rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Аутсорсинг: робкие надежды на спрос

14 июня 2011 года в Москве прошел Russia BPO Summit 2011, организованный Ассоциацией стратегического аутсорсинга «АСТРА» при поддержке IAOP и Forrester Research. Мероприятие посвящено вопросам развития рынка аутсорсинга в России. Делегаты саммита отметили, что интерес к использованию аутсорсинга для оптимизации финансовых, кадровых и других непрофильных процессов со стороны российского бизнеса год от года возрастает.

В приветствии участникам мероприятия Сергей Бучин, генеральный директор компании Intercomp Global Services по России и СНГ, отметил, что российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов относительно молодой. Однако сегодня многие российские компании начинают рассматривать аутсорсинг в качестве реальной альтернативы расширения внутренних служб или создания собственных общих центров обслуживания, позволяющую повысить эффективность функционирования организации и сократить издержки.

На аутсорсинг отдают сейчас бизнес-процессы бэк-офиса (кадровый и финансовый учет, некоторые административные функции). ИТ также отдаются на аутсорсинг. Но прибегают к этим услугам в основном небольшие и средние фирмы, а также западные компании, привыкшие к определенному уровню культуры ведения бизнеса. Кроме того, воспользоваться услугами аутсорсинга для ведения кадрового учета западные компании вынуждает состояние российского законодательства: оно столь усложнено и громоздко в этой части, что разбираться в его тонкостях эти компании не хотят. В России наиболее распространен спрос на услуги аутсорсинга в сфере ИТ, логистики и транспорта, вспомогательные сервисные услуги (бухучет, кадры), услуги по ремонту и обслуживанию оборудования.

Если говорить о положении дел в мире, то, в частности, на аутсорсинг западные компании отдают 100% обработки входящих счетов, 80% процесса выписки счетов, 70% операционной подготовки платежей. В России – эти же операции, отданные на аутсорсинг, составляют доли процентов от того, что выполняется внутри компании.

А крупные отечественные компании предпочитают инсорсинг – организацию собственных сервисных компаний. Возможно, это станет одной из стадий перехода к аутсорсингу. Препятствует быстрому распространению аутсорсинга среди российских компаний незрелость бизнес-процессов и неготовность менеджемента к формализации функций внутри компаний.

По словам Сергея Бучина, в процессе принятия решения о переходе на аутсорсинг важную роль приобретают именно экономические преимущества работы с провайдером, в основе которых лежит корректный расчет себестоимости выполнения функций. На аутсорсинг переходят, надеясь на снижение затрат (что, далеко не всегда оправдывается),  повышение качества бизнес-процессов. Качество может быть повышено, в основном, из-за того, что перед передачей на аутсорсинг, бизнес-процессы необходимо упорядочить и выстроить.

 Заместитель декана ВШКУ, к.э.н. Дмитрий Жданов среди причин, препятствующих развитию аутсорсинга в России назвал отсутствие насыщенного конкурентного рынка, небольшое количество специализированных аутсорсеров, отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах. Также имеет место неразвитость культуры договорных отношений, нежелание руководства менять сложившуюся практику деловых отношений.

Одной из причин нежелания отдавать финансовые операции на аутсорсинг является непрозрачность учета в отечественных компаниях. Но, по словам Дмитрия Жданова, сильное давление фискальных органов на бизнес, способствует постепенному уходу от «серых» схем.

Делегаты саммита согласились с тем, что аутсорсинговые отношение должны быть, прежде всего, партнерскими, так как специалисты аутсорсера не могут до тонкостей разбираться в бизнес-процессах заказчика. Также переход на аутсорсинг должен представлять собой проект, состоящий, как минимум из трех этапов: разработка проекта, реализация, совершенствование (корректировка результатов, договоренностей, изменение процессов, если это потребуется).

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в стране сегодня действуют, как минимум, 75 компаний, работающих на рынке услуг аутсорсинга функций учета. Эти компании приняли участие в рейтинге «Эксперта». Совокупная выручка участников рейтинга по итогам 2010 года составила 3,8 млрд рублей (в 2009-м году – 3,2 млрд рублей). Темпы роста выручки снизились – составили 13% против 20%, зафиксированных при составления рейтинга 2009 года.

Доля выручки в аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета по итогам 2010 года составляет более 40%, расчет заработной платы – 22%, подготовка отчетности по МСФО – 8%, подготовка отчетности по РСБУ – 7%, кадровое делопроизводство и учет – 5%.

 По мнению аналитиков «Эксперт РА», участники рынка не видят возможностей значительного увеличения спроса на свои услуги ни со стороны малого бизнеса, ни со стороны крупного бизнеса, ни со стороны западных фирм, работающих в России.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Outsourcing

Ключевые слова: outsource, аутсорсинг, аутсорсинг кадрового делопроизводства, аутсорсинг персонала, бизнес аутсорсинг, ит аутсорсинг, компания аутсорсинг, рынок аутсорсинга, услуги аутсорсинга, outsourcing

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода