rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Платежный синдром первого апреля. Не до шуток

Вчера наступило то самое 1 апреля, очередной «крайний срок», к которому как водится, поспели не все. На этот раз речь идет о Федеральном законе №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который вступил в силу с 1 января 2010 года. Те абоненты, которые привыкли оплачивать телекоммуникационные услуги (в частности, услуги интернет-провайдеров) через терминалы оплаты, почувствовали последствия вступления в силу этого закона практически сразу. А 1 апреля, как уже говорилось, наступил «последний срок» и, по всей видимости, тех, кто привык пользоваться платежными терминалами (то есть подавляющее большинство обычных городских жителей) ждет «вторая серия». Но обо всем по порядку.

Одним из положений ФЗ № 103, которое и повлекло все последующие события, является пункт, согласно которому все платежные агенты (владельцы платежных терминалов) обязаны были установить в терминалах оплаты контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и кассовой лентой и зарегистрировать ККТ в налоговых органах до 1 апреля 2010 года.

Однако, те абоненты, которые привыкли оплачивать телекоммуникационные услуги (в частности, услуги интернет-провайдеров) через терминалы оплаты, почувствовали последствия вступления в силу этого закона гораздо раньше 1 апреля. Так, еще в начале марта 2010 года интернет-провайдеры Петербурга получили уведомления от различных платежных систем, в которых говорилось о решении «снять технические ограничения по взиманию дополнительной комиссии с плательщиков». Говоря иными словами, ряд платежных систем ввели дополнительную комиссию, которая взимается с абонентов, оплачивающих телекоммуникационные услуги в терминалах. К примеру, вот что говорится в одном из таких уведомлений от сети платежных терминалов Money-Money, полученном интернет-провайдером ООО «Стайл-Ком» (Arbital): «Данное обращение связано с тем, что до 1 апреля 2010 года все платежные агенты (владельцы платежных терминалов) обязаны установить контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и кассовой лентой (ст.4, п.12 №103-ФЗ). …Также при приобретении контрольно-кассовой техники, владелец платежных терминалов понесет издержки в размере приблизительно 30 тысяч рублей за один терминал. Многие платежные агенты будут вынуждены оставить данный бизнес по приему платежей из-за низкой рентабельности. По проведенному опросу среди наших партнеров (владельцев терминалов), скорректировать сложившуюся ситуацию возможно получением дополнительного дохода платежным агентом, в виде комиссии с физического лица, при этом у владельца терминала появится возможность, как взимать комиссию, так и не взимать ее вообще, по его усмотрению...».

Появились подобные сообщения и на официальных сайтах некоторых платежных систем: «С 1 марта 2010 года платежная система «Новоплат» вводит дополнительную комиссию с платежей на счета телекоммуникационных компаний. Комиссия с плательщика будет взиматься за оплату высокоскоростного интернета, IP-телефонии и кабельного цифрового телевидения. Данные нововведения связаны со вступлением в силу с 1 января 2010 года законов, регулирующих деятельность владельцев платежных систем и платежных терминалов. Предоставляя нашим клиентам возможность оплаты любых услуг и товаров через терминалы платежной сети «Новоплат», наша компания несет дополнительные затраты на установку контрольно-кассовой техники, фискализацию и постановку на учет. Их снижение мы планируем осуществлять за счет запуска новых проектов и расширения перечня предоставляемых услуг, которые будут создавать востребованные сервисы для наших потребителей. Но частичного ввода дополнительной комиссии все же избежать не удастся». Подобные нововведения произошли и еще у некоторых платежных систем (к примеру, «Кассира.Нет»), а также ряда других.

Надо отдать должное, в частности, петербургским интернет-провайдерам, которые в большинстве своем проинформировали своих абонентов о появлении комиссионного сбора у ряда платежных систем и попросили абонентов «проверять размер комиссии при оплате через терминалы».

И вот только-только абоненты, что называется «попривыкли» к таким переменам, а может даже и нашли поблизости терминал оплаты, где не взимается комиссия за оплату услуг нужного интернет-провайдера, как «неожиданно» наступило 1 апреля 2010 года.

Как уже говорилось выше, к этому сроку владельцы терминалов должны были установить на терминалах ККТ и зарегистрировать ее в налоговых органах. А за несоблюдение этого пункта закона полагается штраф. Налоговые органы вчера начали проверку платежных терминалов, так сказать, «на соответствие». К сроку оснастить терминалы, как водится, поспели не все владельцы и, в частности в Петербурге, многие терминалы (по некоторым данным, до 70 % всех платежных терминалов) встретили 1 апреля в нерабочем состоянии. Скорее всего, потому, что были попросту отключены владельцами, дабы не попасть под проверку.

Если брать статистику по объемам оплаты услуг отдельно взятого оператора в целом по России, то в частности представители «Билайн» отмечают следующее: «По России у нас есть статистика по сумме принятых платежей 1 апреля (в четверг) в первой половине дня в сравнении с четвергом на прошлой неделе и две недели назад. Судя по этим цифрам, действительно, наблюдается некоторое падение объемов платежей в терминальных сетях и рост в дилерских салонах и банках. Однако масштабы этого перетока незначительные, мы оцениваем его примерно в 6 % объема наших платежей. Изменения общего объема платежей несущественны и находятся в пределах сезонных колебаний», - отмечает старший специалист по внешним коммуникациям Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Марианна Янкова.

Между тем, не все петербургские интернет-провайдеры проявили расторопность в части информирования абонентов относительно, скажем так, «синдрома 1 апреля», а именно того, какие терминалы и каких платежных систем могут прекратить с начала апреля принимать платежи в связи с тем, что не соответствуют требованиям закона. На форумах некоторых крупных провайдеров абоненты настойчиво задают вопросы относительно того, какие именно терминалы и каких платежных систем будут работать и принимать оплату за услуги интернет-провайдеров, а какие нет. В ряде случаев администраторы форумов не могут дать внятного ответа, ссылаясь на то, что «информация от партнеров (платежных систем) запрашивается». Хотя в принципе такой «запрос» можно было послать, не дожидаясь 31 марта. Конечно, понятно, что по большому счету, операторы не обязаны информировать абонентов относительно того, в каком именно терминале они могут внести абонентскую плату и отслеживать какие терминалы работают, а какие нет. Но донесение такой информации (если запросить ее у партнерских платежных систем) до абонентов скорее всего положительно повлияет на лояльность абонентов к тому, или иному оператору. И кроме того, в ряде случаев будет способствовать своевременной оплате услуг.

Что же касается петербургских интернет-провайдеров в целом, то у большинства операторов на сегодняшний день существует множество вариантов оплаты услуг помимо терминалов оплаты. Это и различные «интернет-деньги», оплата в банкоматах, отделениях банков, почтовых отделениях, салонах сотовой связи и так далее.

«Мы никогда не делали терминалы единственным способом для наших абонентов. Терминальный «бум» наблюдается только в последние 2-3 года, а мы в Петербурге работаем уже семь лет. К примеру, сейчас в Петербурге и в Ленобласти большое количество салонов связи. В любом салоне связи у абонента будет возможность оплатить услуги картой оплаты, наличными через кассу, а также через терминал. Кроме  того, у нас есть ряд услуг, позволяющих произвести пополнение счета прямо с мобильного телефона. Если же нет возможности прямо сейчас найти пункт оплаты, на помощь приходит, например, услуга «Доверительный платеж», - рассказывает Марианна Янкова.

Кстати, если говорить о примерах того, как ранее «неожиданное» вступление в силу очередного федерального закона вызвало ажиотаж в том числе и на телекоммуникационном рынке, то можно вспомнить Федеральный закон  № 152 «О персональных данных». Данный закон был принят 27 июля 2006 года и вступил в законную силу 26 января 2007 года. При этом, операторы персональных данных должны привести свои системы обработки персональных данных в соответствие с законом до 1 января 2010 года. Естественно, что ближе к январю 2010 года  выяснилось, что многие не успевают привести свои базы данных в соответствие с законом, и обсуждение этого ФЗ также было довольно «жарким».

В соответствии с законом № 152 «О персональных данных», существенно возросли требования ко всем частным и государственным компаниям и организациям, а также физическим лицам, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные. Такие организации и физические лица относятся к операторам персональных данных. Согласно закону, а также ряду подзаконных актов и руководящих документов регулирующих органов (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности России (ФСБ) и Роскомнадзор), операторы должны выполнить ряд требований по защите персональных данных, обрабатываемых в информационных системах компании. В частности, закон (ФЗ 152 Статья 22) обязывает операторов персональных данных подавать уведомление в Роскомнадзор, который ведет реестр операторов персональных данных.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Финансы

Ключевые слова: платежные терминалы, прием платежей, платежные системы, терминалы оплаты, терминалы приема платежей, система платежей, платежи, система оплаты, финансы, фискальный регистратор

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода