Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Сотовые операторы наблюдают закат золотого века на рынке мобильной связи
04.02.2005 00:00
версия для печати
всего прошедшего года. Напомним, что в настоящий момент на территории Петербурга функционируют семь различных сотовых сетей, из которых четыре работают в стандарте GSM -- "Мобильные телесистемы", "МегаФон", "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") и Tele2, одна сеть использует стандарт CDMA450 ("Скайлинк"), плюс имеются две старые сети стандартов NMT и AMPS -- "Дельта телеком" и Fora соответственно. Основная конкуренция в Петербурге развернулась между пятью операторами: МТС, "МегаФоном", "ВымпелКомом", Tele2 и "Скайлинком". Услугами же остальных сетей пользуется совсем незначительная часть местных абонентов. Так, в этом году "Дельта телеком" вовсе планирует свернуть свою старую NMT-сеть, освободив таким образом дополнительный частотный ресурс для сети "Скайлинк". Вероятно, это произойдет весной 2005 года, когда у компании закончится срок действия NMT-лицензии. Компания "Санкт-Петербург телеком" (принадлежит шведскому холдингу Tele2) также в течение всего 2004 года не прикладывала никаких маркетинговых усилий для привлечения абонентов в сеть Fora, сконцентрировавшись на развитии своего GSM-оператора. В каждой из операторских компаний итоги деятельности в Петербурге за 2004 год оценивают по-своему. В Северо-Западном филиале ОАО "МегаФон" главным достижением называют удержание позиции лидера в регионе. "Самое главное -- мы сохранили лидерство в Петербурге и в регионе в целом, и это в условиях жесткой конкуренции. Я связываю это с тем, что компания работает на рынке более 10 лет и наши отношения как с корпоративными клиентами, так и с физическими лицами проверены временем", -- сообщил Ъ директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Александр Волков. Действительно, после того как в апреле прошлого года "ВымпелКом" взял 53% всех новых подключений, а "МегаФон" всего 2%, ряд аналитиков предположили, что к концу года в Петербурге вполне может произойти смена лидера. Однако эти прогнозы не оправдались. В дальнейшем ситуация с подключением новых пользователей выровнялась, и минувший год "МегаФон" завершил в статусе лидера. Компания занимает сегодня 43,4% всего рынка. Помимо этого, "МегаФону" удалось отметить в минувшем году сразу двух абонентов-"миллионников". "В первой половине 2004 года абонентская база выросла до трех миллионов, а в конце года мы отпраздновали четыре миллиона абонентов. При этом, в отличие от других игроков, наша маркетинговая политика не предусматривает раздачу бесплатных сим-карт или погоню за цифрами", -- сообщила Ъ пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Рита Горбачева. В МТС, втором GSM-операторе, появившемся в Петербурге, тоже весь год боролись за сохранение позиций. "Нам удалось сохранить свою долю рынка в условиях жесточайшей конкуренции. Это главный для нас результат", -- сообщил Ъ директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов. Действительно, доля МТС на местном рынке практически не претерпела сколько-нибудь заметных изменений и оставалась стабильной в течение всего 2004 года. Если в декабре 2003 года оператор занимал 34% рынка, то прошлый год МТС закончила с долей рынка в 32,4%. Еще одним достижением в минувшем году в компании называют начало совершенствования своей системы управления. В ходе этих преобразований был создан макрорегион "Северо-Запад" и запущен процесс присоединения к МТС компании "Телеком XXI", вместо которой будет создан филиал. "Петербург становится штаб-квартирой всего Северо-Запада. Теперь будет запущен второй этап и штаб-квартира начнет самостоятельно реализовать все функции, от маркетинга до технического обслуживания сети", -- заявил господин Нефедов. В отличие от МТС и "МегаФона", чью стратегию поведения на рынке в 2004 году вполне можно охарактеризовать как "оборонительную", появившийся в Петербурге третьим из операторов "большой тройки" "ВымпелКом" весь год атаковал рынок с целью закрепиться на нем. Особенно запоминающимся стало весенне-летнее наступление "Би лайна", когда практически каждый месяц оператор выступал с новыми маркетинговыми инициативами, что позволило ему заметно увеличить свою абонентскую базу. "Весь год мы давили на рынок и смогли надежно закрепиться на нем, набрав за 2004 год почти один миллион абонентов", -- сообщил Ъ директор петербургского филиала "ВымпелКома" Игорь Заруднев. По данным агентства ACM-consulting, если на начало прошлого года доля "ВымпелКома" в Петербурге составляла всего 9%, то к началу 2005 года она выросла до 17,2%. Другим важным для "Би лайна" событием 2004 года можно назвать экспансию в регионы Северо-Запада, завершившуюся в августе открытием сети в Мурманске. Помимо этого, компания стала первой среди участников местного рынка, выделившей Петербург в отдельную бизнес-единицу. Для этого Северо-Западный регион "ВымпелКома" был поделен на два филиала -- Петербургский и Северо-Западный. Четвертый GSM-оператор Петербурга, Tele2, весь 2004 год пытался донести до пользователей, что его услуги всегда дешевле, чем у конкурентов. Основным средством для этого компания избрала необычные маркетинговые акции и тарифные предложения. При этом в течение всего года Tele2 оставалась для рынка достаточно скупым на информацию игроком. Оператор ни разу официально не объявил численность своей абонентской базы в Петербурге, а также держит в тайне ключевую информацию о своей сети (например, количество базовых станций, установленных в городе). Несмотря на позиционирование своих услуг как самых дешевых в городе, согласно данным ACM-consulting, Tele2 не смогла в прошлом году сколько-нибудь заметно увеличить свою долю рынка. На начало прошлого года компания обслуживала всего 3% от общего числа абонентов и за год сумела увеличить присутствие на рынке лишь на несколько процентов, доведя свою долю до 5,4%. Впрочем, определенных результатов в прошлом году Tele2 все же достигла. "Главным итогом года для нас стало то, что мы смогли запустить сеть, которая работает. Помимо этого, мы дали понять рынку, что мы здесь всерьез и надолго", -- поделился с Ъ глава петербургского офиса Tele2 Сергей Сухарев. До сих пор GSM-компании были не склонны рассматривать "Скайлинк" в качестве своего конкурента. Однако достаточно агрессивный маркетинг оператора в течение всего 2004 года сделал свое дело, и осенью GSM-игроки практически одновременно существенно снизили цены на безлимитные тарифы. "За прошедшие два года мы добились устойчивого положения на рынке. Даже когда конкуренты снизили свои тарифы, объем наших продаж не упал. Наоборот, в ноябре и декабре они стали рекордными", -- сообщил Ъ заместитель гендиректора "Дельты телеком" Дмитрий Александров. Другим успехом "Скайлинка" в 2004 году можно назвать появление на рынке сотовых телефонов, чьи характеристики практически ничем не отличаются от GSM-аналогов. Напомним, что изначально в арсенале оператора были лишь две трубки, заметно уступающие как по своим эстетическим, так и по техническим качествам трубкам GSM-операторов. По данным ACM-consulting, доля "Скайлинка" по итогам года не столь велика -- 1,7%. Однако выручка оператора с одного абонента в месяц составляет 60-70 USD, тогда как в GSM-сетях этот показатель гораздо ниже -- около 10 USD. Аналитики называют 2004 год "золотой осенью" рынка мобильной связи. "Дело подходит к насыщению рынка. Золотой век сотовой связи заканчивается", -- говорит аналитик ACM-consulting Александр Шатиков. Действительно, вероятно, уже к середине этого года проникновение услуг сотовой связи в Петербурге достигнет 100%, и операторам придется бороться не за новых, а за чужих абонентов, вступив таким образом в "настоящую конкуренцию". В этих условиях, по мнению аналитиков, главной интригой станет противостояние лидера остальным участникам рынка. "Несмотря на то что 'МегаФону' все же удалось сохранить позиции лидера, конкуренты приблизились к нему очень близко", -- считает старший аналитик ФК "Уралсиб" Константин Чернышев. О тенденции возможного передела рынка говорит и аналитик ИГ "Финам" Олег Шенкер: "Доли федеральных операторов на петербургском рынке в 2004 году уже перераспределились. 'ВымпелКом' в основном за счет массового рынка смог увеличить свою долю на 8%, позиции "МегаФона" в этом сегменте несколько ослабли, а МТС удалось сохранить свою долю стабильной. Тенденция перераспределения рынка продолжится и в 2005 году". Источник: Коммерсант СПб (http://spb.kommersant.ru) Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?