rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

Великий Новгород фактически стал первым субъектом РФ, где запущен комплексный проект «Цифровой регион» от «МегаФона» и тестируется соответствующая экосистема. В остальных субъектах страны реализуются лишь отдельные проекты. Об этом рассказали представители Правительства области и оператора «МегаФон», который представил промежуточные результаты реализации подписанного в рамках ПМЭФ-2018 соглашения с Правительством Новгородской области.

Великий Новгород был выбран для реализации комплексного проекта «Цифровой регион» сразу по нескольким причинам, рассказал Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала «МегаФона». Прежде всего, еще в апреле этого года с инициативой по запуску подобного проекта вышел губернатор региона. Наличие же заинтересованного руководства, как отметил г-н Титов, всегда способствует реализации проектов.

Во-вторых, Великий Новгород технологически готов к подобным проектам. Как рассказал Алексей Титов, во всех населенных пунктах области, где проживет более 100 человек, развернуты сети 2G. В тех населенных пунктах, где живет более 1 тыс. человек, есть сети 3G, а там, где проживает более 5 тыс. – сети 4G. Таким образом, телеком-инфраструктура для развертывания проекта «Цифровой регион» создана.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, подчеркнул, что цифровые проекты – обязательная составляющая реализации стратегии региона, направленной на повышение качества жизни населения. Среди таких проектов – и «тяжелая» инфраструктура, и большие данные, и проекты, связанные с коммуникациями. Все они направлены на оптимизацию и повышение качества процессов, которые пока не всегда устраивают жителей.  

Новгородская область является одним из пилотных регионов НТИ. Здесь уже к концу 2017 года было запущено 12 цифровых проектов, еще 19 новых появились в этом году. Ядром является НГУ, где аккумулируются и развиваются компетенции. Помимо решения народнохозяйственных задач, как отметил губернатор, это позволяет развиваться студентам, открывать для них новые перспективы. Среди этого пакета проектов – «Цифровой регион», реализуемый совместно с «МегаФоном».

«Цифровой регион» в Великом Новгороде на данный момент охватывает три направления – ЖКХ, здравоохранение и туризм. Выбор направлений был определен в соответствии с потребностями региона. В каждом из них реализуются пилотные проекты, которые планируется завершить в первом квартале 2019 года. Сейчас идет непосредственно внедрение и тестирование, затем будут собраны и проанализированы данные, на основе которых будет принято решение о расширении или модификации.

Все проекты на этапе пилотов ведутся за счет «МегаФона». Как проект «Цифровой регион» будет монетизироваться в дальнейшем, пока не решено. Однако уже сейчас понятно, что, к примеру, проект в области ЖКХ не должен требовать денег от администрации, так как ориентирован на бизнес.

Ближе к пациентам

В пилотном проекте в здравоохранении принимают участие 7 лечебных учреждений – это несколько областных больниц, районных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). На прошлой неделе была проведена первая консультация в режиме врач-врач между ФАПом и специалистом областной больницы.

Решение для здравоохранения – это облачная платформа, на которой на данный момент реализованы два модуля – врач-врач и врач-пациент. Последнее представляет собой мобильное приложение, а модуль врач-врач реализован в веб-интерфейсе и доступен с рабочего места врачей.

Как рассказал Сергей Чернышов, руководитель проекта по телемедицине со стороны «МегаФона», платформа построена на облачных вычислениях, поэтому достаточно обычного ПК и браузера, специального оборудования не нужно. У каждого врача есть цифровая подпись, с помощью которых подписываются рекомендации. Обучение врачей, участвующих в проекте, заняло примерно 15 минут, потому что интерфейс интуитивно понятен.

Великий Новгород фактически стал первым субъектом РФ, где запущен комплексный проект «Цифровой регион» от «МегаФона» и тестируется соответствующая экосистема

Все данные, которые проходят через платформу, защищены в соответствии с отечественным законодательством. «Мы понимаем всю ответственность, соблюдаем все нормативы, - заметил Сергей Чернышов, - данные хранятся определенным образом в зависимости от их типа, а соединение шифруется».

Для пациента запуск платформы – это возможность получения срочной консультации без необходимости поездки к специалисту, а для врачей первичного звена – возможность постановки более точного диагноза с помощью узкого специалиста. Для самого специалиста это возможность расширить географию консультаций. Таким образом создается новый механизм взаимодействия между врачами и пациентами, который позволит сделать более доступным и комфортным здравоохранение в области. Кроме вышеописанного функционала платформа позволяет осуществлять SMS-информирование – например, о вакцинации или о приезде мобильного ФАПа в населенный пункт.

Как рассказала министр здравоохранения Новгородской области Антонина Саволюк, текущее законодательство уже позволяет нормировать данные услуги, в лечебных учреждениях добавится график приема путем телемедицинской консультации. Пока в проекте реализуются консультации между врачами первичного звена и врачами-специалистами, но в планах – проведение консультации между врачами первого уровня больниц и специалистов районных центров, а также консультации с федеральными клиниками. Кроме того, появилась возможность прикреплять результаты консультаций к первичной медицинской документации пациента.

Великий Новгород фактически стал первым субъектом РФ, где запущен комплексный проект «Цифровой регион» от «МегаФона» и тестируется соответствующая экосистема

Как напомнила Антонина Саволюк, пока законодательно нет возможности для проведения онлайн первичного приема, но зато далеко не все пациенты после него нуждаются в очном приеме. Пациенту не нужно приезжать, и качество приема не зависит от того, очная или заочная консультация.

Кроме того, функционал платформы позволяет записываться на онлайн-прием к специалистам. Однако, так как первичный телемедицинский прием запрещен, запись на него будет доступна только по направлению, в котором будет специальный код для записи на подобную консультацию.

Когда ЖКХ станет бизнесом

Второе направление развития «Цифрового региона» в Великом Новгороде охватывает ЖКХ. В его рамках «МегаФон» разработал платформу «Цифровая управляющая компания». Алексей Титов считает, что ЖКХ – одно из самых перспективных направлений для цифровизации. На данный момент в России насчитывается порядка 19 тыс. управляющих компаний, объем рынка составляет 500 млрд рублей, но до сих пор лишь 5 % УК хоть как-то используют даже электронный документооборот, что уж говорить о других цифровых инструментах.

Пока, по словам г-на Титова, не у всех игроков этого рынка есть понимание, что ЖКХ – это тоже бизнес. Проект призван решить эту проблему. Для этого необходимо было оцифровать взаимодействие с клиентами – жителями дома. Разработанная «МегаФоном» платформа «Цифровая управляющая компания» для государства может стать интерфейсом контроля за управляющими компаниями, для самих УК – панелью оперативного управления и взаимодействия с клиентами, а для жильцов – мобильным инструментом для общения с УК в привычном онлайн-формате.

Как рассказала Дарья Котлярова, руководитель проекта со стороны «МегаФона», в период подготовки был проведен опрос собственников жилья в различных регионах, который позволил сформировать топ недовольств и потребностей. Именно он и был взят за основу для реализации в пилотном проекте.

Первый продукт – интерфейс для УК, в котором проводится операционная деятельность. Второй – личный кабинет жильца, в котором он может заказывать услуги, сообщать о неполадках, оплачивать услуги.

Топ-5 недовольств возглавляет проблема с несвоевременным устранением УК неполадок по заявкам жильцов. В ЛК жильцы имеют возможность сообщить о проблеме, выбрать ее категорию, описать и оставить заявку. Данная информация будет попадать к диспетчеру УК, к тому же он получит SMS-сообщение о поступлении заявки. 

Вторая проблема – передача показаний счетчиков. Сегодня умные счетчики только начинают распространяться на массовом рынке, поэтому информирование о том, что необходимо передать информацию со счетчиков, остается актуальной. Кроме того, в проекте участвует компания «Элдис», выпускающая умные счетчики, которые будут установлены в половине участвующих в проекте квартир – в 700 из 1500.

Для того, чтобы обеспечить сбор данных, оператор запустил в регионе сеть NB-IoT (NarrowBand IoT, NarrowBand Internet of Things). Пока только в охваченных проектом районах, но затем охват будет расширен. Таким образом, «МегаФон» совместно с компанией «Элдис» будет формировать рынок интернета вещей.

Хотя у клиентов есть много способов оплаты, задача их развития все равно остается актуальной. Такой функционал тоже есть в ЛК жильца. Далее будет добавлен дополнительный функционал – для отображения данных умных счетчиков, онлайн-голосования. Кроме того, будет проведена интеграция с ERP-системой УК. Планируется установить время и SLA выполнения услуг – это информация и для клиента, и рычаг контроля для УК.

Платформа «Цифровая управляющая компания» уже была представлена на ряде мероприятий и, по словам представителей «МегаФона», вызвала интерес со стороны крупных холдингов, объединяющих несколько УК. С ними уже ведутся переговоры.

Туристы на Big Data

Третий проект в рамках экосистемы «Цифровой регион» - «Big Data туризм». Алексей Титов рассказал, что со стороны администрации был запрос: нужен инструмент, который бы позволил оперативно видеть, что именно следует сделать для улучшения туристической привлекательности города, а затем оценивать, дает ли сделанное нужный результат.

Оператор создал аналитический инструмент, который выдает необходимую администрации региона информацию на основе обезличенных данных о передвижениях и запросах абонентов. Это позволит принимать решения, важные для развития туристической составляющей области.

Как отметил губернатор области, администрации интересно знать, какие места посещают туристы, в какие рестораны ходят. Это необходимо, чтобы на основе объективной информации точно планировать, где строить гостиницы, где – рестораны, как развивать событийный туризм.

В случае с платформой «Big Data туризм» речь идет о возможной монетизации больших данных оператора. Потенциально информация может быть востребована не только администрациями регионов, заинтересованных в увеличении турпотоков, но и бизнесом, заинтересованном в инвестициях в туризм.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода