rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Цифра с тормозами. Что мешает развиваться новой индустрии

Перед российской промышленностью сейчас стоят две важные задачи – увеличить производительность труда и поднять экспортную выручку. Добиться этого можно с помощью новых технологий. Однако до сих пор большим вопросом остается то, какие приоритеты должны быть в процессе цифровизации. Перспективы цифровизации промышленных предприятий обсудили в рамках ПМЭФ 2019.

На сессии «Формируя индустрию будущего. Цифровые технологии в промышленности» был проведен опрос, посвященный тому, какие направления «цифровизации» промышленности помогут удвоить экспорт несырьевой продукции в течение ближайших пять лет. Чуть менее 10 % зала посчитали, что цифровизация в принципе не поможет достижению такого результата. Лидирующим же стал вариант перехода к новым экономическим моделям. На втором месте, причем с не слишком большим отставанием, оказались оптимизация бизнес-процессов (фактически вовсе не цифровизация, а банальная автоматизация) и применение новых технологий для выпуска продукции.

 Перспективы цифровизации промышленных предприятий обсудили в рамках ПМЭФ 2019

Виктор Вексельберг, председатель совета директоров Фонда «Сколково», председатель совета директоров ГК «Ренова», пояснил, что при голосовании выбрал новые бизнес-модели. По его словам, данные – это основа трансформации. Если мы научимся их правильно хранить, обрабатывать и применять, то решим проблемы, которые стоят перед всеми отраслями.

Примеры повышения эффективности за счет цифровизации есть. Он привел в пример решение «Диспетчер», которое управляет любым производством и позволит повысить производительность труда и эффективность управления оборудованием в среднем более чем на 15 %.   

Но это эволюционный путь, не требующий кардинальных изменений в процессах, а есть и другой. В пример он привел компанию Прана, которая занимается предсказательной аналитикой. Если бы такая предиктивная система работала на Саяно-Шушенской ГЭС, последствия катастрофы можно было бы минимизировать или в принципе предотвратить случившееся. Но для этого нужно было бы иметь доступ к данным о работе ГЭС. Сегодня же, к сожалению, сфера промышленного интернета ограничена правами доступа к подобной информации, и это надо менять на уровне регулирования.

Беда только в том, что это болезненный и сложный процесс. В Сколково, как рассказал г-н Вексельберг, ездило беспилотное такси, но один из жителей инновационного города написал письмо в Генпрокуратуру, которая и запретила эксплуатацию беспилотника. Это показательный пример того, что регуляторику надо менять. Процесс же идет сложно. Фонду Сколково удалось продвинуть лишь 2 закона из 30, которые были разработаны. Еще 7 находятся на этапе рассмотрения в Госдуме, а всего нужно принять около 100, так что это крайне серьезный вызов.

Владимир Потанин, президент, председатель правления ПАО «ГМК „Норильский никель“», с перспективой смотрит на цифровизацию. Он делает ставку сразу на несколько сквозных технологий. В области госуправления, корпоративной жизни роль децентрализованных распределенных реестров, по его мнению, будет становиться все более значимой.

Также он отметил, что в оцифрованном виде товары и услуги начинают жить облачной жизнью, начинают стоить дешевле, чем информация о них. Это в свою очередь открывает возможность использования в оцифрованном виде товаров и услуг для токенизации. Оборот их благодаря этом будет проще, дешевле и прозрачнее, и потенциально открывает путь к новому источнику финансирования. Что касается работы с данными, то можно их не только монетизировать, но и обеспечить эффективный обмен ими. Но для этого опять-таки необходимо создание благоприятных условий для развития сектора (в том числе регуляторных), и скорость продвижения по этому пути является важнейшим фактором конкурентоспособности индустрии. 

Юрий Слюсарь, президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», рассказал, что у производимых в последнее время самолетов уже есть цифровые двойники – в такой среде предприятие работает уже десятки лет. Текущая же задача – научиться испытывать самолеты «в цифре». На проведение летных испытаний до сих пор уходит много времени, но, даже несмотря на то, что на данном этапе в цифровую среду можно будет перевести не более 25 % ситуаций, это повысит эффективность всех процессов. Ведь 25 % – это порядка 400 полетов на каждую модель в течение трех лет и более миллиарда рублей. Пока это, к несчастью, не соответствует нормативной базе. Проблему надо решать, так как цифровые испытания существенно сокращают время выхода продукта на рынок, а это главный фактор конкурентоспособности.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода