Денежное право
1,534 миллиарда рублей ($60 млн) составили сборы РАО по авторскому вознаграждению в 2007 г., по данным общества. Более половины этой суммы (812 млн руб.) – платежи за публичное исполнение произведений, 555 млн руб. – за их использование на радио и ТВ, еще 102 млн руб. – за использование произведений за рубежом
3 миллиона долларов собрала в прошлом году РФА, работающая со смежными правами, по оценке Игоря Пожиткова
1 миллиард евро ($1,46 млрд) собрала в 2007 г., по его словам, аналогичная германская организация GEMA
Госаккредитация предусмотрена IV частью Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу с этого года. Согласно ей только аккредитованная организация может собирать вознаграждение в пользу всех авторов и владельцев смежных прав, даже тех, с которыми у нее нет прямого договора. Такая организация может быть только одна, остальные обязаны заключать прямые договоры с владельцами прав.
Заявку на участие в конкурсе собирается подавать Российское авторское общество (РАО), рассказала его представитель Екатерина Ананьева. Именно РАО сейчас собирает львиную долю отчислений по авторским правам, напоминает управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. Но РАО — не единственный претендент на статус аккредитованной организации по управлению правами. Российская фонографическая ассоциация (РФА) и Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), по словам их представителей, тоже будут участвовать в конкурсе. В отличие от РАО, собирающего отчисления в пользу авторов произведений, РФА и РОУПИ действуют в интересах исполнителей и производителей.
Согласно IV части ГК аккредитованная организация может управлять правами на произведения, которые транслируются по радио и ТВ, но не в интернете. Это значит, что организации вроде Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и Федерации правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР), собирающие отчисления интернет-магазинов, отныне могут работать только по прямому договору с правообладателями. РОМС уже перестало собирать вознаграждения в пользу тех правообладателей, с которыми у него нет прямых договоров, рассказал «Ведомостям» его гендиректор Олег Незус. С представителем ФАИР связаться не удалось.
У обществ, которые собирают вознаграждения в отсутствие прямых договоров с правообладателями, остается большая доля невостребованных гонораров, которые по закону должны храниться на их счетах в течение трех лет, говорит Тулубьева. Это и делает аккредитацию столь привлекательной, полагает она. Несколько клиентов компании Тулубьевой (Олег Митяев, Валерия, Армен Григорян, Эдита Пьеха) разорвали договоры с РОУПИ, поскольку не получали от него вознаграждения в течение трех лет. Точную сумму ущерба она оценить отказалась, но назвала ее «очень крупной».
Если государство аккредитует организацию, клиентами которой являются все ведущие западные мейджоры и российские правообладатели, это будет благом для них и сделает процесс выплаты отчислений по авторским и смежным правам более прозрачным, уверен Александр Блинов, гендиректор звукозаписывающей компании Gala Records / EMI (представляет в России интересы EMI Music). Он оценивает общий ущерб, который ежегодно несут в России обладатели прав на музыку от пиратства и невыплаты вознаграждений, в $1 млрд. Ущерб от невыплаты вознаграждений — не меньше 25% от этой суммы, уточняет Блинов.
Вопрос в том, как будут организованы сборы, считает региональный директор Международной федерации производителей фонограмм Игорь Пожитков: «Они могут вырасти в десятки раз».
Анастасия Голицына
Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
Рубрики: Регулирование, Финансы