Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Малый бизнес и цифровизация: готовность есть, денег нет
02.06.2021 13:35
версия для печати
Надия Черкасова, заместитель президента – председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие», заметила: нужно учитывать, что в термин «цифровизация» представители предприятий часто вкладывают разное понимание. И чаще всего, речь ведется о продвижении и продажах в интернете – не более того. Между тем, в действительности, этот термин куда шире. «Открытие» вместе со Школой управления «Сколково» и при участии крупных ИТ-компаний провел исследование готовности МСП к цифровизации. В его рамках были выделены 5 основных направлений цифровизации. Кроме использования интернета как ресурса для продажи и продвижения, значимым блоком является кибербезопасность – и это самое проблемное направление. Эксперт заметила, что один из распространенных кейсов – незакрытый токен после завершения сеанса работы в интернет-банке, что может грозить потерей денег. Третье направление – это каналы хранения и передачи информации, а четвертое – CRM и аналитика. Увы, но практика показывает, что мало кто из МСП понимает, что с данными можно работать, извлекая из них пользу для бизнеса. Пятый блок – это обучение цифровым навыкам, и это вторая самое уязвимая точка в сегменте МСП. Исследование показало, что 90 % респондентов считают важным обучение сотрудников цифровым навыкам, но 92 % не хотели бы инвестировать в это собственные средства – считают, что это задача государства и институтов развития. Коробочная потребность Любовь Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств Mail.Ru Group, подтвердила, что понимания значимости обучения не хватает в первую очередь. Поэтому Mail.Ru Group сейчас активно вкладывается в обучение топ-менеджеров малого и среднего бизнеса цифровой трансформации. На площадках компании более 3 млн предпринимателей развивают свой бизнес, поэтому и обучение проводится достаточно масштабное. Однако, по мнению г-жи Пшеничниковой, предприниматели нуждаются не столько в знаниях, сколько в простых инструкциях и инструментах, которые помогли бы решать бизнес-задачи. Роман Чернин, руководитель сервисов для малого бизнеса компании «Яндекс», подтвердил, что к МСП нужно приходить с готовым решением для конкретной бизнес-проблемы. К примеру, надо не предлагать создать интернет-сайт, а объяснять, что можно привлечь определенное количество клиентов за счет нового сайта – это понятное сообщение для бизнеса. Только если мыслить в таких терминах, получатся хорошие продукты для небольших компаний. Цифровое неравенство Цифровые решения для малого и среднего бизнеса, по словам Романа Чернина, важны как инструмент выравнивания шансов на конкуренцию с крупными компаниями, у которых есть ресурсы на продвижение, на сотрудников и подрядчиков. Это тоже своего рода цифровое неравенство, поэтому МСП нужно решение из коробки, где «под капотом» обученные на больших массивах данных алгоритмы – и доступ нужен не к технологиям как таковым, а к результату их работы. Только в этом случае бизнесы будут конкурировать именно конечным качеством услуги или продукта – вкусом кофе, качеством ремонта авто и т.д. По словам Юлии Шишкиной, директора департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, цифровое неравенство проявляется и в доступе к инфраструктуре. До сих пор есть предприниматели, которые вынуждены подниматься на гору и подкидывать кассу, чтобы та установила интернет-соединение и смогла передать данные в налоговую. Исследование стоимости интернета в регионах, показало, что цена подключения и абонплата за ШПД может отличаться в несколько раз в зависимости от региона. В Воронеже, например, подключение и абонплата за месяц обойдется в 5 тыс. рублей, а на Камчатке придется заплатить 64 тыс. Эксперт задается вопросом: откуда бизнес возьмет деньги на цифровизацию при таких высоких текущих затратах и все увеличивающихся требованиях со стороны государства? В ожидании госпомощи Надежды МСП на помощь со стороны государства частично могут оправдаться. Как рассказал Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, малый бизнес готов к цифровизации, но ресурсов на это нет: надо платить зарплату, аренду, так что выделить средства на цифровизацию тяжело. Государство должно помочь и уже делает это. К примеру, запущена программа льготного кредитования для цифровизации. Изначально планировалось, что это поддержка в основном для среднего бизнеса, но оказалось, что малым предприятиям это тоже необходимо, поэтому снизили планку кредита до 5 млн, а также снизили показатели для входа в программу региональных банков. Ставка от 1 до 5 %. Второе направление – предоставление облачных сервисов для малого бизнеса по льготной ставке. Государство возьмет на себя 50 % оплаты подобных решений. В июне программа будет запущена, миллиард рублей на это уже выделен, а это 60 тыс. лицензий на ПО. Елена Волотовская, вице-президент по инвестициям Softline, отметила, что помимо поддержки традиционного МСП, нужно научиться слушать потребности и малого ИТ-бизнеса и помогать ему развиваться не только в нашей стране, но и в других. Один из потенциальный инструментов – появление атташе по цифровизации в российских посольствах в других странах, которые бы отвечали за продвижение наших ИТ-решений за рубежом. Нужно научить наших предпринимателей не зацикливаться на отечественном рынке, это будет полезно для всех. Александр Свинин, торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур, к такой идее отнесся скептически: по его словам, нет смысла плодить новые сущности. С ИТ-компаниями в посольствах и без специального атташе ведется работа. Между тем, Максим Паршин заявил, что такой институт уже точно будет создан, а также будет разработан реестр отечественных ИТ-решений для продвижения за рубежом, в котором могут быть представлены и решения малого бизнеса. Платформенная угроза Не все направления цифровизации видятся экспертам однозначно позитивными. Так, по словам Александра Чернощекина, старшего вице-президента, руководителя блока «Средний и малый бизнес» ПAO «Промсвязьбанк», необходимость работать в цифровой среде через онлайн-платформы и агрегаторов, с которой столкнулись МСП в период пандемии, вскрыл новые болевые точки. Маржинальность многих бизнесов снизилась за счет необходимости делиться с такими партнерами. И тот факт, что сегодня платформы, агрегаторы, маркетплейсы контролируют доступ к рынку, означает, что именно они решают, может работать бизнес или нет. Сотрудничая с цифровыми монополистами, бизнес вынужден работать по их правилам. И малый бизнес является слабой стороной по отношению к цифровым платформам, так что требуется большее регулирование этого сегмента. Цифровая монополия – одна из самых страшных, потому что от нее бизнес начинает зависеть больше, чем от себя, убежден эксперт. Ложку меда в эту бочку дегтя добавил Роман Чернин. Он заметил, что проблему решает конкуренция между платформами – она дает бизнесу возможность выбора партнера. И платформы очевидно осознают свою ответственность и вкладываются в то, чтобы делать правила прозрачными, справедливыми и предсказуемыми. Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Интернет, Регулирование, Финансы Ключевые слова: ПМЭФ
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||