rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Подземный SAP

ГУП "Петербургский метрополитен" завершило основные этапы внедрения системы автоматизации бизнес-процессов на базе mySAP Business Suite, и сейчас она находится в промышленной эксплуатации. В дальнейшем предусмотрено развитие и оптимизация ее функциональности.

ГУП «Петербургский метрополитен» - крупнейшее предприятие транспортной отрасли Петербурга. Инвентарный парк вагонов предприятия составляет 1401 единицу, количество вагонов, проследовавших в сутки, превышает 1 тыс. Ежедневно метрополитен перевозит примерно около 2,2 млн пассажиров, а количество сотрудников предприятия превышает 13 тыс. человек. Сейчас метрополитен - единое предприятие: оно включает в себя 28 подразделений которые сформированы по функциональному назначению (эксплуатационные, вспомогательные и т. д.). Как единое юридическое лицо, метрополитен строит учет на едином плане. Среди особенностей предприятия: большое количество разнообразных видов деятельности, территориальная распределенность подразделений.

Решение об установке масштабной системы управления бизнес-процессами было принято в Петербургском метрополитене в 2002 году. Тогда на предприятии, наряду с использованием тиражируемых систем («1С Предприятие», «БОСС-кадровик»), в основном эксплуатировалось ПО собственной разработки, в том числе и DOS-приложения. При этом особенностями работы ИТ-инфраструктуры компании являются огромные информационные потоки, постоянное дублирование данных, необходимость оперативной работы с информацией. Реализация последней задачи представлялась специалистам метрополитена особенно сложной, так как практически вся информация до установки SAP консолидировалась в рамках программы «1С Предприятие». Правда, данная система охватывала исключительно вопросы бухгалтерского и часть налогового учета, и вне функциональности системы находились такие сегменты бизнес-управления, как планово-экономическое направление, техническое обслуживание и ремонт оборудования. Для решения этих задач существовали свои программы, специфичные для каждого подразделения (учет ремонтов путей, вагонов и вагонного оборудования, устройств СЦБ и связи т. д.). Не в полном объеме также было представлено управление материальными потоками. Еще одна сложность - в новой информационной системе необходимо было избежать дублирования информации при решении схожих задач.

Кроме того, на предприятии использовалась еще одна крупная система – АСКОПМ («Автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене»). Пользователями этой системы являются сотрудники службы сбора доходов и службы сигнализации и связи (мониторинг устройств). В ее рамках предусмотрен центральный вычислительный комплекс, в частности, здесь были установлены серверы, которые обеспечивали работу касс, автоматов и т. д. Этот проект был внедрен в 1995 году на метрополитене совместно с петербургским интегратором «Элси». В АСКОПМ стоят серверы высокого уровня: в метро имеется 63 вестибюля, и в каждом предусмотрено по 5 касс в среднем, всего автоматизировано порядка 400 рабочих мест, включая сопровождающий персонал. При внедрении АСКОПМ сотрудниками службы информационных технологий был получен опыт по работе со сложными современными системами.

Как только решение о необходимости инсталляции какой-либо системы автоматизации бизнес-процессов было принято, начался процесс выбора конкретного поставщика решения. Специалисты метрополитена присматривались как к отечественным системам – решения компаний «Парус», «Компас», «Галактика», так и к зарубежным системам: MBS Axapta, Oracle. Как отметила заместитель начальника службы информационных технологий ГУП «Петербургский метрополитен» Елена Котова, имелись и весомые предпосылки для успешного внедрения системы управления бизнес-процессами: в частности, на предприятии была значительно развита инфраструктура ИТ, высококвалифицированный персонал службы информационных технологий, подготовленные пользователи.

По словам Елены Котовой, выбор mySAP Business Suite был сделан после анализа других проектов по внедрению этой системы. Кроме того, в расчет были приняты возможность масштабирования mySAP и использования стандартного решения без сложной настройки. В это время в транспортной отрасли уже велись такие проекты – так, на примере Красноярской железной дороги специалисты петербургского метрополитена ознакомились с особенностями системы. Кроме того, был изучен и мировой опыт – подобное ПО работает во многих метрополитенах мира (Лиссабон, Мадрид и др.).

Настройка mySAP Business Suite велась силами специалистов службы информационных технологий петербургского метрополитена с участием специалистов SAP в СНГ и Балтии – они выполняли роль консультантов, задача которых на начальном этапе проекта - передача знаний сотрудникам службы ИТ метрополитена. В дальнейшем они осуществляли контроль качества решений, принятых проектной группой. Главная задача специалистов SAP сейчас - решение конкретных задач и вопросов в ходе эксплуатации системы. Непосредственно внедрение системы проводили специалисты ИТ-службы предприятия. Предпроектное обследование было сделано силами представительства SAP в СНГ и Балтии, причем оно было сделано еще до того, как было принято окончательное решение о выборе ПО. В частности, по их рекомендации был модернизирован серверный парк. Кроме того, часть парка ПК постепенно пришлось заменить на компьютеры с процессором уровня не ниже Pentium II.

Проект стартовал в апреле 2003 года, но лишь к июню была сформирована проектная группа, так как нужно было собрать людей из различных подразделений метрополитена. В группу вошли сотрудники службы ИТ, но были и представители отделов, непосредственно использующих бизнес-процессы: бухгалтеры, инженеры, экономисты из различных подразделений предприятия. Функциональный объем внедрения - стандартные модули системы : бухгалтерский учет (FI, FI-AA), планово-экономический (CO), материально-технического снабжения (MM) и технического обслуживания и ремонта оборудования (PM).

Для внедрения пилотного проекта (апрель 2003 – февраль 2004) было выбрано две службы метрополитена – служба материально-технического снабжения (закупка, складирование, хранение, перемещения ТМЦ) и служба пути. В этих двух службах система mySAP Business Suite должна была стать действующей и единственной системой с отказом от «1С». Во всех остальных службах метрополитена были внедрены бизнес-процессы, работающие под SAP, касающиеся движения и списания материалов. Т. к. учет основных средств по метрополитену ведется централизованно в управлении предприятия, в этом подразделении были автоматизированы бизнес-процессы, связанные с жизненным циклом ОС. «Такой объем пилотного внедрения выбран, так как целью проекта являлось интенсивное развитие метрополитена за счет внедрения решений SAP. Хотя разработчик не рекомендует проводить организационные изменения в компании при внедрении системы, опыт показывает, что такие ситуации часто возникают. Наши изменения заключались на первом этапе в централизации процессов материально-технического снабжения и учета основных средств. Эти организационные изменения и определили функциональный объем проекта и выбор указанных подразделений для пилотного внедрения», - сообщила Елена Котова.

На этом этапе предприятие закупило необходимые серверы, было произведено обучение персонала, создан проектный офис и проведены административные работы.

Опытной эксплуатации в рамках проекта не было, это было обусловлено несколькими причинами. «Пользователям очень тяжело работать в двух системах. И если бы «1С» оставалась основной системой, работники уделяли бы намного меньше времени mySAP Business Suite, и все усилия по их подготовке прошли бы даром. Началось бы затягивание проекта, снижение темпов, чего мы хотели бы избежать», - отмечает Елена Котова.

Окончание первого этапа состоялось в феврале 2004 года (так, именно в феврале был закрыт первый отчетный период на новой информационной системе), и были подведены первые итоги. Уже на этом этапе внедрения наблюдалось повышение общей культуры пользователей, снизился запас неликвидной продукции на складах, сократились управленческие расходы, оборачиваемость по складам повысилась. Одним из результатов первого этапа было создание собственной квалифицированной подготовленной проектной команды.

Целью второго этапа (апрель 2004 – февраль 2005) было заявлено создание на базе mySAP Business Suite основной управленческой системы метрополитена. На 2004 год были намечены два проекта. Первый предусматривал тиражирование системы в другие подразделения. Уже к 1 января 2005 года все подразделения работали в системе. В рамках процесса тиражирования была расширена функциональность: например, был внедрен модуль «Сбыт» и модуль «Производство» для учета изготовления готовой продукции. Также шел параллельный процесс – развитие системы. Здесь специалисты метрополитена внедряли такие решения SAP, как элементы стратегического планирования, инвестиционную программу и систему управления складами.

Цели третьего этапа, который идет сейчас (апрель 2005 – февраль 2006), - оптимизация и развитие системы. Так, модуль «Финансы и бухгалтерия» не содержит привычных для российского бухгалтера отчетов. В этом направлении специалистам метрополитена пришлось вносить свои изменения, не меняя при этом функционал. Развитие предусматривает реализацию налогового учета в рамках mySAP Business Suite, автоматизацию контроля хозяйственной деятельности, бюджетирование.

Напомним, что аналогичная управленческая система, построенная также на базе mySAP Business Suite, работает в московском метрополитене. По оценкам экспертов, стоимость развертывания систем такого уровня составляет несколько миллионов долларов.

Автор: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Source

14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазинов

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода