rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Патентованные «пробки». Поиск пути перешел в правовой сегмент

Вчера, 26 января 2010 г., стало известно, что один из участников рынка систем навигации – петербургское ООО «МИТ», выпускающее ПО под маркой СитиГИД / City Guide – получил патент на способ определения оптимального маршрута движения с учетом актуальной дорожной информации («пробок»). Таким образом, по мнению представителей самого ООО «МИТ» и некоторых экспертов рынка, существует теоретическая возможность действий владельца патента, направленных на защиту своей интеллектуальной собственности. Потенциальными объектами таких действий называются системы Яндекс.Пробки или Навител.Пробки. Однако, например, в Яндексе не ожидают проблем с этой стороны.

Патент на изобретение № 2377658 «Способ определения оптимального маршрута движения транспортного средства» опубликован 27 декабря прошлого года. Патентообладателем согласно этому документу является Андрей Сабайдаш (генеральный директор ООО «МИТ»). Запатентованные технологии, помимо самой программы City Guide, используются в сервисе Карты@Mail.ru.

По мнению экспертов рынка, получение этого патента юридически подтверждает приоритет ООО «МИТ» на использование ряда алгоритмов прокладки маршрута с учетом актуальной дорожной информации. В настоящее время производится патентный поиск с целью определения перечня других государств, в которых может быть зарегистрирован патент.

Как отмечает независимый специалист рынков спyтниковой GPS/ГЛОНАСС навигации и мобильных гaджетов Марина Рожкова, подход, предложенный в свое время ООО «МИТ», оказался эффективным, в связи с чем другие компании, предоставляющие навигационные услуги, начали задействовать аналогичные технологии в разрабатываемых ими продуктах.

«Тот факт, что приоритет на алгоритмы, активно используемые другими сервисами (например, с использованием Яндекс.Пробки или Навител.Пробки), защищен законами об авторском праве, позволяет предположить, что ООО «МИТ» сможет предпринимать определенные действия, направленные на защиту своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, в настоящее время неизвестно, намерено ли ООО «МИТ» рассматривать возможность лицензирования использования своих алгоритмов или будет настаивать на прекращении использования аналогичных технических решений в конкурирующих навигационных системах», - отмечает Марина Рожкова.

Однако Андрей Сабайдаш, признав, что теоретическая возможность оспорить правомерность работы некоторых других «пробочных» сервисов имеется, не подтвердил и не опроверг наличие у «МИТ» планов в этом направлении.

При этом в Яндексе отмечают, что системы City Guide и Яндекс.Пробки похожи только в том, что обе используют идею автоматического сбора данных о пробках от своих пользователей. «Реализация же этой идеи у каждой системы своя – различаются, например, алгоритмы вычисления средних скоростей и определения статусов загруженности дорог и т.д», - подчеркивает аналитик сервиса Яндекс.Пробки Леонид Медников. – «Патент выдается не на идею, а на ее реализацию - технологию, по которой работает сервис. Как уже было сказано, технологии Яндекс.Пробок и CityGuide отличаются друг от друга - соответственно, Яндекс.Пробки не нарушают прав на изобретение, охраняемое в соответствии с указанным патентом».

«Уникальность Яндекс.Пробок состоит в том, что мы первые в России научились агрегировать данные из разных типов источников. Яндекс.Пробки в основном используют два типа источников информации: первый – это различные устройства (видеокамеры и детекторы), второй – мобильные треки (данные о направлении и скорости движения, которые автоматически передают нам пользователи мобильного приложения Яндекс.Карты или навигационных программ с Яндекс.Пробками)», - отмечает руководитель сервиса Яндекс.Пробки Мария Лауфер.

Напомним, что система City Guide и ее «пробочный» сервис работают в Петербурге и других городах уже несколько лет. В работе системы используется программное обеспечение собственной разработки, имеется свой дата-центр.

Несколько лет назад ООО «МИТ» одной из первых в мире применило принцип обратной связи с пользователем для получения дорожной информации, ее агрегации и последующей передачи абонентам. Каждый пользователь системы City Guide, передвигаясь по городу, в автоматическом режиме передает данные о своем местоположении и скорости движения на сервер навигационной системы. На сервере информация обрабатывается, превращаясь в статистические данные о загруженности улиц, а затем получившаяся общая картина пробок передается обратно на абонентские устройства пользователей. Навигационная система, установленная на устройствах, учитывает получаемую информацию при расчете маршрутов движения пользователя. Сейчас City Guide ежедневно передает пользователям и получает от них порядка 1 Гбайт информации.

Кроме автоматической передачи данных с пользовательских устройств, операторы City Guide принимают звонки от водителей и обрабатывают данные из дополнительных источников. Сюда входят, например, такие данные, как информация о закрытиях улиц, новых знаках и т.д. Кроме того, осуществляется сотрудничество с информационной службой 0633.

Навигационная система City Guide с возможностью динамической прокладки маршрута в зависимости от загруженности улиц была впервые запущена в Петербурге в 2006 году, после чего расширила свою географию на Москву и несколько других городов России. В настоящее время наряду с «пробочной» информацией, пользователи также автоматически получают данные о закрытии участков дорог, новых знаках и рекомендованных путях объезда. Кроме этого, по мобильному каналу связи регулярно (несколько раз в неделю) передаются обновления карт – City Guide одна из двух навигационных систем на российском рынке, обеспечивающих подобную периодичность актуализации навигационных карт.

Автор: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)

Рубрики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: mail ru, Яндекс, Карты Mail.Ru, CityGuide

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода