Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Телекоммуникационный рынок Калининградской области: проводной доступ в Интернет
01.12.2005 00:00
версия для печати
Дело иногда доходит до смешных ситуаций, когда жителя «янтарного края» вполне серьезно спрашивают, какой же официальный язык в Калининградской области — английский или немецкий (ответ на этот вопрос я, пожалуй, опущу). На самом деле, особенностей у региона в приложении к телекоммуникационному бизнесу не так уж и много: это маленькая территория, небольшое (меньше миллиона) население и изолированность. Зарождение телекоммуникационного рынка В конце улицы Чайковского, в одном из зеленых районов Калининграда находится квартал, который в случае революции подлежит захвату в первую очередь, — в трех расположенных рядом зданиях находятся главпочтамт, телеграф, междугородний переговорный пункт и центральный узел городской телефонной сети. После приватизации на базе Калининградской ГТС была создана компания ОАО «Электросвязь», которая автоматически стала монополистом регионального телекоммуникационного рынка, но уже в октябре 1991 года появилась фирма, которая получила первую прибыль в виде двух вагонов оберточной бумаги, установив АТС на 200 номеров на бумажной фабрике поселка Знаменск. Фирма называлась ООО «Связьинформ», а ее учредителями были братья Михаил и Виктор Морары, бывшие сотрудники ГТС. Учась выживать в диких условиях зарождения рыночной экономики, братья добывали деньги разными способами, постоянно расширяя свою телефонную сеть и телефонизируя городские окраины. «Электросвязи» пришлось немножко подвинуться, но вряд ли тогда руководство компании-монополиста видело угрозу в этом небольшом бизнесе. Третьей калининградской телефонной компанией стал «ВестБалтТелеком» — совместное российско-французское предприятие, созданное в 1992 году Владимиром Пироговым. Объявленный тендер на сотрудничество выиграла компания France Telecom, которая и получила во владение 49% акций созданного ЗАО. Установив оборудование фирмы AlcatellBell, «ВБT» ввел в строй АТС на 40 000 номеров. Таким образом, постепенно сложилась современная ситуация — «Электросвязь» обслуживает центр города, «ВБТ» и «Связьинформ» — спальные районы на окраинах. Эта картина — а точнее, географическая карта города — и обусловила развитие калининградского рынка услуг доступа в Интернет. Даже сейчас у пользователя de-facto нет выбора, какую выделенную линию провести, — все зависит только от местоположения абонента. Однако, картина деления города на зоны влияния не статична, но тем менее, полем битвы за клиента (за исключением dial-up, конечно) стали не умы людей, а географическая территория, поэтому о «чистой» конкуренции говорить не приходится. Качественный скачок в развитии телекоммуникаций в Калининградской области произошел в 1992 году, когда в Калининграде появилась компания «Е-Тайп» — единственный на то время поставщик услуг электронной почты. Эта фирма оставалась единственным провайдером в Калининграде без малого 5 лет; неудивительно, что слово «Е-Тайп» вызывало у калининградца такие же ассоциации, как «Релком» у москвича. Сайт компании «Е-Тайп» стал ядром калининградского интернета — «канета», а знакомство со всемирной глобальной сетью для многих калининградцев началось через интернет-залы «Е-Тайпа». Это уже потом, в 1997 году ОАО «Электросвязь» стала провайдером «Baltnet», а чуть позже «ВестБалтТелеком» стал предоставлять доступ в глобальную сеть под маркой «ByteCity». Современная ситуация Сейчас в Калининграде существуют или имеют представительство 11 компаний, которые позиционируют себя как Интернет-провайдеры: это «Е-Тайп», «Балтнет», «ByteCity», «GazInternet», «Россия Online», «ТиС-Диалог», «Поиск-Связь», «Ray», «SOVATelecom», «БДС+» и «Инфинити». Рассмотрим каждую из них в отдельности. «Е-Тайп» — старейший провайдер Калининграда, хотя уже давно утратил лидерство (на сегодняшний момент по весьма приблизительным оценкам автора — от 2 до 4% рынка). «Е-Тайп» по-прежнему предоставляет услуги по dial-up доступу, имеет несколько интернет-залов и организует связь по радиоканалам прямой видимости. Настоящим спасением для фирмы стал проект «OstrovNet» — создание сети в микрорайоне на острове между двумя рукавами реки Преголи, — что является примером классической «партизанской тактики» в бизнесе. Обидно, наверное, быть сброшенным с вершины на маленький заболоченный участок земли, но компания обрела свою твердую территорию, которая впоследствии может стать плацдармом для наступления, хотя в реванш верится слабо. Под маркой «Балтнет» работает «Электросвязь» (теперь это филиал ОАО «Северо-Западный Телеком». «Балтнет» так и не смог использовать все прелести своего положения и остается на втором месте по количеству пользователей, хотя рискует опуститься на третье. Проблема «Балтнета» в скудном суммарном канале (как следствие — низкое качество связи), устаревшем оборудовании (многие телефонные линии остались еще с немецких времен) и, на мой взгляд, плохой имиджевой политике. Модемный доступ к «Балтнету» работает не со всех городских телефонов, вместо удобных интернет-карт — сложные для восприятия «конверты». «GazInternet» изначально позиционировал себя как дорогого, но качественного провайдера. ЗАО «Газкомплекттелеком», дочерняя компания «Газпрома», также обслуживает небольшое количество проводных телефонов, в качестве основной услуги предлагает коммутируемый модемный доступ по интернет-картам. Система ЭОКС — «электронная отчетность по каналам связи» — один из рекламируемых сервисов этого провайдера, который позволяет предоставлять через Интернет бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствующие государственные учреждения, при этом вся информация шифруется. «GazInternet» по количеству абонентов находится на третьем месте в регионе; четыре канала (один из них — напрямую до Бостона) против одного-двух у конкурентов обеспечивают суммарную пропускную способность в 12,7 Мбит/с. «ByteCity» — марка компании «ВестБалтТелеком». Обладая большим числом телефонных абонентов, «ВБТ» обладает большим потенциалом для установки xDSL-линий. Внешний канал, предоставленный «ГолденТелекомом», имеет пропускную способность в 1280 Кбит/с, однако, настроен пиринг с калининградскими абонентами ООО «Телеросс» («Е-Тайп», «Ray» и др.). Выпускает интернет-карты. Компания всерьез увлечена идеей IP-телефонии и даже создала «интеллектуальную сеть 321» из 30 специальных таксофонов. Бесспорным лидером на калининградском рынке интернет-услуг является компания «ТиС-Диалог» («ТиС» означает «Телекоммуникации и связь»). «Диалог» входит в холдинг «Связьинформ», — предпринимательский талант братьев Морар, создавших успешнейшую телекоммуникационную компанию из ничего, обогнавших всех конкурентов достоин если не восхищения, то уважения. «ТиС» обладает крупнейшим в регионе модемным пулом на 1020 линий, шестью внешними линиями суммарной емкостью 45 Мбит/с и пирингом с большинством калининградских провайдеров. Главное достижение компании — создание широкомасштабной сети выделенных линий с множеством сервисов, — в сети работают различные игровые сервера, фотогалерея и даже собственный блог-сервер. Название портала kanet.ru звучит амбициозно, но отражает реальные перспективы, — «Диалог» если еще пока не стал, то имеет все шансы стать региональным монополистом за счет мощной материально-технической базы и грамотной маркетинговой политики. Следует отметить, что марку «Диалог» «Связьинформ» «позаимствовал» у российской компании «Совинтел»; торговая марка не была вовремя зарегистрирована «Совинтелом», — однако, теперь она уже принадлежит калининградской компании. Вполне возможно, что на начальном этапе имело место намеренное использование чужого бренда, — реклама «Совинтела» попадает в Калининград на страницах компьютерных журналов. Работа службы технической поддержки «Диалога» нередко вызывает нарекание пользователей. Проблемы с настройкой линий далеко не всегда устраняются оперативно, иногда Интернет работает медленно, — впрочем, это вполне обычные проблемы для любой крупной системы массового обслуживания. Компания «Поиск-Связь» («Биптелеком») появилась на рынке, начав с мощной экспансии в области ip-телефонии (является участником сети OSS-Net, рынок этого вида услуг в Калининграде сильно развит). Модемный пул у них всего лишь на 120 линий, однако названия тарифов весьма оригинальны: «Филин», «Домовой», «Фэнтези», «Фэнтези Найт». Честно говоря, на их сайте я ожидал увидеть соответствующий названиям тарифов дизайн, но надежды мои не оправдались. «Биптелеком» позиционирует себя в основном как оператора ip-телефонии, обслуживающего юридических лиц — вероятно, это основная статья дохода компании. Отрицательным примером ведения телекоммуникационного бизнеса может служить компания «БДС+» («Балтийские деловые сети»). Фирма просто арендовала часть модемного пула и линии «GazInternet’а» и таким образом стала провайдером. Факт того, что компания использует чужое оборудование, вскоре стал достоянием общественности, что адекватно сказалось на имидже. Отзывы пользователей «БДС+» чаще всего негативные, — обычно это жалобы на низкую скорость доступа и нехватку модемов. Недавно компания изменила свой фирменный стиль, вложив, судя по всему, значительные средства в рекламу, — трудно сказать, на сколько это оправдалось. Возможно, что «БДС+» как провайдер был убыточен, и теперешняя рекламная компания использует деньги, полученные от других проектов, — что является одной из самых частых ошибок в бизнесе. Кстати, в качестве одного из главных достоинств декларируется анонимность контракта, что невольно заставляет задуматься, на какую же целевую аудиторию рассчитана эта реклама. Канал «Голден Телекома» использует один из мелких провайдеров — фирма «Ray», которая с 1998 года практически прекратила свое развитие (сайт ray.ru весьма неплох… для 1998 года). По поводу связи: на 90 модемов пропускная способность 1280 Кбит/с, согласитесь, недопустима мала. В продаже есть интернет-карты Ray. В Калининграде работает филиал «России Online» — бывшее представительство «Ситилайна». Канал 2048 Кбит/с от «ТелеРосса», 180 модемов в пуле. Это, пожалуй, единственный провайдер из «материковой» России на калининградском рынке. Еще одним игроком на местном телекоммуникационном рынке стала компания ЗАО «Балттелеком», которая кроме проводной телефонной связи предоставляет услуги провайдера под маркой «SOVATelecom». В качестве своей особенности эта организация рекламирует дешевый межгород посредством IP-телефонии; среди «плюсов» фирма перечисляет достоинства IP-телефонии как сервиса, а о качестве доступа в Интерент умалчивается. У каждого свое ведущее направление деятельности, и это единственный способ выжить в условиях рынка. Успешным примером «партизанской тактики» маленькой компании является политика фирмы «Инфинити», — их узкий сегмент рынка заключается в предоставлении услуг доступа в Интернет по радиорелейным линиям на частотах 2,4 ГГц или 6 ГГц. Вероятное и возможное будущее «Тис-Диалог», без сомнения, продолжит свое триумфальное шествие и будет все больше отрываться от «Балтнета» и «GazInternet?а», — разогнанная машина сметает все на своем пути. Большие компании вытесняют или поглощают маленькие, принцип силы является главенствующим в конкуренции. Компания, скорее всего, будет расширяться линейно, со временем внедряя новые технологии, что и будет являться для нее оптимальной стратегией. Гораздо сложнее оставшимся позади конкурентам. Руководство калининградского филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» скорее всего устраивает сложившаяся ситуация, — доступ в Интернет для них не является первоочередной статьей доходов, и «Балтнет» ведет себя на рынке инертно, пассивно. Спасти «Балтнет» может замена оборудования на АТС, капитальный ребрендинг и выход на рынок под новой маркой, однако в то, что это произойдет, верится слабо из-за инертности компании. «GazInternet» может попробовать потягаться с «Диалогом» в плане корпоративных решений и высшего ценового сегмента. «Пусть дороже, но лучше». Довольно странно, что «Е-Тайп» практически не использует «родословную» своей марки; при соответствующих вложениях благодаря старому имиджу первый калининградский провайдер мог бы вновь в голос заявить о себе. Остальным остается либо кооперировать, либо искать очень маленькие участки рынка и закрепляться на них. Надеюсь, читателю было интересно узнать о провайдерах самого западного российского региона. В следующей статье мы с вами познакомимся с калининградскими операторами мобильной связи. Источник: Мобильный форум (http://www.mforum.ru/)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?