rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рынок мобильных телефонов в России потерял 30% за 2009 год. По оценке «Евросети»

Компания «Евросеть», одна из крупнейших в России и странах СНГ компаний, работающих на рынке сотового ритейла, представила аналитический отчет по итогам работы российского розничного рынка сотового ритейла и портативной техники в 2009 году. По данным исследования, в денежном выражении общий объем рынка розничных продаж сотовых телефонов в 2009 году оценивается в $4,1 млрд, что на 45% ниже объема рынка 2008 года. В российской валюте объем данного рынка составил 131 млрд рублей, что на 30% ниже аналогичного показателя 2008 года. Влияние кризиса на региональные рынки сотового ритейла в отчетном году было различным. В частности, если говорить о Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), то по данным исследования (по количеству проданных телефонов) на долю данного региона приходится 11,1% рыка (2,9 млн проданных телефонов).

По оценкам специалистов компании «Евросеть», рынок сотовых телефонов в России в 2009 году составил 26,2 млн штук, что на 27% меньше, чем количество продаж сотовых телефонов в 2008 году. По данным исследования, 2009 году в Россию было ввезено порядка 27,4 млн сотовых телефонов. Переходящие остатки сезона 2009 - 2010 годов больше переходящих остатков сезона 2008-2009 годов на 1,2 млн аппаратов.

Влияние кризиса на региональные рынки по данным исследования было различным. Наименьшее падение рынка, по оценкам компании «Евросеть», произошло в Центральном федеральном округе (ЦФО) и Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Наибольшее – на рынках Урала, Сибири и Поволжья. При этом на рынках центральной части России средняя стоимость проданного в розницу сотового телефона выросла по сравнению с показателем 2008 года на 5-6%.Таким образом, разделение рынка сотового ритейла по регионам России (по количеству проданных телефонов) выглядит следующим образом: На долю Москвы и Московской области приходится более четверти всего рынка (25,7%) – 6,7 млн проданных телефонов. Приволжский федеральный округ (ПФО) занимает второе место  - 14,3% (3,7 млн телефонов). На третьем находится Центральный федеральный округ (без Москвы и МО) – 12,6% (3,3 млн телефонов). На четвертом месте Сибирский федеральный округ (СФО) – 12,1% (3,2 млн штук). Северо-Западный федеральный округ по данным исследования находится на пятом месте, на его долю приходится 11,1% рыка (2,9 млн проданных телефонов). Далее следуют Уральский федеральный округ (с Пермским краем)  - 10,2% (2,7 млн телефонов), Южный федеральный округ  - 9,9% (2,6 млн телефонов) и ДФО, на долю которого приходится 4,1% (1,1 млн телефонов).

Если говорить о позициях игроков рынка сотового ритейла по итогам 2009 года, то по  оценкам «Евросети», доли основных игроков на рынке сотового ритейла по итогам 2009 года распределились следующим образом: На долю «Евросеть» приходится 33,4%. 23,2% приходится на долю компании «Связной». 9,3% занимает компания РТК (100% «дочерняя» структура ОАО «МТС», созданная для управления сетью эксклюзивных салонов сотовой связи МТС). Таким образом, три лидера рынка, по данным исследования, занимают чуть менее 66% рынка сотового ритейла. На долю остальных компаний приходится соответственно 34,1% рынка.

Что касается динамики продаж сотовых телефонов в России в течение 2009 года, то падение рынка по данным «Евросеть» произошло с начала года. От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано с экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 года. К концу года – в ноябре-декабре продажи выросли. 

Падение рынка в 2009 году отразилось на количестве салонов сотовой связи, работающих на территории России. В процессе оптимизации розничной сети крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто порядка 5 тысяч салонов связи. Общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 года составило порядка 15 тысяч точек. Сокращение количества салонов связи позволило нивелировать падение продаж на один работающий магазин до 12% (при падении рынка на 27%). Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила $157, что на 24% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 4990 рублей, что на 4% ниже показателя 2008 года.

Структура рынка в течение года менялась как по вендорам, так и по ценовым сегментам. В частности, если говорить о ценовых сегментах, то по мере падения реальных доходов населения увеличивался спрос на бюджетный сегмент сотовых телефонов. Производители увеличили поставки недорогих моделей, ритейлеры провели ряд успешных маркетинговых акций для потребителей бюджетных телефонов. Доля телефонов с розничной стоимостью менее 2 тыс. рублей выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41-42% в четвертом квартале 2009 года. Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 тыс.  рублей, снизилась в два раза в штучном измерении – с 10% до 5%. Также снижение количества продаж наблюдалось у телефонов в ценовых сегментах от 2 тыс. до 6 тыс. рублей (с более 40% в начале года до примерно 35%) и от 6 тыс. до 10 тыс. рублей (с порядка 24% в начале года до менее 20% к концу года). 

Что касается структуры рынка по вендорам, то по данным исследования она также менялась в течение года. В частности, компания Nokia, сделав акцент на бюджетном сегменте, увеличила свою долю с 35% в 2008 году до 37-38% в четвертом квартале 2009 года, при этом падение рублевого среднего ценника по вендору было максимальным -  к концу года -18% от показателя 2008 года. Компания Samsung также среагировала на изменение спроса, увеличив предложение недорогих телефонов и снизив среднюю стоимость розничных продаж на 15%. Это позволило компании показать более значительный прирост доли по сравнению с Nokia и к четвертому кварталу 2009 года разделить с ней позицию лидера.

Компания LG, по данным исследования «Евросеть» показала в отчетном году наиболее впечатляющие результаты. В частности, LG сумела в 2 раза увеличить долю в количественных продажах, а так же увеличить средний ценник розничных продаж на 7-8%. Компания Sony-Ericsson уступила позицию в лидирующей тройке вендоров компании LG, потеряв более 10 п.п. рынка. При этом компания, предложив несколько новинок в дорогом сегменте, показала максимальный рост средней стоимости продаж – более чем на 15%. Доля прочих игроков рынка сократилась почти в 2 раза и составила к концу года не более 9% рынка.

Говоря о прогнозах на 2010 год в части продаж сотовых телефонов, специалисты «Евросеть» отмечают, что в 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок прогнозируется рост рынка на 10-11%.  Оценки «Евросети» объема отложенных покупок за период с четвертого квартала 2008 по четвертый квартал 2009 год включительно – 13-14 млн телефонов. Такие оценки позволяют прогнозировать полное восстановление рынка в 2011 году до уровня, превышающего показатель 2008 года (примерно до 37 млн телефонов в 2011 году).

Что касается прогнозов относительно структуры спроса на сотовые телефоны по ценовым сегментам, то по данным «Евросеть», выбор потребителей по характеристикам телефонов будет прежде всего продиктован производителями и их предложением. Более современные технологии, такие как touch-screen, будут пользоваться большой популярностью у потребителей и, при снижении себестоимости аппаратов, спрос будет смещаться в их пользу. Средняя стоимость телефона увеличится на 4-5%. Структура спроса по ценовым сегментам в 2010 году, по  оценкам исследования «Евросеть», будет меняться следующим образом: Доля телефонов с розничной стоимостью менее 2 тыс. рублей снизится с порядка 40% в начале года до менее 30% к концу 2010 года. Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 тыс.  рублей, а также телефонов в ценовых сегментах от 2 тыс. до 6 тыс. рублей и от 6 тыс. до 10 тыс. рублей по прогнозу будет увеличиваться.

Что касается рынка цифровых фотоаппаратов, то по данным исследования, он подвергся кризисным тенденциям в меньшей степени, нежели рынок сотового ритейла, а сегмент зеркальных фотоаппаратов не потерял свои объемы в денежном выражении и продолжает бурно расти в 2010 году. Для сегмента компактных фотоаппаратов характерно смещение спроса в пользу более современных моделей с большим числом мегапикселей матрицы, что вызвано значительным снижением розничной цены. По оценкам, рынок фотоаппаратов в России в 2009 году составил более 3 млн.  штук, что на 18% меньше, чем количество продаж фотоаппаратов в 2008 году. Средняя цена проданного в рознице фотоаппарата составила $232, что на 16% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 7,4 тыс. рублей, что на 7% выше показателя 2008 года. По прогнозу «Евросеть», в 2010 году спрос будет смещаться в пользу более технологичных современных моделей. Объем продаж фотоаппаратов одним из первых выйдет в положительную зону роста после кризиса и превысит показатель в 25-30% по отношению к показателям 2009 года.

Рынок аудиоплееров в России в 2009 году составил почти 2 млн штук, что на 21% меньше, чем количество проданных в 2008 году аудиоплееров. Спрос при этом смещается в сторону более функциональных моделей, обладающих большими объемами памяти. Однако с ростом производства такие модели стали более доступными по цене, что вызвало падение среднего ценника розничных продаж аудиоплееров на 24% до показателя $73 долларов. В рублях показатель средней стоимости - 2340 рублей, что на 2% ниже показателя 2008 года. Таким образом, рынок аудиоплееров в денежном рублевом эквиваленте снизился в 2009 году на 23%. Согласно прогнозам, приведенным в исследовании, в 2010 году превалирующую долю на рынке будут занимать аппараты с объемом памяти в 8 и 16 Гбайт и постепенно начнут завоевывать свою долю аудиоплееры с памятью в 32 Гбайта. Общий рост рынка аудиоплееров в 2010 году, по оценкам исследования составит порядка 15-20%.

Рынок беспроводных телефонов DECT в России в 2009 году составил почти 2,4 млн штук, что на 26% меньше, чем количество проданных в 2008 году трубок. По данным «Евросеть», рынок беспроводных телефонов еще до начала кризиса находился в стадии стагнации спроса. Покупка нового аппарата чаще вызвана поломкой старого телефона, нежели заменой на более современный и функциональный. Несущественно рынок поддерживается заменой проводных телефонов на телефоны DECT. Средняя цена проданного в рознице телефона DECT составила $61, что на 15% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 1960 рублей, что на 9% выше показателя 2008 года. Таким образом, рынок телефонов DECT в денежном рублевом эквиваленте снизился на 19%. В 2010 году прогнозируется рост рынка максимум на 4-5%.

Что еще прочитать по этой теме:

29 декабря 2009 г. С точностью до наоборот. Итоги развития петербургского рынка сотовой связи за 2009 год

6 июля 2009 г. Ритейл обрел надежду

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Торговые сети, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: новости мобильной связи, салоны Евросеть, Евросеть, мобильные телефоны, мобильные

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода