.д.

А вот Александр Бородич указал на другую проблему: до сих пор цифровые процессы на блокчейн нужно подтверждать бумажными документами – это очень сдерживает развитие и проникновение новых технологий. Нужно избавиться от рудиментов, и в том числе старого бумажного документооборота, чтобы двигаться вперед в процессе цифровизации. Ольга Скоробогатова подтвердила, что попытка внедрить цифровые элементы в аналоговой экономике не будет результативной. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, ПО, Регулирование, Финансы, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода