rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Безопасность абонентов. Под прицелом кризиса

В последнее время участилось появление прогнозов о том, что одним из последствий экономического кризиса может стать увеличение количества различных преступлений. Одной из самых весомых проблем может стать потеря работы программистами, которые потенциально способны создавать вредоносные программы для получения финансовой выгоды, в том числе и с бывшего работодателя. Однако существуют и опасения по поводу более простых способов мошенничества, и без влияния кризиса доставлявших много проблем – речь идет о преступлениях, совершаемых посредством мобильной связи.

Несмотря на пессимистичные прогнозы и предупреждения правоохранительных органов, большинство операторов региона пока не подтверждают значительной активизации мошенников. «МегаФон» регистрирует тематику всех обращений, поступающих в информационно-справочную службу от абонентов, в том числе и по теме мобильного мошенничества, - прокомментировала Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы
Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон». - Анализ таких обращений производится на регулярной основе. Нельзя сказать, что в последнее время мошенники как-то существенно активизировались, каких-то существенных изменений в количестве обращений зарегистрировано не было. Однако нужно помнить, что далеко не все абоненты, ставшие жертвами мобильных мошенников или просто попавшие в ситуацию мошенничества (я имею в виду тех, кто не «повелся»), сообщают оператору об этом».

Что касается разнообразия форм мошенничества последнего времени, то, как отмечают операторы, в большинстве это уже известные схемы. «Сообщения о мошенничествах, которые мы получаем в наших контактных центрах, включают в себя жалобы на SMS или звонки с сообщениями о «выигрышах» (от имени радио, ТВ-программы и т.п.), для «получения» которых требуется перечислить на указанный счет некую сумму денег и тому подобное, - рассказали в пресс-службе МТС. - Еще один распространенный случай – абонент получает SMS с незнакомого номера с просьбой от «друга» - пополнить счет или «скинуть» код карты оплаты (попал в аварию, не может вызвать страховщика, проблемы с милицией и т.д.)».

Со схожими проблемами сталкиваются и абоненты «МегаФона»: «Во всех известных и очень разнообразных схемах отъема денег используется способ психологической атаки, в результате которой граждане расстаются с ними добровольно. Главное здесь − смоделировать нужную ситуацию. Среди вариантов мобильного мошенничества, особо распространенных сегодня, можно выделить звонки и SMS о том, что абонент выиграл ценный приз в розыгрыше, проводимом известной радиостанцией, оператором сотовой связи и т.п. Для того, чтобы получить приз, абоненту предлагается незамедлительно перевести некоторую сумму или перезвонить на указанный номер мобильного телефона - так называемый premium-номер (звонок на который стоит больших денег). Кроме того, часто используется имитация звонка от близкого человека или знакомого, якобы попавшего в беду, с настоятельным требованием пополнить мобильный счет абонента на некую сумму либо перевести деньги на какой-то счет (как банковский, так и мобильный). Среди лидеров и предложение бесплатно получить SIM-карту мобильного оператора или воспользоваться кредитом на льготных условиях. В этом случае требуется сообщить конфиденциальные данные – номер паспорта, место жительства и работы, а также предоставить образец подписи. Кроме того, в последнее время мошенники активно используют новые услуги, которые внедряются на рынке. К примеру, перевод денег со счёта абонента на другой счёт. И человек, который этого никогда раньше не делал, получает СМС и, следуя инструкции, набирая комбинацию цифр и звёздочек, переводит деньги на счёт мошенника. Значимой тенденцией последнего времени стало и то, что мобильное мошенничество перешагнуло границы исключительно мобильных сетей: мошенники, например, используют социальные сети или электронную почту для размещения предложений перезвонить или отправить сообщение на премиум-номер».

В пресс-службе «ВымпелКом» отметили, что «наряду с известными способами обмана злоумышленники могут воспользоваться в своих целях какими-либо новыми услугами от операторов. Кроме того, зачастую «очагами» мобильного мошенничества являются другие регионы – например, атаку на абонентов в Ленобласти могут провести мошенники из Челябинска».

Напомним, что согласно результатам исследования «Отношение абонентов сотовой связи к проблеме мобильного мошенничества», проведенного агентством Bojole в начале 2008 года в рамках проекта «ВымпелКом» «Мобильная грамотность», самым известным способом мошенничества является «случай с родственниками» - о нем знают 54 % опрошенных. Кроме того, 44 % знают о мошенничестве по схеме «ложный приз», 39 % - о способе обмана «SMS-просьба», 34 % респондентов - о мошенничестве «платный код».

