По мнению многих аналитиков, в настоящий момент сильно меняются представления о том, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие IT-индустрии. Согласно результатам проведенных компанией исследований «Индекс развития визуальных сетевых технологий в период с 2008 по 2013 год», за указанный период времени объем коммуникационного видеотрафика вырастет в 10 раз, а 90% общего объема сетевого трафика в 2013 году составит видеоинформация. Очевидно, что видео становится таким же средством передачи информации, каким совсем недавно был обычный текст, что и нестранно: это самая простая форма общения. «Эра зеттабайтов» не за горами.
Уже сейчас пользователи корпоративной персональной видеосвязи могут выбирать между программными решениями, внедряемыми в качестве элементов унифицированных коммуникаций, традиционной видеосвязью и становящимися все более доступными системами телеприсутствия. А с недавних пор началась и конвергенция этих возможностей. В ситуации, когда все больше организаций распространяют использование видео на все бизнес-процессы, Cisco объявила, что отныне видеофункции будут встраиваться во все ее новые корпоративные оконечные устройства для совместной работы, а все ее голосовые и видеопродукты будут изначально совместимы с системой управления унифицированными коммуникациями Cisco Unified Communications Manager.
Эта система управления и обработки вызовов не просто лежит в основе предложений для голосовой связи и решений Cisco TelePresence, она упрощает осуществление видеовызовов, позволяя устанавливать видеосвязь одним нажатием кнопки. Кроме того, оконечные устройства Tandberg также совместимы с данным решением, что лишний раз свидетельствует о продуктивном слиянии двух компаний, с нетерпением ожидавшемся в клиентском сообществе.
Указанная тенденция, а также выпуск более компактных и дешевых оконечных устройств Cisco TelePresence EX60 и Cisco TelePresence System 500 32-inch (каждое из них примерно на 30% дешевле своих предшественников), доступных более широкому кругу пользователей –в частности, для предприятий среднего размера - позволяет говорить о том, что мировой лидер сетевых технологий, наконец-то, спустился с небес на землю. По крайней мере, если принимать во внимание весьма скромные финансовые возможности большинства потенциальных российских заказчиков. По неофициальной информации даже высшее руководство нашего государства пока что использует относительно недорогие системы видеоконференцсвязи Tandberg, произведенные еще в бытность независимости этой компании.
Расширение же новой коммуникационной платформы до рабочих мест и офисов делает телеприсутствие общедоступным, в том числе и на экранах компьютеров. Особо следует отметить функцию «активного присутствия» Active Presence, которая показывает всех участников виртуальной встречи на ленте в нижней части экрана. Говорящий участник виден в полноэкранном режиме, но при этом не теряется связь с другими активными участниками конференции. Как только начинает говорить другой участник, камера автоматически начинает показывать его в полноэкранном режиме, а изображение предыдущего выступающего переносится на ленту.
Подвергся «модернизации» и интернет-сервис Cisco WebEx, который теперь поддерживает HD-видео и позволяет пользователям совместно работать на своих настольных системах, а также легко подключаться к совещаниям, проводимым на базе систем телеприсутствия.
Операторам связи предназначается решение Cisco TelePresence Exchange System. С его помощью операторы могут быстро и экономично разрабатывать и внедрять свои собственные «облачные» управляемые услуги телеприсутствия, предоставляя их клиентам по подписке, на правах хостинга.
Исходя из того, что компьютерная сеть должна быть крайне проста в поддержке, в Cisco пришли к выводу о логичности использования решений от одного производителя, а не продуктов от разных вендоров. Так родилась идея об отделении логического рабочего места сотрудника (приложения) от физического рабочего устройства. Приложения можно размещать в локальном или удаленном ЦОДе, а доступ к логическому рабочему месту обеспечивать через сеть. Данный подход реализует новая инфраструктура виртуализации Cisco Virtualization Experience Infrastructure (VXI), позволяющая решать проблему фрагментированных решений, усложняющих внедрение виртуальных настольных систем, а также расширять возможности виртуализации традиционных настольных систем с помощью мультимедийных технологий и видео, разворачивая целую инфо-коммуникационную среду.
После внедрения VXI компьютерная сеть представляется в виде терминальной сети, что само по себе уже сулит ряд преимуществ. Во-первых, сломавшийся «терминал» (на самом деле в большинстве случаев это ПК или мобильный компьютер) легко заменить. Во-вторых, в такой сети просто реализовать систему информационной безопасности – достаточно сформировать загрузчик терминального клиента. Наконец, еще одним плюсом при определенных обстоятельствах можно назвать общую стоимость владения такой системой, если бы не одно «но»… Для надежного и продуктивного функционирования терминальной сети нужен серьезный ЦОД. Хорошо, если у клиента он уже есть. Если же ЦОДа нет, то его создание (или аренда услуг) потребует значительных инвестиций. Как скоро инвестиции будут возвращены - следует смотреть в каждом конкретном случае.
Отсюда – главная задача VXI: предоставить наилучшее сочетание возможностей совместной работы и общения с наименьшим сроком возврата инвестиций в полностью интегрированном, открытом и апробированном решении по виртуализации рабочих мест. Среди «инструментов», предназначенных для решения этой задачи, выделим наличие развитой экосистемы технологических партнеров и выпуск нового поколения устройств с поддержкой технологий виртуализации и совместной работы. К последним, например, относится планшетный компьютер Cisco Cius – коммуникационное устройство корпоративного класса с возможностью подключения монитора, клавиатуры и мыши для организации полноценного рабочего места.
Совместная работа подразумевает и использование новых каналов взаимодействия. В частности, мощнейшие коммуникационные возможности сегодня предоставляют социальные сети, общее число зарегистрированных участников в которых превысило полмиллиарда человек. Соответственно, в корне меняются представления о том, как теперь следует обслуживать заказчиков в контакт-центрах.
А специально для операторов контакт-центров и экспертов на базе технологий Web 2.0 разработан программный десктоп Cisco Finesse. Вот только его официальный релиз появится не ранее середины 2011 года, а уж когда дело дойдет до внедрения продукта на территории России – неизвестно. Пока же наши операторы предпочитают работать «по-старинке». К примеру, всем наверняка знакома ТВ-реклама компании «МегаФон» с коммерческим предложением для организаций оповещать своих клиентов о той или иной информации при помощи централизованных СМС-рассылок.
Тем не менее, сам факт появления новых возможностей взаимодействия и совместной работы стимулирует подвижников инфо-коммуникационных технологий на поиск и внедрение решений в русле модернизации отечественной экономики и повышения производительности труда.
Автор: Алексей Федченко (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, Рынок ПК, Оборудование, ПО