rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Остыл ли он после «перегрева»? Рынок слияний и поглощений обсудили

Очередной круглый стол, организованный информационно-аналитическим изданием IP-News, прошел вчера в Петербурге. На этот раз основной темой обсуждения стали вопросы, связанные с процессами слияний и поглощений небольших компаний более крупными на телекоммуникационном рынке Петербурга и Северо-Запада и влиянием этих процессов на отрасль. В обсуждении принимали участие топ-менеджеры различных телекоммуникационных компаний, а также аналитики рынка.

В ходе мероприятия, участники круглого стола в частности обсудили вопросы, связанные с теми плюсами и минусами, с которыми сталкиваются компании в процессе и после приобретения активов. Среди общих основных проблем с которыми, как правило, сталкиваются компании после приобретения активов участники круглого стола назвали вопросы, связанные с интеграцией бизнес-процессов компаний, участвующих в процессе слияния (перезаключение договоров с абонентами, перевод клиентов на другую службу техподдержки и так далее), а также вопросы объединения инфраструктуры (сетей, биллинговых систем) и кадровые вопросы (сокращение штата сотрудников). «По нашему опыту могу сказать, что стоимость интеграции приобретаемого актива составляет порядка 10% от стоимости самой приобретаемой компании», - отмечает генеральный директор управляющей компании «Северен» Антон Шугай.  

Среди плюсов, помимо очевидных моментов (укрупнение компании, приобретающей актив, увеличение ее доходов) были названы такие моменты как синнергитический эффект от слияния, позволяющий сократить операционные затраты, экономия на строительстве собственных сетей и так далее.  

«Перед нами сейчас не стоит глобальных задач по захвату рынка, или определенной доли рынка. Сейчас стоит задача по совершенствованию бизнес-процессов в объединенной компании, введение единого бренда к концу текущего года и создание положительного образа компании, а также донесение до наших абонентов информации о том, что слияние наших компаний не отразилось на качестве предоставляемых услуг», - рассказывает о планах директор петербургского филиала компании «Сумма Телеком» Андрей Полунин. Напомним, что в прошлом году «Сумма Телеком» приобрела активы крупного петербургского оператора «Северен-Хоум» (бренд «Цифра»). 

Также говоря о проблемах, с которыми может столкнуться оператор после приобретения активов, был отмечен возможный отток клиентской базы из числа тех пользователей услуг, которые были абонентами приобретенной компании. Некоторые из выступавших оценили отток абонентов при слиянии в 4-4,5% от приобретаемой абонентской базы. 

«В случае если у приобретаемой компании бизнес-процессы выстроены каким-либо специфическим образом, а лояльность клиентской базы не велика, то в процессе интеграции компании есть риск потерять часть абонентской базы. Также есть риск в работе с экс-менеджментом приобретаемой компании, поскольку на рынке были случаи когда в процессе продажи компании менеджмент приобретаемой компании создавал оператора, аналогичного продаваемому активу с похожим названием и этот новый оператор пытался переманить лояльную клиентскую базу продаваемого актива», - высказал свое мнение по данной теме заместитель коммерческого директора копании «Обит» Михаил Телегин. 

Некоторые из выступавших отмечают, что помимо общего спектра вопросов, с которыми сталкивается оператор в процессе приобретения актива, зачастую существуют некие частные моменты: «Те нюансы которые возникают, к примеру, в процессе переговоров зачастую связанны с различным пониманием бизнеса и бизнес-процессов у покупающей и продающей стороны. Иногда это влияет и на запрашиваемую цену актива. Бывают случаи, когда в ходе переговоров с владельцами потенциально интересных активов, представители этих операторов не всегда могут сформулировать на основе чего они оценивают свою компанию, называя ту или иную стоимость актива», - комментирует технический директор компании «ВестКолл» Александр Фрейдкин. 

Также среди обсуждаемых в ходе мероприятия вопросов были темы, связанные с оценкой активов и в частности, с тем, что ожидания компаний продающих актив, сильно отличаются в большую сторону от той стоимости, которую готовы заплатить покупатели. Кроме того, участники круглого стола обсудили влияние кризиса на стоимость активов на рынке, также выступавшие коснулись темы видов оценки стоимости актива. В частности, среди основных видов оценки стоимости актива были названы метод при котором оценивается прибыль, которую может принести приобретаемый актив, метод расчета при котором сравнивается стоимость актива со стоимостью строительства инфраструктуры на интересующей территории своими силами, а также комбинированный метод, включающий в себя элементы двух первых методов оценки. 

Выступая относительно указанных тем, Андрей Полунин в частности отметил: «Существуют завышенные ожидания со стороны продавцов и цена, которую хочет получить продавец за абонента зачастую в несколько раз выше, нежели реальная рыночная цена. К примеру, в последнее время нам предлагали купить активы небольших операторов с ценой около $350 за абонента, что является весьма завышенной ценой. Мне кажется, что активы небольших операторов нужно оценивать не по количеству абонентов, а по потенциалу развития той или иной сети и по качеству ее инфраструктуры». 

Также выступавшие отметили, что вопрос цены зачастую зависит от целей, которые преследует оператор, когда приобретает тот или иной актив. В частности, нередки случаи, когда по сути приобретается абонентская база, а инфраструктура (сеть) приобретенного оператора полностью или частично перестраивается.   

Наблюдаются на рынке также и обратные случаи, при которых покупателя в первую очередь интересует инфраструктура приобретаемой компании. В качестве примера можно привести недавнюю сделку, которую совершила на петербургском рынке компания «Филанко»: «Мы приобрели компанию «Свободный Порт». Прежде чем решиться на этот шаг мы проводили аудит всех систем, которые задействованы в компании как с технической, так и с финансовой точки зрения и с точки зрения маркетинга. Когда мы поняли, что компания достаточно просто вольется в нашу компанию, решение было принято. Мы рассчитываем, что слияние всех процессов произойдет за три-четыре месяца. В целом, в процессе переговоров по приобретению актива должны совпасть цели покупателя и продавца. Если покупателя в первую очередь интересует абонентская база актива, то это будет одна цена, если инфраструктура, то другая. В случае с покупкой «Свободного Порта», нас как покупателя интересовала не абонентская база, а сеть, которая очень хорошо вписывалась в нашу инфраструктуру. Поэтому оценка оператора производилась исходя из инфраструктурных активов (сеть, оборудование и т.д.)», - рассказал директор представительства компании «Филанко» в Петербурге Михаил Малыгин. 

Говоря о влиянии кризиса на стоимость активов на рынке, участники мероприятия отмечают, что отчасти кризис «охладил пыл» продавцов в части запросов по стоимости активов: «В 2007 –2008 годах рынок явно был «перегрет» и цены по которым продавались активы были явно завышены. К примеру, мне известны случаи когда процессы покупки-продажи активов происходили «конвейерным способом», то есть когда создавался бизнес (к примеру, домовая сеть), затем он продавался, а на вырученные деньги создавался новый проект, который затем также продавался. Некоторые таким образом продавали свои сети по несколько раз. Кризис же изменил ситуацию. На сегодняшний день за небольшие компании покупатели уже не готовы платить неоправданно много и к самим небольшим операторам должно придти понимание что цены уже не будут прежними. Когда это произойдет, покупки небольших операторов возобновятся в больших масштабах», - отмечает генеральный директор компании «Прометей» Роман Венедиктов. 

Некоторые игроки напротив считают, что поскольку «дно» кризиса рынок миновал, у компаний, готовых к продаже своих активов, вновь наблюдается повышение ожиданий от продажи активов в части цены: «Не могу сказать о небольших операторах, но во всяком случае у компаний средней величины некая эйфория относительно ожиданий в части цены от продажи актива снова появляется. На волне сделок по приобретению активов, которые по мере выхода из кризиса возобновились, ожидания продавцов вновь начали расти», - высказал свою точку зрения Александр Фрейдкин.  

Небезынтересным также стало обсуждение вопроса взаимодействия телекоммуникационных операторов с банками. В частности, участники круглого стола отмечают, что в условиях кризиса многие банки обратили свое внимание на телекоммуникационную отрасль, поскольку она продемонстрировала устойчивость в кризисной ситуации. В частности, банки декларировали свою готовность инвестировать в бизнес операторов. Но при этом, игроки рынка отмечают, что на деле получение банковского кредита (к примеру, на приобретение актива) весьма затруднено. Связано это с тем, что при выдаче кредита банки в первую очередь в качестве залога ориентируются на имущество, которое можно будет (в случае непогашения кредита) легко продать. Такие активы как, к примеру, собственные каналы связи, сооружения связи и так далее, банки в качестве залога не воспринимают и не всегда могут оценить их стоимость: «Банки абсолютно не интересуют в качестве залога например собственные оптические каналы связи оператора, поскольку в случае невозврата кредита они не знают как и кому они смогут эти активы продать. Поэтому, как правило в тех случаях, когда кредит в банке все же удается взять в качестве залога выступает сетевое оборудование. Это одна из причин по которой телекоммуникационные компании не всегда имеют возможности взять банковский кредит в достаточном объеме и использовать его для покупки актива, или активов»,-  рассказал Роман Венедиктов. 

Говоря о влиянии процессов укрупнения рынка на отрасль, участники мероприятия отмечают, что в общем и целом этот процесс дает положительный эффект, поскольку консолидация, либо поглощение небольших операторов позволяет улучшить качество предоставляемых услуг (к примеру, за счет перестройки приобретенной инфраструктуры). Кроме того, процесс укрупнения замедляет процесс неоправданного снижения цен на услуги, поскольку небольшие операторы в качестве инструментов конкурентной борьбы  зачастую используют демпинг. Между тем, по словам некоторых выступавших, небольших операторов на рынке значительно меньше не становится, поскольку на смену ушедшим из бизнеса, либо купленным компаниям приходят новые игроки.    

Что еще прочитать по этой теме: 

30 апреля 2010 г. Ваш звонок очень важен для нас. Рынок сall-центров обсудили 

30 марта 2010 г. Круглый стол IP-News: «Продвижение телекоммуникационных услуг на массовый рынок» 

10 марта 2010 г. Круглый стол IP-News: «Рынок дата-центров Петербурга. Перспективы развития отрасли» 

23 октября 2009 г. «Жилой фонд не резиновый». Взаимодействие провайдеров и ЖКХ обсудили за круглым столом 

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: фиксированная связь, телекоммуникационный оператор, телекоммуникационные услуги, сумма телеком

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода