rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Отечественное свободное ПО: на перекрестке интересов

В июне прошла конференция «СПО: от обучения до разработки», организованная компанией «Базальт СПО». Место проведения мероприятия хорошо знакомо участникам предыдущих конференций – Институт программных систем РАН имени А.К.Айламазяна, расположенный в Переславле-Залесском Ярославской области. Время, правда, совпало с весенней сессией, что не позволило некоторым представителям высшей школы приехать сюда лично. Непосредственно для них было организовано полноценное онлайн-общение.

По словам заместителя генерального директора «Базальт СПО» Алексея Новодворского, заявок на участие в форуме пришло неожиданно много, несмотря на ковидные ограничения и горячую экзаменационную страду. Это даже заставило организаторов ужесточить требования к приёму материалов, чтобы все они максимально соответствовали теме использования СПО.

Дело в том, что проблема использования свободного программного обеспечения на сегодняшний день более чем актуальна. Об этом на открытии конференции рассказал директор Института программных систем РАН Сергей Абрамов, высказав мнение, что современные информационные технологии появляются, развиваются и устаревают неслыханными темпами, поэтому за время обучения в вузе успевает смениться несколько поколений таких технологий, и, если учить студентов тому, что есть сегодня, через 4-5 лет у выпускников будет лишь несколько процентов действительно полезной информации. Следовательно, сделал вывод Сергей Абрамов, надо стремиться работать на опережение и учить тому, что будет завтра и послезавтра. Именно открытое программное обеспечение даёт безграничные возможности для этого. Чего нельзя сказать о проприетарном ПО, коды которого ревностно охраняются его разработчиками.

К сожалению, процесс перехода с иностранного ПО на отечественное в системе образования происходит далеко не так активно, как хотелось бы. И проблема, в том числе, заключается в недостаточно проработанной законодательной базе. Так, по словам исполнительного директора Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Рената Лашина, в документах, которыми руководствуются наши чиновники, нет прямого указания по переходу на российское ПО вместо зарубежного. Из-за этого никто не может проводить ОГЭ и ЕГЭ на отечественных операционных системах. Точно так же до сих пор ведущие издательства учебной литературы не наладили производство электронных учебников, совместимых с российским софтом. Оттого, вопреки всем призывам к импортозамещению, Windows в российских школах продолжает занимать лидирующие позиции.

Исправить ситуацию, по словам Рената Лашина, призвана возглавляемая им Ассоциация, которая активно сотрудничает с государственными органами управления и лоббирует интересы разработчиков отечественного ПО. Благодаря усилиям её сотрудников, во второй пакет мер господдержки российской ИТ-индустрии вошла мера, предусматривающая увеличение доли отечественных разработчиков в международных проектах развития свободного программного обеспечения. И уже к сентябрю текущего года Минцифры совместно с ИТ-компаниями планируют разработать Стратегию развития в России программного обеспечения с открытым кодом.  Её приоритетами станут эффективность разработки, качество продуктов на основе свободного ПО; технологическая и информационная безопасность, возможность проводить независимый аудит исходного кода; технологическая независимость, снижение санкционных рисков и зависимости от глобальных вендоров.

Деликатную тему затронул в своём докладе председатель Ассоциации документальной электросвязи, заведующий кафедрой МТУСИ Аркадий Кремер. Он подчеркнул, что какими бы замечательными ни были наши собственные разработки, необходимо приложить огромные усилия для того, чтобы убедить в этом пользователей. Иностранные компании на протяжении десятков лет потратили астрономические суммы на рекламу своих продуктов, в итоге многие считают: если программа нерусская, значит, она хорошая, а если наша, то неизвестно. На самом деле, это мнение ошибочно, тем не менее, перед нами стоит очень важная задача по формированию вкуса к использованию отечественных решений и преодолению недоверия к ним.

Впрочем, российские пользователи мало-помалу начинают понимать важность тех или иных веяний и тенденций на рынке ИТ. Как следует из доклада основателя и генерального директора центра «Специалист» при МГТУ им. Баумана Дмитрия Гудзенко, в последние годы на рынке труда наблюдается рост спроса на специалистов по российским операционным системам на базе Linux. Причём интерес этот есть как у частных лиц, так и у государственных и корпоративных структур. В доказательство этого Гудзенко привёл графики, согласно которым количество желающих изучать продукцию Microsoft начинает снижаться, а востребованность российских ОС уверенно повышается.

Преподаватель Высшей инженерной школы при СПбПУ Егор Орлов подтвердил слова своего московского коллеги, сказав, что их совместная программа профессиональной переподготовки, разработанная «Базальт СПО» и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, пользуется большим спросом. Декларируемый в России с 2014 года курс на технологическую независимость и импортозамещение ставит перед вузами и другими образовательными организациями новые задачи при реализации программ высшего и дополнительного образования. При этом наблюдается острый недостаток ИТ-специалистов, в том числе – системных администраторов. Даже у опытных пользователей зачастую не хватает знаний и навыков для реализации требований 187-ФЗ в плане перехода на российское ПО. Как показывает практика, самыми востребованными курсами оказались те, на которых рассказывается об автоматизации, виртуализации, администрировании и инфраструктурных службах ОС «Альт». Не менее популярны курсы по организации работы интернет-служб и информационной безопасности.

Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко изложил своё видение гармонии во взаимоотношениях между бизнесом и образованием. По его мнению, школы считают, что чем более практико-ориентированным будет современное образование, тем более востребованными станут выпускники колледжей и вузов на рынке труда. Формально это так, но лишь при условии, что у учащихся удалось сформировать мощную базу фундаментальных знаний. При её отсутствии любое приобщение к тому или иному софту будет не более чем натаскиванием, без глубокого понимания принципов работы программ. В то же время, если учащийся получил отличную математическую и физическую подготовку, ему не составит труда овладеть любым ПО, а также создать что-либо новое, своё.

Образование, в свою очередь, ждёт от бизнеса более глубокой заинтересованности в конечном результате. Поэтому потенциальным работодателям нужно не просто формировать запрос, кого они хотят получить в качестве своих сотрудников, но и предлагать образовательным организациям обучающие курсы, заниматься преподавательской деятельностью, вкладывать средства в поощрение лучших учителей и так далее.

Преподаватели МФТИ Александр Андреев и Виктор Яковлев поведали об успешном опыте использования учебной операционной системы HellOS и о созданном на её основе обучающем курсе «Низкоуровневое программирование». Студенты 3 курса Физтеха теперь имеют прекрасную возможность получить более полное представление о том, как работают различные ОС, узнать о самых распространённых архитектурах x86 и ARM, первая из которых занимает почти весь server-side и desktop, а вторая базируется на смартфонах, но постепенно захватывает традиционные ниши x86. По мнению авторов доклада, необходимо давать обзор существующих ОС со всеми присущими им достоинствами и недостатками, тем не менее, базовая операционная система HellOS всё равно нужна как нечто самостоятельное, поскольку она составляет «каркас» лабораторных работ, помогает свести к единообразию структуры кода в ДЗ (что облегчает проверку), а главное – показана тем студентам, которые не хотят писать всё сами с нуля.

Инженер Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ Максим Авилов выступил на тему «Инфраструктурные решения на основе «Альт Образование» в СпБГЭТУ ЛЭТИ». Он напомнил, что в 2020 году ситуация с коронавирусом вынудила многие вузы перейти на дистанционное обучение. Для этого в его университете были предложены кластерные решения на основе системы виртуализации Proxmox и программной объектной сети хранения данных Ceph, что позволило объединять и масштабировать ресурсы. На основе этого кластера была развёрнута система управления обучением Moodle на базе ОС «Альт Образование» 9.1. Общее количество зарегистрированных пользователей составило 14000 человек (порядка 2000 в день), они изучали более 4300 курсов. Учитывая это, для виртуальной машины Moodle были выделены 4 Тб дискового пространства, 64 Гб оперативной памяти и шестиядерный процессор 2.2 ГГц. Для хранилища данных была создана виртуальная машина на основе Next Cloud, которая также работала под управления ОС «Альт Образование» 9.1, но имела уже 20 Тб дискового пространства, 32 Гб оперативной памяти и четырёхядерный процессор 2,2 Ггц.

Тема доклада автора учебников по информатике, педагога Якова Зайдельмана касалась обзора семейства отечественных свободно распространяемых многоплатформенных цифровых образовательных сред ПиктоМир - ПиктоМир-К - КуМир. Все они оптимизированы для преподавания азов программирования пользователям всех возрастов, начиная с 6 лет, включая дошкольников, школьников, студентов педагогических университетов, воспитателей детских садов и учителей начальной и основной школы. Неоспоримое преимущество этих сред состоит в том, что первые шаги в освоении программирования, независимо от возраста обучаемого, делаются в бестекстовой, пиктограммной среде составления программ управления виртуальными и реальными роботами.

На первом этапе (ПиктоМир), доступном для обучаемых возраста 6+, осваиваются основные программные конструкции – следование, ветвление, повторение, подпрограмма (с однобуквенным именем), предусмотренные действующим ФГОС. На втором этапе (ПиктоМир-К) более сложные программы управления освоенными ранее роботами составляются, по выбору обучаемого, в пиктограммной или в блочно-текстовой форме, с возможностью использования в последнем случае целочисленных переменных и логических выражений. Лишь на третьем этапе (КуМир), накопив опыт составления и отладки пары сотен программ, обучаемые переходят в традиционную полнотекстовую среду программирования для составления в ней традиционных программ обработки числовой и текстовой информации.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, ПО, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода