Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Телефон не для всех. Виртуальным сотовым операторам приходится искать ниши, не занятые реальными конкурентами
29.05.2006 00:00
версия для печати
Операторы виртуальных сотовых сетей (Mobile Virtual Network Operators, MVNO) появились в конце 1990-х гг. в Великобритании. К этому времени уровень проникновения сотовой связи в стране подобрался к 50%, и британский регулятор Oftel решил, что самое время стимулировать конкуренцию. Он обязал сотовые компании предоставлять часть своей инфраструктуры (в том числе номера и частоты) другим операторам, которые тоже желали заняться мобильной связью, но не могли построить сети. Таких операторов стали называть виртуальными. Первым MVNO стала британская Virgin Mobile, которая в ноябре 1999 г. начала оказывать услуги на сети One2One. К концу 2005 г. она обслуживала уже более 5 млн человек. В декабре 1999 г. аналогичный проект, и тоже на базе One2One, запустил крупнейший в мире продавец сотовых телефонов — Carphone под брендом Value Telecom (ныне Fresh). “А самый большой в Европе опыт работы в качестве MVNO имеет наша компания”, — считает президент российского подразделения шведской Tele2 Карл-Магнус Стенберг. Tele2 начала с запуска виртуальной сети в Дании по соглашению с местной Sonofon, а одним из ее последних проектов стал запуск MVNO во Франции. Сейчас в мире действуют около 200 виртуальных мобильных сетей, из них только в США, по оценке исследовательской фирмы Yankee Group, три десятка с 13 млн абонентов. Не все проекты успешны: Virgin Mobile в Сингапуре понесла более $100 млн убытков из-за невостребованности ее услуг. Свернуть проект MVNO в Финляндии пришлось и Tele2. Компании выживают, если им удается занять свою нишу на рынке. Virgin Mobile USA, подключившая с момента запуска в июле 2002 г. более 4 млн абонентов, сделала ставку на продажу подросткам рингтонов и игр. А Boost Mobile, основанная в 2002 г. и подключившая более 2,7 млн абонентов, позиционирует себя как поставщик мобильных услуг “в стиле хип-хоп”, активно продавая рингтоны, экранные заставки и музыкальные видео. Два проекта MVNO принадлежат корпорации Walt Disney — Mobile ESPN завлекает в свою сеть спортивных болельщиков, а Disney Mobile, стартующая в июне, сулит родителям возможность контролировать расходы детей на разговоры. Movida Communications делает ставку на обслуживание испаноязычных иммигрантов, которых в США около 40 млн. Movida предлагает клиентам меню на испанском, предоплаченные тарифы, дешевые звонки в страны Латинской Америки и т. п. Со временем мелкие виртуальные операторы будут вынуждены объединиться, убеждены эксперты. “MVNO — бизнес с низкой маржей, так что у крупных компаний больше преимуществ”, — объясняет аналитик Pyramid Research Озгюр Айтар. Недаром Movida экономит на всем — от закупок оборудования до деловых поездок. Первые ласточки Первые прототипы российских MVNO заработали в 2003 г. — “Матрикс Мобайл” (проект “Матрикс Телеком” и московского “Мегафона”) и “Мегател” (проект “Центрального телеграфа” и “Мегафона”). За два с половиной года “Матрикс Мобайл” подключил “несколько тысяч клиентов”, рассказывает представитель компании. Доходность и прибыльность этого проекта компанию устраивает, но назвать “Матрикс Мобайл” полноценным MVNO пока нельзя — ведь Мининформсвязи пока не выдает виртуальным мобильным операторам лицензий. “Пока мы оказываем услуги фиксированной связи, а мобильную лишь перепродаем”, — добавляет собеседник “Ведомостей”. Аналогичным образом построено партнерство с “Мегафоном” у “Центрального телеграфа” (ЦТ). По словам пресс-секретаря ЦТ Екатерины Складчиковой, клиент проекта “Мегател” может объединить фиксированную и мобильную связь в единую корпоративную или индивидуальную сеть из стационарных и сотовых телефонов с внутренней нумерацией. “В целом проект для нас прибылен”, — говорит Складчикова. Подобные проекты выгодны и “Мегафону”, говорит руководитель отдела корпоративных продаж и обслуживания “Мегафон-Москва” Евгений Пикерсгиль. По его словам, вложения оператора в них невелики: на привлечение абонентов, их обслуживание и биллинг тратятся партнеры. Столичный “Мегафон” участвует в десятке таких проектов, которые совместно обслуживают примерно 30 000 клиентов. При этом средний счет абонента за услуги мобильной связи превышает $20 в месяц, рассказывает Пикерсгиль. На правах “полувиртуального” оператора работает и “Корбина Телеком”, которая в 2003 г. выкупила у “Вымпелкома” оборудование сотовой сети DAMPS и обслуживает ее абонентов. А в конце 2004 г. “Корбина” приобрела права использования нескольких региональных сетей DAMPS у Tele2. “Но, поскольку лицензии на сотовую связь у нас нет, юридически услуги оказывают "Вымпелком" и Tele2”, — рассказывает вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. В остальном “Корбина” — почти классический пример MVNO. “Мы нашли свой сегмент — это абоненты, для которых важна возможность много говорить”, — сказал он. “Корбина” обслуживает более 70 000 абонентов со средним ARPU в $60-70. Но единственный полноценный проект MVNO в России пока запустил лишь “Мегафон”. С 2005 г. компания оказывает услуги мобильной связи в Камчатской и Магаданской областях (где у нее нет своих сетей) на базе инфраструктуры “Дальсвязи”. Сотовая лицензия на эти регионы у “Мегафона” есть, поэтому ему ничто не мешает оказывать услуги самостоятельно на базе нашей сети, объясняет представитель “Дальсвязи” Наталья Дудко. По ее словам, проект “реализуется успешно и выгоден обеим сторонам”. Это подтверждают и в “Мегафоне”. Виртуальные планы и реальные трудности Между тем в России разрабатываются еще минимум два “виртуальных” проекта. Один из них принадлежит крупнейшему сотовому ритейлеру — компании “Евросеть”, другой — компании “Народный мобильный телефон” (НМТ), созданной при участии правительства Москвы. В начале 2005 г. “Евросеть” построила опытную зону, чтобы протестировать техническое взаимодействие с “базовым” оператором — поволжским СМАРТСом. “Переговоры мы ведем и с другими операторами, но о результатах говорить преждевременно”, — рассказывает руководитель проекта “Евросети” Андрей Пантелеев. Федеральные игроки не спешат вступать в партнерство с “Евросетью”, ведь для них это серьезный конкурент, работающий по всей стране, объясняет директор департамента корпоративных отношений СМАРТСа Андрей Гирев. “А нам это партнерство выгодно: у "Евросети" большой опыт продаж, и мы можем дозагрузить сеть оптовым трафиком, получая доход от его пропуска”, — добавляет он. По словам Гирева, СМАРТС и “Евросеть” договорились работать под разными брендами, тщательно разграничивая свои целевые аудитории. “Евросеть” намерена ориентироваться на “информацию, востребованную узким кругом пользователей, например о результатах игр местного футбольного клуба, распродажах одежды в конкретном городе и т. п.”, подтверждает Пантелеев. Сотовая “большая тройка” и впрямь не спешит договариваться с “виртуалами”. “На Западе виртуальные операторы появлялись там, где сети основных операторов имели большой запас емкости, который оказался невостребованным”, — рассуждает пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева. В России же, по ее словам, “нет сетей с такими резервами, чтобы было выгодно их продавать”. В России недостает частот, поэтому “у ведущих операторов нет возможности потесниться и пустить на рынок виртуальных операторов”, соглашается пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова. По ее словам, “Вымпелком” пока даже не прорабатывает проекты с MVNO. “Мы провели исследования с НИИ радио и выяснили, что даже в Москве есть частотный ресурс, позволяющий увеличить количество абонентов еще на 10-15%”, — возражает Шульга. В “Вымпелкоме” не исключают, что “виртуалы” могут начать демпинговать. А вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС Михаил Шамолин сомневается, что “виртуалы” вообще смогут предоставить абонентам что-то новое. “Все ведущие мобильные операторы в России уже предоставляют широкий набор дополнительных услуг всем сегментам абонентов”, — считает он. Но главное препятствие для развития MVNO в России — неспешность Мининформсвязи, так и не начавшего выдавать “виртуалам” лицензии. В пресс-службе министерства лишь говорят, что “работа в этом направлении ведется”. Пантелеев из “Евросети” и гендиректор НМТ Владимир Шульга рассказывают, что попросили экспертов проанализировать действующее законодательство и те пришли к выводу, что законы не запрещают “виртуальный” сотовый бизнес. “Необходимо лишь, чтобы регулятор принял решение о начале выдачи лицензий на услуги подвижной радиотелефонной связи с оговоркой о том, что необходимости выделения радиочастот для MVNO нет”, — поясняет Пантелеев. “Мы еще в конце 2005 г. завершили испытания в рамках тестовых зон, построенных на сетях партнеров — Tele2, СМАРТСа и "Нижегородской сотовой связи", и представили результаты тестов в Мининформсвязи, — рассказывает Владимир Шульга. — Этим дело и кончилось”. Из-за промедления с выдачей лицензии НМТ, по его словам, не может получить кредит в $5 млн, которые нужны для коммерческого запуска сети. Технически готова оказывать базовые услуги — передачу голоса и SMS — и “Евросеть”, отмечает Андрей Гирев из СМАРТСа. Дело лишь за лицензией. Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru) Рубрики: Мобильная связь
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?