rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Подмосковные CIO-вечера: облака и личности

В Московской области стартовал ставший уже ежегодным CIO&CXO Congress «Подмосковные вечера» 2010: в этом году мероприятие проводится в четвертый раз. Организатором конгресса является клуб топ-менеджеров 4CIO.Ru. Слоган конгресса звучит так: «Информационное_общество@сегодня», однако можно сказать, что мероприятие проходит под девизом «Облака, виртуализация и мобильность». Кроме того, много внимания в этом году было уделено становлению личности CIO.

Кризисное послевкусие

В рамках прошлогоднего CIO-конгресса «Подмосковные вечера» одной из наиболее злободневных тем стал выживание в кризис и изменения в бюджетах на ИТ. В нынешнем же году участники зачастую обсуждали то, как удалось пережить кризис, как он отразился на ИТ-инфраструктурах и следует ли ожидать нового витка спад экономики.

Алексей Савченко, директор по стратегическому планированию «Альфа Групп», заметил, что новый кризис вполне возможен, если возникнут благоприятные для него условия, среди которых – долгосрочное падение цен на основные экспортные товары (это может быть связано с политическими событиями в США) и отсутствие быстрой реакции властных структур на сложившуюся ситуацию.

Для того, чтобы избежать кризиса, необходимо сочетание трех составляющих. Во-первых, это создание более благоприятных условий для развития неэкспортных направлений экономики, во-вторых, модернизация инфраструктуры, в том числе за счет негосударственных средств, и в третьих – модернизация системы образования, которая должна стать конкурентной в мировых масштабах.

Сергей Дьяченко, CEO Gartner, отметил, что сбывается наиболее вероятный сценарий развития событий – «мы выплываем». 2009 год был отмечен тем, что бюджеты сформировались к маю, что позволило удержать от падения рынок ИТ. Они были реализованы за полгода, и таким образом крупным компаниям удалось вернуть инвестиции.

В 2010 году бюджеты были сформированы в июне, и, скорее всего, по мнению аналитиков это приведет к нулевому падению рынка. Также особенностью нынешнего года стал тот факт, что бюджеты формируются в рублях, тогда как закупки осуществляются в долларовом эквиваленте – соответственно сокращается объем бюджетирования. Инвестиции при этом направлены преимущественно на развитие инфраструктуры. В 2011 году будет характерен рост ИТ-рынка - так прогнозируют, согласно опросам, вендоры и ИТ-директора компаний.

Г-н Дьяченко заметил, что несмотря на тот факт, что инвестиции в ИТ и телеком со стороны государства в этом году заметно выросли, как собственно и интерес к развитию этих направлений, России теряет позиции в сравнении с другими странами – отставание от зарубежных стран очень велико.

Основными трендами развитии ИТ в России сейчас являются облачные вычисления, реорганизация ЦОД и виртуализация. По прогнозам аналитиков, к 2013 году ожидается рост сервисов, связанных с вычислениями и падение спроса на услуги по интеграции – это связно с тем, что инфраструктура уже создана.

Белогривые ИТ-лошадки

Облачным вычислениям был посвящен отдельный круглый стол, в котором приняли участие представители как компаний-потребителей облачных вычислений, так и вендоров и интеграторов. Так, Валерий Корниенко, руководитель по развитию бизнеса подразделения GTS IBM в России и СНГ, продемонстрировал возможности работы в облаке.

Было отмечено, что зарубежный опыт говорит о востребованности двух моделей использования облачных вычислений. Первая – объединение в облако всех работающих в компании компьютеров и создание таким образом единой среды для взаимодействия на всех уровнях. Второй вариант – это создание облака для разработки.

Алексей Широких, вице-президент ОАО «Газпромбанк», как представитель направления бизнеса, наиболее заинтересованного в использовании облаков, выделил приоритетные направления для использования облачных вычислений. Во-первых, это облака для разработки. Интерес к этому направлению связан с тем, что запросы на «железо» малопредсказуемы, а использование облаков облегчает контроль над этой сферой. Вторым направление развития облаков в банковской сфере является масштабируемая среда для филиалов – сейчас банки активно расширяют свою филиальную структуру, а облака позволяют сократить сроки включения филиала и сотрудников в работу. Среди плюсов облаков были выделены и сокращения затрат на энергопотребление – до10 раз.

Г-н Широких отметил, что в будущем году его банк обратит внимание на развитие этого направления. При этом среди сдерживающих развитие облаков в банковской сфере были выделены и вопросы безопасности – вопрос доверия остается открытым. Именно поэтому пока наиболее перспективным видится развитие Private Cloud. Между тем, было высказано предположение о возможности страхования такого договора от потери данных и так далее. Любопытно, что представитель компании КРОК высказал заинтересованность в идее.

Представители рынка прогнозируют, что облака в России достигнут уровня стандарта через несколько лет. Евгений  Бабенко, Руководитель департамента информационных технологий ИНТЕР РАО ЕЭС, определяет этот срок в 4-5 лет, что связано с необходимостью развития каналов связи для организации участия в облаках удаленных филиалов. Алексей Широких говорит о 3-5 годах, при этом наиболее перспективны Private Cloud – 2-3 года.

Игорь Веселов, операционный директор по ИТ компании «М.видео», отметил, что должны сложиться определенные предпосылки для того, чтобы применение облаков стало стандартом ведения бизнеса. Во-первых, должна сложиться конкурентная среда этого сегмента ИТ-рынка, во-вторых – сформироваться спрос на услуги, а в-третьих – появиться некоторая зрелось сознания и понимания сервиса. Пока основной тормоз существует в головах.

Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора компании КРОК, высказал свою точку зрения на перспективы развития облачных вычислений в России. По его мнению, сейчас основные инвестиции идут в создание раздутых инфраструктур, большая часть ресурсов которых не используется. Но сейчас идет некоторый экономический подъем, а в 2012-2013 годах, когда этих инфраструктур будет не хватать, денег на дальнейшее развитие не будет. Именно тогда всем и потребуются услуги облачных вычислений – КРОК сейчас вкладывается в развитие этого направления. Для интегратора это капитальные затраты – бетон, энергетика и так далее. Разумеется, собственные инфраструктуры не отомрут никогда, но все, что возможно, будет отдаваться на аутсорсинг, так как это экономически оправдано.   

Он также выделил еще один необычный тренд развития облаков – спрос со стороны очень маленьких компаний («пять инвалидов», по выражению г-на Васильева). Эти компании не готовы заниматься развитием собственной инфраструктуры, поэтому и готовы платить за этот сервис.

В рамках круглого стола были озвучены некоторые данные IDC по этому сегменту рынка. Так, по итогам 2009 года объем рынка составил $4,8 млн, к 2012 году ежегодный рост составит более 100 % - до $154 млн. При этом преобладающая доля сейчас принадлежит SaaS – $4,5 млн. Рост составит около 90 % в год – до $110 млн к 2012 году. Остальное – это инфраструктура как сервис, но рост этого сегмента будет более значительным – до 180 % в год. Участники круглого стола спрогнозировали, что к 2014 году соотношение изменится и составит 50/50.  

Платформенное опоздание

Развитие мобильных сервисов для бизнеса стало еще одной темой конгресса. В частности, представители Yota рассказали, что хотя мобильный рынок и двигается в сторону демпинга, компании это не интересно. В планах – развитие сервисной составляющей. Артем Киракостян, коммерческий директор Yota Lab, что сейчас все телекомкомпании  боятся превратиться в «трубу для передачи данных», и Yota также планирует избежать этой участи с помощью новой инициативы. В частности, спикером было рассказано, что компания намерена предоставить возможность с использованием стандартных интерфейсов создавать свои продукты. Т.е. в сущности оператор будет предлагать платформу, на базе которой сторонние разработчики смогут создавать свои приложения.

В качестве примера было гипотетически рассказано о ретейлере, который с помощью мобильных сервисов определит местонахождение своего клиента, когда тот будет только входить в магазин. В этот момент на экране телефона появится приветственное сообщение, в котором будет информация о том аксессуаре, которым интересовался покупатель ранее. Приложение позволит получить больше информации о продукте, приобрести его, заказать доставку – в итоге, когда клиент подойдет к кассе, все документы уже будут оформлены. Срок на разработку такого приложения составит 2-3 недели. Еще раз заметим, что данный пример – гипотетический, на данный момент продукты такого роде не разработаны, а Yota лишь намерена пригласить разработчиков к сотрудничеству.

Еще одним примером того, чего хочет Yota в дальнейшем, стало ридер Kindle. Как отметил Артем Киракостян, его пользователь, приезжая в другую страну может получить необходимую книгу, не задумываясь о том, в какой сети регистрируется его SIM-карта – это реализует оператор AT&T. Напомним, что ридер Kindle поддерживает программно-аппаратную платформу Amazon Kindle, разработанную компанией Lab126 (принадлежит компании Amazon.com).

Интересно, что выступление еще одного представителя телекомрынка, Григория Сизова, ведущего эксперта дирекции по работе со стратегическими клиентами «Билайн» было посвящено именно новому направлению развития сервисов для российского М2М-рынка на базе глобальной платформы Jasper, которая уже широко используется во многих странах. Т.е. представитель «Билайна» говорил фактически о том же, о чем и представители Yota с той разницей, что решение от «Билайн» появится на рынке в середине октября, а объявлено о его запуске было еще летом текущего года.

В рамках своей инициативы «Билайн» намерен развивать два направления. Первое – предоставление многофункционального центра управления всеми SIM-картами клиентов, используемыми в устройствах. Второе – запуск комплексных решений, которые нацелены на улучшение бизнеса клиентов оператора. Jasper – это платформа, которая используется, в том числе, оператором AT&T, и «Билайн» готов идти его путем.

Заметим, что инициативы ни «Билайн», ни Yota не встретили у аудитории особого энтузиазма. Так, 50 % аудитории высказались в пользу того, что «Билайн» должен сначала улучшить существующее качество связи. При этом в адрес Yota то же самое высказали чуть менее 80 % аудитории. Это говорит, в том числе, и о некоторой консервативности аудитории ИТ-специалистов.

CIO тоже человек

Еще одним довольно объемным блоком стали мероприятия, посвященные роли CIO, судьбам тех, кто сменил пол деятельности, а также возможностям для развития. В рамках этого блока, например, прошел мастер-класс «10 принципов, которые помогут топ-менеджеру добиться успеха в крупных корпорациях» Николая Прянишникова, президента Microsoft Russia.

Кроме того, в рамках конгресса были представлены success-story ряда проектов по организации коллективной работы и взаимодействия, внедрению мобильных сервисов и так далее.

Что еще почитать по этой теме:

23.09.2009 В третий раз. ИТ-директора собрались в Подмосковье 

22.09.2010 Рынку снова нужны ИТ-директора

20.09.2010 Открытое расширенное заседание Ciobank Club: информационная модель в банке 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры

Ключевые слова: ит директор, CIO, it директор

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода