rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Мобильные телефоны настраивают на дешевизну

Стараниями участников конференции 3G World Congress в этом году будет продано в два раза больше телефонов 3G, чем в прошлом.

На прошлой неделе в Канне прошла международная выставка-конференция телекоммуникационных технологий "3GSM World Congress". Символично, что в центре внимания участников форума по передовым технологиям оказались рынки развивающихся стран. В новой модели глобального телекоммуникационного рынка роль двигателя прогресса возлагается именно на них.

Рост замедляется

По данным Американской ассоциации телекоммуникационной индустрии (TIA), опубликованным накануне конференции, рынок телекоммуникаций в целом, включая разные виды мобильной связи и производство различного оборудования, переживает подъем. Объем крупнейшего в мире рынка телекоммуникаций, американского, в прошлом году вырос на 7,9% по сравнению с 2003 годом, составив 784,5 млрд USD. Для остального мира этот показатель составляет 1,4 трлн USD, что на 10,2% больше, чем в 2003 году. По прогнозам TIA, ежегодный рост американского телекома в 2005-2008 годах составит 9,5%. Международный рынок будет расти еще более высокими темпами – на 10,6% ежегодно.

Самым динамичным сектором остаются услуги беспроводной связи. В США его объем в прошлом году вырос на 14,6%, достигнув 101,9 млрд USD, а к 2008 году, по оценкам TIA, вырастет до 151,1 млрд USD. Согласно опубликованному в конце января прогнозу телекоммуникационного подразделения Deloitte & Touche, к концу нынешнего года каждый третий житель планеты будет пользоваться сотовым телефоном. При этом объем рынка сотовых услуг достигнет 1 трлн USD.

Однако, согласно докладу Idate, европейского института музыкальной, видео- и телекоммуникационной индустрии, также опубликованному накануне конференции в Канне, на рынке сотовой связи скачкообразного роста уже не ожидается – возможности резкого расширения абонентской базы близки к исчерпанию. По данным Deloitte & Touche, средний уровень проникновения услуг сотовой связи по всей Европе в 2004 году составил 83%, в 2005 году этот показатель приблизится к 100%. "Такие компании, как Nokia, в поисках новых клиентов выходящие на развивающиеся рынки, даже в мегаполисах вроде Пекина и Джакарты обнаруживают признаки близкого насыщения",– говорит аналитик американской аналитической компании Strategy Analytics Нил Мостон.

По данным Informa Telecoms & Media, в мире к концу прошлого года насчитывалось 1,7 млрд абонентов сотовых сетей. За счет рынков развивающихся стран, прежде всего Китая, Индии и России, эксперты Informa ожидают сохранения темпов роста глобальной индустрии мобильной связи в ближайшие два-три года. При этом подчеркивается, что сейчас речь идет о приобщении к сотовой связи людей с низким уровнем доходов, поэтому цена телефонов и сервиса становится все более важным критерием для дальнейшего роста индустрии. При этом называется конкретная цифра: по оценкам операторов, работающих на развивающихся рынках, стоимость телефона должна быть не выше 30 USD, стоимость его обслуживания в месяц – в районе 5 USD. Как было объявлено в ходе конгресса, девять операторских групп совместно со Всемирной ассоциацией GSM провели тендер среди производителей, готовых начать массовый выпуск супердешевых трубок. В тендере участвовали 18 производителей, среди которых были все крупнейшие поставщики. Победила американская Motorola, предложившая телефоны на платформе своей модели С-114 по цене ниже 40 USD. В течение года Motorola обещает преодолеть планку в 30 USD.

По мнению Бена Вуда, эксперта компании маркетинговых исследований Gartner, "запуск в продажу телефонов Motorola переведет всю индустрию в целом на новый уровень цен. Если цена аппарата Motorola станет своеобразной меркой на рынке, то некоторые производители не успеют оглянуться, как окажутся полностью вытесненными из бизнеса". По мнению аналитиков, следующей с подобной инициативой выступит Nokia, которая благодаря масштабу бизнеса с легкостью может позволить себе подобный эксперимент.

Тема снижения стоимости сервиса мобильной связи актуальна сегодня не только для развивающихся, но и для вполне развитых рынков. Глава крупнейшей сотовой компании Германии T-Mobile Рене Оберман в своем выступлении на конгрессе призвал европейских операторов снижать тарифы на связь, используя опыт американских компаний. В Штатах в основном используется система пакетов услуг с включенными в них минутами. Например, 1000 минут в месяц за 50 USD. Эффективность такого "пакетного маркетинга" налицо – американские абоненты говорят в среднем по 600-800 минут в месяц, тогда как в Германии этот показатель составляет менее 100 минут в месяц.

Инертное поколение

Однако главной головной болью для европейских операторов остаются сети третьего поколения. Сети 3G в европейских странах уже построены, причем в том же количестве, что и сети GSM,– по три-четыре на страну, деньги в их создание вложены гигантские, однако успешными эти проекты пока называть не принято. Из 305 млн проданных в прошлом году подключений к сотовым сетям 288 млн – подключение к сетям GSM. Остальные 17 млн делят между собой сети всех других стандартов, не только третьего поколения.

По данным Strategy Analitics, по итогам 2004 года на телефоны, работающие в стандарте 3G, приходится только 3% мировых продаж сотовых телефонов. На конференции, однако, неоднократно звучали уверения в том, что за 3G – будущее. Представители Nokia на открытии конференции заявили, что, по их прогнозам, до конца этого года число обладателей телефонов третьего поколения составит 70 млн человек.

Как уже неоднократно говорилось, сети третьего поколения пока не могут предложить потенциальным клиентам ничего принципиально нового в сравнении с уже существующими сетями и их возможностями. За исключением разве что транслируемых на телефоны телевизионных программ. Налицо дефицит идей – что можно предложить клиентам 3G, чтобы их стало заметно больше? По этому вопросу в Канне прошел импровизированный общеиндустриальный мозговой штурм. Больше всего говорили о новейшей технологии HSDPA, позволяющей передавать данные на скорости до 3 Мбит/сек. В ходе демонстрации на стенде Siemens HSDPA-модуль, включенный в ноутбук, позволил закачивать данные со скоростью под 1 Мбит/сек. Это примерно втрое выше той скорости, что доступна абонентам европейских сетей третьего поколения сегодня. Безусловно, апгрейд скорости расширяет возможности для пользователей сетей третьего поколения. Но очевидно и то, что потребность в высокоскоростном беспроводном Интернете сегодня вполне удовлетворена технологией Wi-Fi. А сети 3G строились в несколько иной технологической идеологии: как сети мобильной телефонной связи, а не как системы для высокоскоростной передачи данных на компьютер.

Тем не менее производители и операторы продолжают верить в то же, во что верили все предыдущие годы: потребность клиентов перекачивать огромные массивы данных через сети мобильной связи. Сегодня, правда, такие потребности не очевидны. В своем докладе глава компании Siemens Communications Лотар Паули привел следующие данные: в странах Западной Европы, где развернута большая часть сетей третьего поколения, операторы в прошлом году получили 3% дохода от таких услуг передачи данных, как видеосервисы, MMS и т. д. С учетом того, что сервисы и технологии передачи данных в мобильных сетях существуют уже довольно много лет (WAP и GPRS – технологии еще прошлого века), то потребность пользователей мобильных телефонов в данных остается под вопросом. Тем не менее глава Siemens Communications считает, что в 2008 году передача данных будет приносить операторам уже 22% дохода.

Мода на развлечения

Глава французского телекоммуникационного гиганта Orange Санджив Ахуджа полагает, что музыка и видео станут передовыми областями роста рынка мобильной связи в этом году. "Телефон сегодня переживает качественную метаморфозу – из средства коммуникации он превращается в средство развлечения. Вопрос только в том, с какой скоростью мы будем предлагать новые услуги",– говорит господин Ахуджа. В набор функций развлекательного центра, в который со временем должен превратиться мобильный телефон, входит высококачественное воспроизведение музыки, видеоклипов и телевизионных передач.

В этой связи одним из значимых событий на выставке стало объявление о начале сотрудничества между производителем программного обеспечения Microsoft и Nokia. Теперь телефоны Nokia будут оснащаться программой Microsoft для воспроизведения музыкальных файлов Windows Media 10. Nokia долгое время не желала участвовать в совместных проектах с производителями программного обеспечения для персональных компьютеров, рассчитывая на собственные силы. Однако после презентации в начале этого месяца телефона Motorola, совместимого с музыкальным интернет-магазином iTunes компании Apple, Nokia пришлось изменить позицию. По словам главы мультимедийного подразделения Nokia Ансси Ванйоки, половина моделей Nokia этого года будут проигрывать музыкальные файлы формата Windows Media (.wmv). От использования остальных продуктов Microsoft, таких, как операционная система Microsoft Mobile и различные приложения, финский гигант пока отказался, не без оснований полагая, что такими темпами он вскоре может оказаться придатком Microsoft по производству "железа".

По мнению аналитиков, альянсы Motorola-Apple и Microsoft-Nokia в перспективе означают разделение рынка мобильных телефонов на два сектора – совместимых с iTunes и Windows Media.

Источник: Коммерсант (http://kommersant.ru)

Рубрики: Мобильная связь

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Source

14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазинов

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода