Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
«Электронное правительство» с человеческим лицом
09.07.2010 00:40
версия для печати
Константин Носков, директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации, выделил наиболее интересные проекты в рамках создания электронного правительства. Среди них, разумеется, оказался запуск портала госуслуг. В июне текущего года его посетили более 400 тыс. пользователей, 117 тыс. были зарегистрированы, и около 60 тыс. уже активировали свои данные. При этом 33 госуслуги находятся на третьем этапе реализации, т.е. пользователь имеет возможность подать заявление в электронном виде. Правда, на пятом этапе – полностью в удаленном режиме – пока работают лишь единичные сервисы. При этом ряд услуг упирается в необходимость законодательного регулирования ЭЦП, поэтому предоставляются только после личного визита. Вторым был выделен проект по созданию универсальной электронной карты, пилотные зоны которого работают в Башкирии, Татарстане, Астрахани. В проект включены банки УралСиб, Сбербанк и Акбарс. До конца года будет осуществлена массовая эмиссия карт в этих трех регионах, также идет работа по предоставлению возможности использования карт в других регионах и других банках. Сейчас ведутся переговоры с различными регионами о тиражировании проекта. Следующий проект – электронные платежи, в рамках проекта предполагается осуществление возможности передачи информации о прохождении платежей в режиме реального времени, т.е. по сути, гарантируется персонифицированный прием платежей. Пилотный проект уже стартовал во Владимирской области, Башкирии, Татарстане и Астрахани и объединяет четыре ведомства. Перспективным направлением в этом отношении является развитие сотрудничества с сотовыми операторами, так как с помощью мобильных телефонов удобно оплачивать услуги. К концу года будут реализованы первые проекты. Среди интересных проектов и разработка системы поддержки принятия решений. Уже несколько лет идет работа по мониторингу реализации приоритетных соцпроектов, проекта в Сочи. Значимым, в том числе, и для развития других проектов является создание единого формата для систем электронного документооборота, что позволит различным СЭД взаимодействовать без интеграции дополнительных «адаптеров». Т.е. речь идет о создании единого технологического стандарта. Также необходимо обеспечить методологическое единство делопроизводства, так до сих пор нет единых справочников и классификаторов, а разночтения существуют даже в используемых названиях ведомств. Еще одна задача – создать СЭД с дружелюбным интерфейсом, так как пока системы электронного документооборота рассчитаны преимущественно на специалистов высокого уровня и преодолеть психологический барьер обычному пользователю довольно сложно. Среди передовых отраслей – Налоговая служба, Росреестр, ФМС и ПФР. Отметим, что представители этих ведомств выступили на мероприятии и представили собственные достижения, однако слушатели высказали сомнения в том, что те электронные услуги, об успешной реализации которых было заявлено, функционируют на полную мощность и с декларированной простотой – прошло еще слишком мало времени после их запуска в эксплуатацию, чтобы были выявлены все недочеты. Илья Массух, советник министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, остановился на вопросах координации расходования бюджетных средств, направляемых на информатизацию государственных органов. Как он рассказал, первый раз столкнулись с этой проблемой при реализации госуслуг в электронном виде. Второй – когда начали собирать информацию для проекта «Информационное общество». Тогда были получены четыре различные персонифицированных учета, 85 порталов и много учетных систем. Так что была поставлена задача координировать мероприятия, исключить дублирование, обеспечить единую технологическую политику. Спикер рассказал, что контроль расходов позволил сэкономить до 10 % или около 6 млрд рублей в год, а исключение дублирования – до 5 % или 3 млрд рублей в год. Также финансовых вопросов коснулся в своем выступлении Алексей Попов, заместитель руководителя Федерального Казначейства. Он рассказал об организации оплаты государственных услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В частности, исторически в России существует неудобная система оплаты, так как наблюдалось отсутствие взаимодействия налоговых органов и банков. В связи с этим государство до четырех раз меньше получало денег, например, от автоштрафов, а граждане в итоге могли быть привлечены к ответственности за неуплату. Необходимость изменения системы связана и с принятием закона 83 об изменении статуса бюджетных учреждений. Согласно ему, такие учреждения станут «администраторами доходов», так как будут оказывать услуги за деньги. При этом по нынешним правилам в банке при приеме платежей формируется сводная платежка за день без персонификации платежей, что в итоге часто приводит к потере платежей, затратам на их поиск и так далее. Наиболее значимый вопрос здесь – в присвоении статуса «оператора платежа». Федеральное Казначейство – наиболее удобный кандидат, так как у него есть база всех учреждений, ведущаяся по региона, а работает ФК со всей банковской системой. Так что сейчас вопрос в закреплении функции оператора и организации работы. Решение об этом было принято, а ЦБ в свою очередь уже выпустил указание о введении персонализированной передачи информации с 15 июля текущего года. Однако все администраторы должны вести единую нумерацию – только тогда система заработает. Одним из самых удобных является идентификация по СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). ФК предлагает реализовать систему, в рамках которой на портале госуслуг в личном кабинете или в банке пользователь сам мог связать СНИЛС с другими идентификаторами, такими как номер автомобиля, телефонный номер и т.д.. Затем можно будет поручить, например, банку оплачивать все требуемые платежи. Банки в этом случае сами будут развивать новые системы оплаты, так как им это экономически выгодно. Плюсами такой системы является возможность просмотра платежей, избежание пропуска оплат, повышение собираемости поступлений, а также снижение наличного оборота денег. Но есть один минус – пока эта система не работает. Планируется запуск лишь концу года в четырех субъектах и трех ведомствах. В рамках теста, пока нет обновления законодательной базы, между участниками системы заключаются договора. Николай Прянишников, президент «Майкрософт Россия», рассказал об опыте запуска электронного правительства в Великобритании. Он выделил именно эту страну, так как в ней исторически были сложные условия из-за высокого уровня бюрократизации. Там запуск проекта состоялся около 10 лет назад. В рамках инициативы регулятора были изданы несколько нормативных актов, выделено финансирование. Из тысячи web-ресурсов остались работать 3 – для граждан, для бизнеса и для отрасли здравоохранения. Сопротивление со стороны ведомств было довольно значительным, но все в итоге преодолели. Сейчас уже выделены наиболее популярные услуги – это налоговые сервисы и онлайн-регистрация транспортных средств. Всего в электронном виде предоставляются 171 услуга. Экономия за 2 года составила 300 млн фунтов стерлингов, при этом насчитывается 10 млн пользователей услуг, т.е. каждый шестой гражданин. Работа по усовершенствованию системы продолжается до сих пор – сейчас идет перевод в облако, а также интеграция с международным опытом. Швайковский Олег, компания MicroLink (Эстония), выделил различия между происходящим в России и опытом Эстонии. По его словам, когда в Эстонии начали строить электронное правительство уровень копьютеризации был существенно ниже ,чем сейчас в России. В связи с этим одной из задач была борьба с цифровым неравенством. Это в первую очередь коснулось тех регионов, куда операторы шли неохотно из-за экономической нецелесообразности. Первым вариантом решения проблемы стало датирование строительства сети при выполнении требований тендера. Другой вариант – целевое партнерство: государстве строило магистраль до удаленных населенных пунктов и предлагало организовать последнюю милю. Из других отличий были выделены существование ID-карты, предполагавшей лишь две функции – использование в качестве рейсового документа и идентификации, в том числе – хранение ЭЦП. Сейчас планируется расширить функционал, загрузив туда и биометрические данные. Еще один смежный сервис – мобильный ID. Еще одно отличие – существование СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия). Она предполагала стандартизацию протоколов взаимодействия между различными регистрами данных, баз данных и т.д. Также существовал контролирующий орган, следящий за тем, чтобы данные не дублировались. Сейчас в Эстонии более 70 % всех услуг могут быть предоставлены в электронном виде. При этом личного кабинета на портале нет, так как нет дублирования данных. К примеру, в 2009 году более 93 % всех жителей Эстонии задекларировали доходы через Интернет. Этот процесс активно стимулируется государством с помощью различных бонусов. Спикер также подчеркнул, что в целом отличий не слишком много. Однако он считает излишним затраты на создание МФЦ, так это отвлекает финансирование от основного проекта. Что еще почитать по этой теме: 06.07.2010 Росреестр: электронные услуги для Москвы и Московской области 30.06.2010 Компания ЭОС приняла участие в Парламентских слушаниях Государственной Думы Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование, Финансы, Web Ключевые слова: электронное правительство, электронная россия, электронные госуслуги, госуслуги в электронном виде, Тверской социально-экономический форум
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||