Любопытно, что несмотря на такую осведомленность и на самые «популярные» схемы абоненты до сих пор «попадаются». «Любое мошенничество, в том числе и мобильное – основывается на доверии потерпевшего мошеннику, - поясняют в МТС. - Т. е., как правило, пострадавшие добровольно, но по директиве мошенника совершают действия, в результате которых теряют собственные средства. Чаще всего мошенники обещают потерпевшему некие дополнительные бонусы или выгоды в результате совершения ряда действий: набрать определенный цифровой код, позвонить на указанный номер, перечислить некую сумму на указанный номер с телефонных карт оплаты и т. п. Желая получить выгоду, потерпевший совершает предложенные действия и теряет свои деньги». 

Что касается борьбы с такими преступлениями, то она осложняется, прежде всего, небольшими суммами ущерба и, соответственно, низкой заинтересованностью милиции в раскрытии, а также пассивностью пострадавших и их нежеланием обращаться в правоохранительные органы. Именно поэтому работа по оповещению абонентов об угрозах мошенничества ложится на плечи самих операторов.

В частности, «Билайн» опубликовал в прошлом году рекомендации по противодействию мошенничеству с использованием услуг сотовой связи. Кроме того, самым востребованным способом является размещение информации на сайте оператора. Рассматривалась игроками рынка и возможность раздачи абонентам информационных материалов при подключении, однако некоторые высказывают сомнения насчет целесообразности такого подхода из-за существующего недоверия потребителя и его невнимательности к «лишней» бесплатной информации.

«Мы, прежде всего, призываем наших абонентов быть осторожными, - рассказали в МТС. - Если вы сомневаетесь в услуге или информации, лучше получить достоверные сведения у своего оператора. Подробное описание всех услуг, которые доступны абонентам МТС по коротким номерам, есть на сайте оператора, эту же информацию можно уточнить и в Контактном центре по бесплатному телефону 0890 или в любом салоне-магазине МТС. Также мы постоянно ведем разъяснительную работу с нашими абонентами как в наших салонах связи, магазинах дилеров (распространяем информационные листки), так и через СМИ, призывая абонентов к бдительности, поскольку без участия потерпевшего, отъем у него средств мошенниками невозможен. Мы фиксируем все жалобы на действия мошенников и проверяем номера, на которые эти жалобы поступают. Если мы обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, мы его временно блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы. При подтверждении факта мошенничества абоненту может быть сделана корректировка и возвращены потраченные средства».

«Мы настоятельно рекомендуем абонентам мобильных сетей с особым вниманием относиться к любым телефонным звонкам и SMS, поступающим с неизвестных или неопределенных телефонных номеров и ни в коем случае не следовать советам звонящих, какими бы привлекательными они не были, - говорит Маргарита Горбачева. - В случае получения такого звонка абоненту рекомендуется зафиксировать телефонный номер, с которого поступил вызов или сообщение (если номер удалось определить), и незамедлительно сообщить о мошенническом звонке своему оператору. Вмешательство правоохранительных органов возможно инициировать путем направления письменного заявления своему оператору мобильной связи и в органы охраны правопорядка. Со своей стороны при получении информации о возможном мобильном мошенничестве со стороны абонентов, мы проводим официальное расследование и предпринимаем необходимые действия, вплоть до разрыва договора с партнером (контент-провайдером). Недобросовестные контент-провайдеры, участвующие в организации подобных «лохотронов», имеют все шансы лишиться лицензии и выделенных им коротких номеров. Однако вернуть отнятые обманом средства оператор, в большинстве случаев, не сможет. Ну, не возвращает же метрополитен деньги, когда у его пассажиров крадут кошельки!».

Что еще почитать на эту тему:

05 декабря 2008 г. Мошенничество под микроскопом. Рассмотрел «Билайн»

29 мая 2008 г. Эксперты утверждают: «Знание сильнее обмана!» 

10 февраля 2009 г. Контакт 1 хочет денег. От доверчивых пользователей ICQ

20 июня 2008 г. Зараза эта «Аська»: в интернет-мессенджере ICQ распространяется вредоносная программа, похищающая или портящая пароли пользователей

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Регулирование, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: сотовые операторы, безопасность, абоненты сотовой связи, Билайн, МТС, МегаФон, информационная безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода