rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Связь превратилась в ад – фрод стал катастрофой

Телеком-операторы и представители смежных бизнесов обсудили возможности борьбы с фродом. По словам экспертов, проблема мошенничеств с использование средств связи приобрела настолько колоссальный характер, что ни отдельные игроки рынка, ни государства справиться с нею не могут – нужна кооперация и сотрудничество. Введение единой платформы верификации вызовов при этом видится хоть и действенным, но не решающим все проблемы инструментом.

В ходе отраслевой конференции межоператорского взаимодействия «Борьба с подменой номера. Реальность и перспективы» Александр Торбахов, генеральный директор билайна, рассказал о переменах в отношении к связи. По его словам, связь, вопреки рекламным посылам, перестала быть безусловным счастьем – виноваты в этом мошенники, которые ее используют. То, во что превратилась телеком-услуга в последние годы, можно назвать словом «ад».

Все пользователи находятся под прицелом злоумышленников и рано или поздно попадаются на их уловки. Между тем, телеком слишком много внимания уделяет другим вопросам, так что ситуацию надо менять, уверен эксперт билайна. Однако надо иметь в виду, что один оператор не может решить проблему даже для своих абонентов – нужна кооперация, в том числе со смежными индустриями.

Масштаб проблемы

Как рассказал Сергей Велигодский, управляющий директор — начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбера, в прошлом году количество мошеннических звонков, по подсчетам компании, составило порядка 100 тыс. в день, причем считалось, что это много. Но после того, как подключили к антифрод-платформе «большую четверку», за 2022 год получили 5 млрд сообщений о рисковых звонках. Большая часть – с территории Украины или находится под контролем украинских преступных групп.

 

 

При этом любопытны тренды трансформации фрода. Если в 2019 году у людей крали в основном то, что есть на счетах, то с 2020 года появились и кредитные мошенничества. Этот вид мошенничества актуален до сих пор. Так. суммарно за 2022 год украсть у наших граждан пытались 200 млрд кредитных рублей. Рекордное мошенничество составило 500 млн рублей, которые клиент одного банка сам передал мошенникам.

А с 2021 года злоумышленники научились лишать граждан и недвижимости – в 2022 году этот тренд получил развитие. В этом году, рассказал Сергей Велигодский, людей отправляют совершать поджоги и другие террористические акты. К тому же сейчас традиционная схема – звонки от имени сотрудников полиции, которые под предлогом уголовного дела вовлекают человека в совершение мошеннических операций. «Это результат того, что на протяжении последних лет мы вместе не предпринимали попыток для победы над проблемой. Время упущено, решение надо было принимать раньше», - подчеркнул эксперт.

Примечательно, что 90 % денег крадутся через разговор с жертвой при телефонном звонке. Но и здесь есть изменения. Если раньше видели, что звонки почти на 100% шли через телефоны с АBС-нумерацией, то сейчас уже используются и другие варианты. При этом используются номера практических всех игроков телеком-рынка.  

Эксперт Сбера подчеркнул, что на рынке видят создание отдельных операторов связи, которые занимаются пропуском телефонного трафика. Это выгодно: деньги не пахнут.   Правоохранительные органы вовлечены в решение проблемы, но, как показывает практика, штрафы не пугают людей. Так что, возможно, стоит их увеличить.

В поисках спасения от фрода

Не менее пессимистично настроен и Владимир Бенгин, директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России. Он заметил, что, анализируя ситуацию с фродом, специалисты были удручены: концов не найти, потому что начинаешь разматывать один путь, а есть еще 8, постоянно появляются новые механизмы, чтобы достучаться до жертвы. К примеру, если раньше более 90% фрода действительно шло через ABC-вызовы, потому что это было самым дешевым вариантом, то сейчас, по мере удешевления технологий, остальные варианты также стали доступны и активно применяются злоумышленниками.

 Владимир Бенгин, директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России 

Осложняет ситуацию то, что проблема носит общенациональный характер. Летом 2022 года наблюдался пик по объему вызовов от мошенников – в 2 раза больше, чем в 2021 году в любой пиковый день. С июля 2022 года механизмы, придуманные отраслью, заработали и пошел некоторый спад. Но это не значит, что ситуация стала благополучнее: просто вызовы стали перетекать в другие технологии. С июля по февраль объем вызовов снизился на 57 %. Но год к году – лишь на 30 %.

При этом все снижение обеспечивается исключительно кропотливой работой больших операторов и представителей других отраслей, которые помогали с получением данных о фроде – в том числе от банков. Сейчас, по мнению эксперта, мы находимся в точке, когда дальнейшее продвижение возможно только в том случае, если начнут участвовать все операторы. Но есть те, кто не очень хочет этим заниматься: это трудно и затратно. Так что смысл нововведений и 319-ФЗ – расширение практик, которые уже наработаны с отдельными игроками, на весь операторский рынок в стране. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода