|
"ИнформСистем": Почему на электростанциях большой перерасход топлива?
ООО "Фирма ИнформСистем" дала логическое заключение о факте большого перерасхода топлива на всех тепловых электростанциях ОГК и ТГК, в результате которого причиной этого оказался банальный человеческий фактор, причем, перерасход топлива составляет не менее 10%. Ниже представлены размышления представителей ООО "Фирма ИнформСистем" по указанному вопросу.
|
Нам могут возразить, что вот месячные отчеты электростанций показывают, что никакого перерасхода нет. Да, правильно, по отчетам нет, а на практике есть. И никто не сможет доказать обратное, т.к. традиционно на электростанциях отсутствует точный расчет перерасхода топлива, потому что он раньше просто был не нужен. А что отчеты... Возьмите, например, различное количество сетевой воды для фактических и нормативных ТЭП, вот и нет перерасхода топлива. Вы скажите: нонсенс... Но такое есть.
После реорганизации в рыночные условия ОГК и ТГК факт большого перерасхода топлива на всех электростанциях просто упустили. Здесь не поможет и внедрение огромных Математических Моделей с навороченной оптимизацией ХОПЗ, когда нет даже элементарной обратной связи по оперативному учету перерасхода топлива.
Вот перед нами Технические Требования на "Разработку и внедрение программно-аппаратного комплекса технико-экономического моделирования электростанций", приведенные в Конкурсе Крупной Компании, в которую входят несколько ТГК.
И здесь возникает множество вопросов. Вот только несколько из них:
Во-первых, зачем тратить большие деньги на разработку, когда подобные комплексы уже существуют и их можно пощупать. А, например, MES-Система "MES-T2 2010" просто значительно по своим возможностям и по инновационной философии перекрывает все эти Требования даже в части оптимизации, т.к. помимо ХОПЗ есть и Динамический Оптимизатор, и Симплекс-Метод, а также развитая Оперативная Аналитика.
Во-вторых, ведь нагромождение в Требованиях академических фраз должно быть направлено на увеличение Энергоэффективности электростанций, а основным параметром является именно перерасход топлива, о котором просто забыли упомянуть. И не просто перерасход топлива, а правильность его расчета, который должен определяться на получасовых интервалах, а суточные и месячные значения перерасхода топлива должны получаться только интегральным исчислением из-за нелинейности нормативных графиков. Причем, на блочном щите электростанции для оперативного управления должна быть информация о текущем Логистическом Критерии Топливоиспользования.
В-третьих, Математическая Модель должна быть по простоте управления такая, чтобы на ней могли работать и Тетя Мотя, и Девочка. Здесь сертификация бесполезна. Иначе, потребуется другой персонал с повышенной зарплатой.
У нас ОГК и ТГК, еще раздумывая, интересуются, сколько будет стоить внедрение вашей программы?
Очень странно, ежегодно на каждую электростанцию теряя по 100 млн.руб. в виде бесполезно сожженного топлива, сомневаются о необходимости внедрения MES-Системы. А вопрос, по-деловому, должен стоять так: есть достойные деньги на внедрение Программы, скажем, 5 млн.руб. на каждую электростанцию, и есть инновационная MES-Система "MES-T2 2010", так давайте совместными усилиями в течение одного года на всех электростанциях добьемся минимизации перерасхода топлива! И через месяц уже будет первый результат.
А все Макеты и Прогнозы - это уже вторично. Да и никогда не будет оптимальных прогнозов без ясного понимания точной текущей технологии в части перерасхода топлива. Но ведь есть еще и другие затраты на собственные нужды и потери, за которыми следует также следить в реальном времени, а не прибавлять константами в конце месяца.
Ну и перейдем к доказательствам фактического большого перерасхода топлива на всех тепловых электростанциях.
Передо мной ПОЛУЧАСОВЫЕ графики за сутки: перерасход топлива, удельный расход топлива на отпуск электроэнергии, удельный расход топлива на отпуск тепла, КПД котлов, расход условного топлива, расход питательной воды, выработка острого пара, выработка электроэнергии и другие.
Перерасход топлива на большом участке близок к нулю. В 23 часа ночи перерасход начинает увеличиваться и в 2 часа достигает максимума при снижении расхода топлива на некоторых котлах. Максимум держится до 6 часов утра и затем падает в течение 5 часов до нуля. Таким образом, в ночные часы перерасход топлива достигает 50%.
Что это, если не элементарный человеческий фактор? Почему же в дневные часы перерасход топлива фактически отсутствует, а в ночные он зашкаливает? Тоже самое может произойти и при иных внешних и внутренних возмущениях. Ответ очень прост: Персонал слеп. Так необходимо открыть ему глаза с помощью MES-Системы. И тогда он оперативно будет видеть результаты своего управления. Как можно оптимально вести машину, не видя дороги? Зрение и есть обратная связь. А на электростанциях обратная связь должна быть в виде перерасхода топлива.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
Рубрики: ПО
|
|