rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Электронное правительство: государство – заказчик неважный

26-27 апреля 2010 г. в Москве прошла 5-ая международная конференция «Современные технологии государственного управления «Электронное правительство 2010»». Организатор мероприятия – infor-media Russia. На конференции обсуждалось состояние дел по реализации программы «электронное правительство» в разных ее аспектах, были представлены решения различных компаний и ряд реализованных проектов в этой области.

Председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике, технологиям и связи Государственной думы РФ Илья Пономарев перечислил пять компонентов, составляющих понятие «электронное правительство». Это внутренний электронный документооборот, межведомственный  электронный документооборот, государственные услуги по линии федерация – регион – муниципалитет, госуслуги для юридических лиц и госуслуги для граждан.

Самым наглядным результатом действенности электронного правительства является последний пункт – оказание государственных услуг гражданам. Однако ответственные организации, в том числе Минсвязи предпочитают отчитываться по количеству единиц  поставленной компьютерной техники, внедренного ПО в различных ведомствах и т.д.

Председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике, технологиям и связи Государственной думы РФ Илья ПономаревИлья Пономарев рассказал историю федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая началась в 2001 году, но так и не была толком выполнена, не смотря на выделенные немалые средства, а в начале 2009 года оказалась раскритикованной главой государства. В сентябре 2009 года была выпущена новая редакция этой программы, а чуть ранее – в августе того же года компания «Ростелеком» назначена официальным оператором проекта, которая без конкурсов и тендеров будет исполнять все работы. В декабре прошлого года, как и планировалось, начал свою работу портал gosuslugi.ru, который заменил предыдущий проект – ОГИЦ (Общественный государственный информационный центр), выполненный НИИ «Восход» по заказу Минкомсвязи. К слову, ОГИЦ сегодня представляет собой два этажа, забитых дорогой аппаратурой, которая простаивает. Портал «госуслуги», в отличие от своего предшественника находится в работоспособном состоянии. Что касается положения дел с ФЦП сегодня, по словам Ильи Пономарева, проблем хватает. В частности, межведомственная координация, мягко говоря, недостаточна, совет главных конструкторов ФЦП нерепрезентативен, единый стандарты отсутствуют, нормативно-правовая поддержка не реализована. Сорваны сроки подготовки правовых актов правительства, ключевая система предоставления госуслуг населению в электронном виде – система электронного документооборота пока находится вне закона.

Устарело концептуальное понимание «электронного правительства». То есть руководители проекта хотят проанализировать работу всех ведомств, чтобы оптимизировать их бизнес-процессы. Естественно, эта работа вызывает огромное сопротивление со стороны ведомств, не желающих раскрывать свою «кухню». Хотя, это проблема не только российская, она общемировая.

Если один полюс – это создание электронного правительства, другой полюс – граждане, для которых создается возможность пользования госуслугами в электронном виде. Генеральный директор Российского агентства развития информационного общества Александр Айгистов отметил, что в нашей стране порядка 70 млн. человек не владеют компьютерной грамотностью, а значит, воспользоваться электронными услугами не могут (по данным ВЦИОМ – 50 миллионов). Это также серьезная проблема, решить которую не просто. Требуются и компьютерные классы, работающие, как на платной, так и на бесплатной основе, рекламные кампании, разъяснительная работа.

Генеральный директор Российского агентства развития информационного общества Александр Айгистов

Генеральный директор Российского агентства развития информационного общества Александр Айгистов

Президент Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий Михаил Эльянов рассказал на конференции о проблемах информатизации российского здравоохранения. По его словам, денег в отрасль на ИТ выделяется много. Однако вопрос в их использовании. В настоящее время 50% компьютеров в медучреждениях используются в бухгалтерии, отделе кадров, регистратуре (это данные по Москве). Только 15% - для решения медицинских задач. Остальные 35% для ОМС. Растет количество компьютеров, которые применяются попросту в качестве пишущих машинок.

Президент Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий Михаил Эльянов

Президент Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий Михаил Эльянов

Причины такого положения дел таковы. Во-первых, медики зачастую не знают, зачем им нужны компьютеры и не хотят ими пользоваться. Во-вторых, заказчик (государство) не знает, что он хочет получить в результате компьютеризации и информатизации отрасли. Сначала в приказном порядке медучреждениям навязывается типовое ПО, потом такое указание отменяется, так как оказывается, что каждому медучреждению требуется нечто отличное от типового.

Михаил Эльянов подчеркнул, что медицинских автоматизированных систем сегодня выпускается очень много (по каталогу – 693), но нет стандартов, поэтому они напоминают конструктор «Лего», но с плохо сопрягаемыми модулями из-за отсутствия протоколов сопряжения. По словам Михаила Эльянова, Минздравсоцразвития должен заниматься формированием системы требований, а не рекомендовать к использованию ту или иную конкретную систему. К слову, в 2009 году Минздравсоцразвития провел госзакупок на 400 млн. рублей. Куда всё ушло – не понятно.

Что касается конкретных ИТ-решений для реализации ФЦП «Электронное правительство»,  Евгений Зиндер, президент Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами отметил, что вопрос применения типовых решений обсуждался ранее довольно широко, но за последние два года «всё ушло в песок». Нерешенным остался вопрос, нужно ли создавать решения в регионах за счет собственных средств региона, а затем их тиражировать. В этом случае остается не ясным, как такие системы потом сопровождать.

Евгений Зиндер, президент Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами

Евгений Зиндер, президент Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами

По словам Евгения Зиндера, типизацию нужно создавать специально, но необходимо определить ее разумную степень, чтобы это не привело к излишнему усложнению систем. Типовое решение должно быть адаптируемо к конкретным регионам. Важно, что существует стандарт ISO/IEC 12207:2008, определяющий стадии жизненного цикла ПО. Это полезно для создании типового решения.

На конференции также были представлены продукты и решения компаний IBM, Huawei, ЗАО «Прогноз», о достижениях в деле предоставления госуслуг в электронном виде  рассказали представители администрации Тамбовской области, Гурьевского муниципального района, Смоленской, Брянской  и Тверской областей.

Что еще почитать по этой теме:

  1. 26.04.2010 Генеральный директор ООО «Электронные Офисные Системы» Владимир Баласанян: «Основной стимул для развития госуслуг в электронном виде - заинтересованность первых лиц» (продолжение)
  2. 12.04.2010 «Синтерра» участвует в организации видеоконференции для нужд Администрации Томской области по вопросу «Формирование программ противодействию коррупции в государственных органах власти»
  3. 30.03.2010 Роскомнадзор сэкономил более 3,6 миллионов рублей на электронных торгах на ЕЭТП
  4. 22.03.2010 Компания «ДАМАСК» становится крупнейшим в стране производителем систем управления очередями

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, ПО, Регулирование, Web

Ключевые слова: конференция, электронное правительство, электронная россия, электронная подпись

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода