rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Умные дороги не должны быть золотыми – максимум серебряными

Беспилотный транспорт – это не будущее, это уже наше настоящее, причем даже в России, уверены эксперты сессии ПМЭФ-2021, посвященной цифровизации транспорта. Однако для полномасштабного запуска беспилотного транспорта нужно решить еще массу задач – от создания умной дорожной инфраструктуры до разработок самих беспилотных технологий. Правда, ряд топ-менеджеров, работающих в индустрии, считают, что беспилотники – беспилотниками, но сначала надо хотя бы электронный документооборот наладить.

Цифровизация по госплану

По словам Кирилла Богданова, заместителя министра транспорта РФ, транспорт – это экономические нити страны и без их цифровизации невозможно движение вперед. Поэтому сейчас разработаны 6 инициатив, которые вошли во фронтальную стратегию экономического развития страны. Самая прорывная инициатива, безусловно, беспилотники. Хотим мы или нет, но в ближайшие 10 лет движение на всех видах транспорта станет беспилотным. В конце 2023 – начале 2024 года планируется запустить беспилотное грузовое движение по трассе «Нева». В перспективе – оснащение инфраструктурой федеральных трасс. Это нужно в том числе для сохранения жизни людей: количество ДТП на дорогах велико, пострадавших много, а беспилотник не нарушает правил, ему не надо отдыхать.  

Вторая инициатива – создание зеленого цифрового коридора для пассажиров. Через 2-3 года не надо будет предъявлять при посадке в транспорт, в том числе в поезда и самолеты, ни паспорта, ни посадочные талоны – все будет работать через биометрию.

Третье направление – бесшовная грузовая логистика. Планируется принять закон об электронных товарно-транспортных накладных, так как это серьезная проблема: в 2020 году было напечатано более 3 млрд бумажных накладных. Если один лист обходится в 100 рублей, то это 300 млрд рублей затрат. С января 2022 года появится возможность оформлять накладные в электронном виде, а значит, снизится стоимость перевозок и, как следствие, стоимость товаров.

Четвертое направление связано с цифровым управлением транспортной системой и ориентировано на то, чтобы сделать управление транспортными потоками максимально эффективным. В раках этой инициативы в этом году запустят ситуационно-информационный центр Минтранса, потом такие же центры появятся в регионах и даже в муниципалитетах. Пятое направление – это создание доверительной среды, систем ИИ для предотвращения несанкционированных вмешательств в транспортную отрасль.

Последнее – цифровые двойники для транспортной системы. С 1 января 2022 года все объекты транспортной инфраструктуры будут строиться и эксплуатироваться с помощью цифровых двойников. В Минтрансе при этом надеются на отечественных разработчиков.   

В ожидании дисраптора

Андрей Василевский, генеральный директор компании SberAutoTech, которая представила на ПМЭФ беспилотный «флип», верит в то, что сочетание современных ИТ и автомобильных решений приведет к прорыву в сфере грузоперевозок, доставки на последней миле и пассажирских перевозок. Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ», подчеркивает, что беспилотный транспорт кроме прочего, позволит расширить аудиторию тех, кто использует автомобили, что положительно скажется на автопроме.

Алексей Нащекин, генеральный директор компании «Национальные телематические системы», уверен: беспилотники – это не просто «модная фишка», у них большой экономический потенциал, они позволят драматически снизить смертность на дорогах, уровень выбросов, затраты на перевозки – за счет использования электродвигателей или водорода. Возможное снижение себестоимости при массовом производстве – до 50% для грузоперевозчика. Стоимость самой машины будет соизмерима с обычным транспортом, но за счет экономии на топливе и ФОТ снижение себестоимости и будет столь заметным.

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, заметил, что большинство видит в беспилотниках дисраптора отрасли и поэтому интересуется ими. Но в Минцифры смотрят на них более прагматично и уверены, что надо сначала решить текущие проблемы: перейти на цифровые ТТН и сопроводительную документацию, использовать биометрию для транспортного контроля и создать умную дорожную инфраструктуру. Собственно, постепенно это и делается.

Кроме того, ближайшая задача – создать стандарты, по которым будут строиться дороги, чтобы они были готовы к внедрению новых технологий. CAPEX для этого нужен большой, поэтому все требования необходимо заложить в стандарт. При этом очень важен вопрос, станут ли дороги дороже. Министр уверен, что у Минтранса есть рычаги, чтобы строить умные дороги без увеличения стоимости: умные дороги не должны быть золотыми – максимум серебряными.

Представитель Минтранса в ответ рассказал, что оценки в рамках проекта М-11 показали: дополнительное оснащение дороги инфраструктурой для беспилотного транспорта – это 4-6 млн рублей на километр, т.е. 0,5 % от стоимости километра (а этом примерно миллиард рублей).  

АСУ и ИТС

Алексей Нащекин, генеральный директор компании «Национальные телематические системы», заметил, что для запуска беспилотников нужен комплексный подход, т.е. экосистема и переосмысление организации дорожного движения. В частности, нужны ИТС нового поколения – как городские, так и магистральные и для  самого автомобиля. При этом пытаться повторять человеческое несовершенство – путь тупиковый, поэтому компанией в партнерстве с «Ростелекомом» были разработаны новые системы, которые в перспективе должны стать основой транспортного управления в городах. Магистральная же АСУ была запущена на ЦКАД – она управляет табло, светофорами, передает информацию транспорту, был отработан механизм передачи данных о ДТП, пешеходах на дороге.

Заметим, что игроки отрасли активно работают над созданием элементов, которые можно считать частью инфраструктуры для беспилотного транспорта. В частности, ГК «Автодор» на ПМЭФ-2021 подписала соглашения с «большой тройкой» телеком-операторов. «За последние десять лет МТС обеспечила связью свыше 48 тысяч километров федеральных автотрасс в России, вложив в строительство вышек, базовых станций и транспортных сетей более 12 миллиардов рублей. В этом направлении, кроме наших собственных инвестиций, мы практиковали различные форматы сотрудничества с государством. Подписанное соглашение с ГК «Автодор» создает уникальный прецедент, когда госкомпания обеспечивает размещение пассивной инфраструктуры и решает вопросы энергообеспечения, а оператор связи приходит на готовые площадки и размещает там свои базовые станции. Мы рассчитываем, что подобный вариант сотрудничества в разы ускорит создание современной телеком-инфраструктуры на важнейших автомагистралях страны, обеспечив их надежными услугами связи и скоростным интернетом», – объясняет перспективы взаимодействия Инесса Галактионова, первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС.

Сегодня и завтра

Антон Шингарёв, директор по корпоративным отношениям компании Яндекс, уверен, что на ПМЭФ получится приехать на беспилотнике лишь через 3-5 лет, потому что обеспечить движение самоуправляемого автомобиля в пробке – это самая сложная задача, которая пока не решена. Специальная инфраструктура поможет, сделает жизнь разработчиков легче, но в целом и сейчас уже многое возможно. Сложность также в том, что никто никогда не ездит по дорогам полностью по правилам. В РФ пока есть ряд регуляторных изменений, которые сдерживают развитие отрасли, но и эта проблема постепенно решается. Так что разработки беспилотников – это многофакторный процесс, в котором много непредсказуемого. Но это итерационное движение вперед, и шаг за шагом все проблемы решатся.

И все же уже год назад беспилотники Яндекса ездили по улицам одного из городов США. Сейчас в российском Иннополисе есть автономное такси – оно совершило более 17 тыс. поездок. Т.е. фактические беспилотники – это не будущее, а сегодняшняя реальность. В США есть полностью автономные сервисы такси. В 2020 году многие страны стали запускать самоуправляемые автомобили на улицы городов.

Что касается конкретных планов, то на ПМЭФ-2021 Минтранс и «Деловые Линии» подписали соглашение о создании транспортного коридора для беспилотников. Предполагается, что необходимая цифровая инфраструктура будет создана вдоль автодороги М-11 «Нева», а сам коридор будет запущен уже до 2024 года. Инновационная трасса является пилотным проектом Минтранса по поручению российского президента и правительства.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Оборудование, ПО, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: ПМЭФ

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода