Практическая часть эксперимента длилась четыре месяца (с конца июня по октябрь 2020 г.). За это время участники произвели семь масштабных перевозок скоропортящихся продуктов, контроль соблюдения температурных условий осуществлялся в 17 контейнерах. Два из семи «проездов» были реализованы в формате мультимодальных грузоперевозок: автомобильным и железнодорожным транспортом. Общий пробег грузов под температурным контролем составил 145 785 километров. Максимальное время контроля соблюдения температурного режима – 32 дня, 23 часа и 22 минуты (маршрут г. Артем Приморского края – г. Санкт-Петербург).
Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, использовалась автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»). Она обеспечивала информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора. В ходе каждой перевозки у участников эксперимента и регуляторов была возможность через веб-интерфейс «АСМ ЭРА» наблюдать за перемещением транспортных средств или контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима.
В процессе перевозки для оценки корректности работы датчиков производились тестовые нарушения температуры грузов. Все подобные случаи были успешно отражены в системе, данные об изменениях режима переданы логистическим операторам. Таким образом, перевозчики в online формате получали информацию о критических событиях и могли оперативно реагировать на нарушения температуры, сохранив необходимые параметры перевозки.
Результаты эксперимента позволяют предположить, что сквозной контроль за температурой перевозки скоропортящихся грузов даст возможность отказаться от ветеринарно-санитарного осмотра перевозимого груза на оконечном и промежуточных пунктах.
Важным аспектом проекта является способность системы предоставлять данные о температурно-влажностном режиме не только логистическим операторам, но и всем остальным участникам процесса поставки – производителям товаров и ритейлу. Это обеспечит контроль за всей цепочкой перевозки «скоропорта», гарантировав качество конечной продукции.
Полученные в ходе эксперимента данные также позволяют сделать вывод о необходимости масштабирования технологии контроля холодовой цепи на все перевозки скоропортящихся грузов.
Для решения одной из главных задач государства – обеспечения продовольственной безопасности России – по результатам эксперимента рассматривается возможность создания мобильного приложения для граждан. Приложение поможет узнать, осуществлялся ли мониторинг температурного режима при перевозке конкретного продукта, и были ли допущены критические нарушения температуры. Такой сервис даст человеку возможность аргументированно принимать решение о покупке самых чувствительных к нарушениям условий транспортировки продуктов: овощей, фруктов, рыбы и т.п.
Кроме того, сквозной контроль холодовой цепи при транспортировке товаров является одной из приоритетных задач транспортно-логистической отрасли. Автоматизированное отслеживание качества реализуемого «скоропорта» позволит гражданам быть уверенными в безопасности приобретаемой продукции, а бизнесу избежать расходов на утилизацию испорченных в процессе перевозки товаров и перекладывания на ритейл ответственности за качество доставляемых скоропортящихся продуктов. В дальнейшем тиражирование данной технологии обеспечит переход от устаревшего физического контроля перевозок скоропортящихся товаров к современному риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Логистическую составляющую эксперимента координировал центральный аппарат Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС). Участие в проекте приняли партнеры АО «ГЛОНАСС», логистические операторы ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы», ООО «Полярная звезда» (до октября – ООО «Аврора-Логистик»), ООО «МТ Рефтранс», ООО «Дальрефтранс». При организации контроля температурного режима перевозимых грузов были задействованы разные типы навигационно-связного оборудования. Широкий круг участников позволил протестировать несколько схем размещения и корректность работы датчиков в сформированных схемах.
«Результаты эксперимента показали, что технологии АО «ГЛОНАСС» (и в частности – система «АСМ ЭРА») могут применяться для обеспечения контроля соблюдения температурного режима при транспортировке «скоропорта». Мы готовы взять на себя роль оператора такой общероссийской системы: успешный пятилетний опыт развития ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и другие крупные проекты являются подтверждением наших компетенций. Важно, что эксперимент продемонстрировал наличие на рынке большого количества решений в области навигационно-связного оборудования, различных как по техническому воплощению, так и по ценовой политике. АО «ГЛОНАСС» готово к взаимодействию со всеми производителями, чьи устройства соответствуют требованиям регулирующих органов. И еще один значимый аспект: участие в проекте перевозчиков - членов АСОРПС было добровольным. Это означает, что на рынке грузоперевозок есть добросовестные компании, открытые к контролю и заботящиеся о качестве продукции. Благодаря показаниям системы во время проездов они корректировали малейшие отклонения от параметров и совершенствовали работу своих холодильных установок», – рассказала Александра Аронова, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС».
Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, Оборудование