Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Сотовый рынок России: Запад пересиливает страх
25.10.2004 00:00
версия для печати
Как отмечают западные обозреватели, от российского рынка сотовой связи инвесторов отпугивает, в частности, быстрое расширение «Большой тройки» операторов — МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона»,— которые намерены охватить 70 из 89 региональных рынков. МТС и «ВымпелКом» уже не видят достаточного потенциала для роста на двух основных сегментах рынка - в Москве и Санкт-Петербурге, - и теперь вкладывают значительные средства в региональную экспансию. В результате на крупнейших операторов начинает давить долговое бремя. Не так давно в «ВымпелКоме», планирующем потратить еще $300 млн. на инвестиции, в частности, на расширение рынка, признали, что приход в 15 новых регионов в 2003 году «вызвал тенденцию к снижению» ARPU (средннего дохода от одного абонента). Немногие оставшиеся региональные операторы также влезают в значительные долги, пытаясь противостоять лидерам рынка в своих нишах. В России также наблюдается тенденция к тому, что западные компании, вложившие сюда деньги на заре бума мобильной связи, начинают постепенно уходить с рынка, продавая свои активы российским инвесторам. Это рождает другую проблему – иностранные инвесторы опасаются коррумпированности местного бизнеса. «Зарубежные инвесторы не поверят в Россию, пока не убедятся, что коррупция и нарушение законов остались в прошлом, и что с нарушителями борются», - цитирует президента Национального центра по исследованиям в области государственной политики (National Center for Public Policy Research) Эйми Риденауэр (Amy Ridenour) News.com. Однако, несмотря на всю коррумпированность российского бизнеса и его зачастую сомнительную репутацию, западные инвесторы не брезгуют зарабатывать деньги на местном рынке сотовой связи. Так, имя «ВымпелКома» не так давно появилось в списке десяти наиболее рекомендуемых акций Investment Business Daily. «Мы полагаем, что в этой стране до сих пор сохраняется один из самых высоких потенциалов роста доходов от мобильной связи, - заявили в конце сентября исследователи JPMorgan Chase. – Принимая во внимание потенциал уверенного органичного роста в России и привлекательные, с умеренным риском перспективы роста в мире, на наш взгляд, высокой доходности, наблюдаемой в настоящее время в данной отрасли, очень мало что угрожает». «Российский рынок мобильной связи занимает второе место в мире по темпам роста, - приводит слова Макса Сметанникова, вице-президента по развитию бизнеса Global Advertising Strategies, News.com. - По сравнению с американским рынком, он предлагает больше возможностей развития». Потенциал, которым обладает российский рынок, сложно отрицать. Так, в 1999 году лишь около 1% россиян были счастливыми обладателями мобильного телефона, а уже всего пять лет спустя 90% жителей Москвы и Санкт-Петербурга имеют мобильники и пользуются услугами сотовой связи – чему, в частности, способствовали крупные иностранные инвестиции в этот сегмент рынка. По оценкам ACM-Consulting, на 30 сентября в России насчитывалось 59,04 млн. абонентов мобильной связи, включая 14,8 млн. в Москве и 5 млн. в Санкт-Петербурге. В сентябре операторы мобильной связи подключили в России 3,41 млн. человек, а в странах СНГ – 1,027 млн. абонентов. Сентябрьский показатель – рекордный для России: подобных темпов роста абонентской базы в стране не наблюдалось никогда. Уровень проникновения сотовой связи – количество выданных сим-карт на душу населения - по состоянию на конец сентября составил, по оценкам ACM-Consulting, 41%. Это вдвое больше, чем в 2003 году. В 2007 г. этот показатель достигнет 80% - в частности, и за счет того, что некоторые абоненты используют одновременно по 2-3 сим-карты. В то же время, темпы роста числа абонентов сотовой связи в России, по прогнозам аналитиков, замедлятся: если в 2003 г. этот показатель составлял 100%, то в этом году – уже 90-95%, а в 2005 г. - всего 33-35%. По данным другой российской исследовательской компании - iKS Consulting - совокупный доход всех операторов за первую половину 2004 года увеличился на 58%. По прогнозу агентства, в 2004 году операторы заработают в общей сложности $7,6 млрд. Основную массу средств - почти 11% от общих доходов - операторы сотовой связи продолжают зарабатывать от дополнительных услуг, таких, как SMS и мобильный доступ в интернет. Всего сегодня в России насчитывается более 800 тыс. активных пользователей GPRS, с начала года их число выросло более чем в два раза. В то же время, если рынки сотовой связи крупнейших городов России можно назвать насыщенными, то почти у 60% населения страны все еще нет сотовых телефонов. Во многих труднодоступных районах вообще нет никакой связи. Поэтому правительство не спешит выдавать операторам лицензии на 3G: возможности сетей второго поколения в России еще не исчерпаны, полагают в Минсвязи. Так, на прошлой неделе директор департамента государственных программ развития инфраструктуры Министерства информатизации и связи России Николай Попов заявил на пресс-конференции в Москве о том, что выдача лицензий на связь третьего поколения будет возможна после того, как уровень проникновения связи в России достигнет 40%. Пока же, по его словам, выдавать лицензии на 3G преждевременно – по данным Минсвязи, уровень проникновения сотовой связи в регионах - всего 30-34%, а в Москве - 85%. Ранее глава Минсвязи Леонид Рейман заявил, что выдача лицензий на связь третьего поколения начнется в конце 2005 года, а не с начала следующего года, как планировалось. Г-н Рейман отметил, что перенос сроков не является задержкой в лицензировании, поскольку министерство уже сейчас готово выдавать лицензии на 3G. Однако, подчеркнул Леонид Рейман, активное развитие связи второго поколения в российских регионах является принципиальной целью. Это значит, что до передела рынка сотовой связи третьего поколения в России еще достаточно времени, и у западных инвесторов есть шанс занять здесь свою нишу. Источник: CNews (http://cnews.ru) Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?