rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

ЦИПР 2018: эксперты обсудили цифровую экономику и малые города

6 июня 2018 года в Иннополисе стартовала конференция ЦИПР 2018. В рамках сессии “Другой интернет:как подключить к цифровой экономике малые города?”, модератором которой выступил директор Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, эксперты обсудили ключевые вопросы цифровизации малых городов России.

В сессии приняли участие:                                    

  1. Егор Котов, Руководитель Лаборатории пространственного анализа городских данных Высшей Школы Экономики (ВШЭ)
  2. Роман Шайхутдинов, Заместитель премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи РТ                     
  3. Юрий Дайбов, Начальник отдела ПАО «Мегафон»
  4. Алексей Федотов, Директор по развитию бизнеса Яндекс.Такси в РФ
  5. Павел Анисимов, АНО «Цифровая экономика» 

«Город Иннополис, где сегодня стартовала конференция ЦИПР 2018, сам по себе является самым молодым и прогрессивным с точки зрения цифровизации малых городов России. Это крутой пример, правда, он и замышлялся как раз таким: новым, инновационным, цифровых поданным городом, созданным "с нуля". Но тем не менее - это очень яркий пример, что может получиться при грамотном планировании и сотрудничестве бизнеса, образовательных структур и государства. Здорово, что ключевые спикеры цифровой России собрались в эти дни именно здесь -- для того, чтобы обсудить развитие Цифровой экономики России, эффективного распространения, внедрения, грамотного использования цифровых технологий.  Экспертам, которые работают в Иннополисе в эти дни (включая тех, что участвуют в круглом столе, посвященном цифровизации малых городов) есть, о чем рассказать, у них есть опыт, которым они готовы поделиться, они, несомненно, готовы к диалогу, тесному взаимодействию.  Потому что они заряжены одной темой и единым интересом -- построить новую Цифровую Россию (хотя в ходе открытия конференции  сегодня топ-спикеры так и не смогли договориться о том, что называть Цифровой экономикой, не беда: этот феномен витает тут в воздухе... И это абсолютно нормально, как для многих новых явлений, что он  консолидирует экспертов, отрасль и государство, даже будучи неопределенными до конца и однозначно)»,  -- обратился к участникам сессии директор РАЭК Сергей Плуготаренко. 

В ходе сессии Сергей предложил участникам ответить на несколько важных вопросов:

  • Нужна ли цифровая среда – жителям малых городов?
  • Как цифровизация влияет на качество жизни в малых городах?
  • Какие барьеры препятствуют там развитию технологий, и чем они отличаются от барьеров и проблем в мегаполисах?
  • Какие цифровые сервисы придут в малые города в ближайшем будущем и какие успешные кейсы существуют уже сегодня?   

С главным докладом сессии выступил Егор Котов, Руководитель Лаборатории пространственного анализа городских данных Высшей Школы Экономики (ВШЭ). Он представил масштабное исследование ВШЭ, посвященное цифровизации в малых городах России.

«Нам интересно было понять, насколько малые и средние города РФ отстают в части развития цифровой экономики от Москвы, Санкт-Петербурга и «миллионников». Инфраструктура доступа в интернет примерно одинакова по всей стране, но одинаково ли ее используют в городах разного размера? Многочисленные исследования и теоретические знания о функционировании системы расселения подсказывали нам, что скорее всего нет. В малых и средних городах всегда есть некоторые особенности поведения, потребления товаров и услуг. Другой вопрос, чем их объяснить – доступностью этих благ (как финансовой, так и физической), цифровой грамотностью населения? Результаты исследования говорят нам о том, что играют роль все эти факторы. И горожане не всегда достаточно осведомлены о возможных цифровых услугах, и многие услуги просто недоступны. Те цифровые услуги, для которых необходима локальная инфраструктура – локальные цифровые сервисы, достаточно медленно и неравномерно распространяются в малые и средние города», - прокомментировал Егор Котов, руководитель Лаборатории пространственного анализа городских данных ВШЭ.

“Наличие доступа к интернету не всегда означает доступность реальных цифровых сервисов для населения, и особенно остро эта проблема стоит в малых городах. Учитывая специфику таких городов, Яндекс.Такси разработал программу “Мой Город”: она помогает в короткие сроки запустить современный сервис такси в городе, подготовить цифровую инфраструктуру, получить маркетинговую поддержку. За январь – май 2018 года по программе “Мой город” мы запустили сервис Яндекс.Такси в 312 малых и моногородах России. Удобный онлайн-заказ такси повышает транспортную доступность удаленных районов городов, разгружает общественный транспорт, увеличивает связность с соседними городами. Такси – удобный вариант подработки. Сейчас в России около 1 млн людей вовлечены в сферу такси, и для большинства из них это подработка. По данным недавнего исследования ВЦИОМ, почти половина россиян хотела бы подрабатывать в такси (из тех, кто в принципе хотел бы подрабатывать), а агрегаторы – самый быстрый способ начать получать дополнительные деньги. Также мы видим, какое значение имеет для малого города наличие актуальных и точных онлайн-карт – Яндекс.Карты в этих городах начинают использовать другие сервисы, не имеющие отношения к Яндексу. Например, сервисы локальной доставки товаров, причем для большинства таких сервисов использование наших Карт бесплатно”, -- прокомментировал Алексей Федотов, Директор по развитию бизнеса Яндекс.Такси в России. 

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов говорил о повышении доступности цифровых услуг для населения городах на примере Республики Татарстан.

“Ежегодно растет количество переведенных услуг в электронный вид и востребованность таких услуг у населения. За 3 месяца 2018 года было оказано 10,5 млн электронных услуг, зафиксировано 51,8 млн. просмотров электронного дневника, осуществлено 3,8 млн. электронных записей на прием к врачу, 1,7 млн. раз проверили баланс школьной карты. Всего было оказано 249 электронных услуг и сервисов для населения и бизнеса было оказано за 3 месяца 2018 года. Также отмечу, что мы ведем активное онлайн-взаимодействие с жителями Республики: проводим опросы жителей, например по вопросам благоустройства, осуществляем таргетированные опросы бизнес-сообщества через мобильное приложение “Услуги РТ”, стараемся переходить к электронным голосованиям”, -- комментирует Роман Шайхутдинов. 

Юрий Дайбов, Начальник отдела ПАО «Мегафон» говорил о цифровых платформах малых городов. 

В рамках своего доклада Юрий отметил, что по данным PWC, к 2030 году на мировой карте сформируется поляризация городов – постепенно сокращается численность населения средних агломераций – останутся только малые города и крупные агломерации. “Благодаря проникновению смартфонов у жителей малых городов появляется возможность с помощью мобильного интернета получать качественные услуги, но важно учитывать благосостояние жителей отдельных городов, готовых потреблять платные услуги”, - отметил Юрий. 

Директор по развитию АНО «Цифровая экономика»  Павел Анисимов рассказал о вовлечении малых городов в “периметр” цифровой экономики.

“Предыдущие спикеры уже многое рассказали и вырисовывается общая картина. Но важно учитывать спрос и возможность использования услуг и вовлечение аудитории в цифровые услуги. То есть в первую очередь мы должны учитывать запросы локальных жителей, а у каждого города они могут быть различны”, -- отметил Павел. 

Завершая сессию, Сергей Плуготаренко представил ряд выводов:

  1. Плотное взаимодействие с жителями необходимо. В малом городе некуда спрятаться, проекты должны быть понятны и полезны жителям. С другой стороны, гораздо проще организовать обратную связь
  2. У малого города не так много данных, поэтому они должны собираться и использоваться максимально эффективно. Открытые данные - наше все. При этом, зачастую, это не такая уж бигдата, где нужны сложные решения по их анализу.
  3. Внедряемые решения должны соответствовать размеру города. В малых городах никогда не будет оправданными затраты на платформы от ИТ-гигантов. Но может быть оправданным включение в экосистему проектов для других малых городов, муниципального центра, федеральных программ.
  4. Малые города могут экспериментировать. Более того, на эти эксперименты им могут выделять финансирование и государство, и компании.
  5. Технологии - это инструмент, а не самоцель. Город должен жить, развиваться и быть привлекательным для жителей и гостей. Технологии умного города призваны решать конкретные проблемы (например, умное освещение создает более комфортный и безопасный район).  
  6. Малым городам необходимо обмениваться лучшими практиками внедрений технологий и анализа данных.
  7. Малые города не выживают без бизнеса. Создание привлекательной городской среды для малого бизнеса - важнейшая часть стратегии умного города. 

“В ходе сегодняшней дискуссии нам удалось рассмотреть цифровизацию малых городов с разных ракурсов: свое видение презентовали представители государства, бизнеса, профильных организаций. Уверен, наша сегодняшняя сессия способна дать определенный толчок к дальнейшему развитию малых городов в парадигме цифровизации, беря во внимание свежие цифры исследования ВШЭ, а также выводы наших экспертов”, -- подытожил Сергей Плуготаренко

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода