Инесса ТАРХОВА, начальник отдела методологии информационных систем Министерства финансов Амурской области, в майском номере журнала «Бюджет» поделилась опытом о том, как в Амурской области проходил процесс централизации системы управления государственными и муниципальными финансами. В основе созданной информационно-технологической инфраструктуры региона продукты линейки АЦК.
Одной из главных тенденций последних лет является информатизация деятельности органов государственной власти и централизация процессов управления регионом. Однако даже имея в своем арсенале множество автоматизированных систем, зачастую невозможно проводить эффективную внутреннюю политику из-за неравномерности использования информационных технологий и дублирования процессов. Поэтому сегодня в субъектах РФ на основании концепции «Электронный бюджет», принятой Правительством РФ в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, реализуются масштабные проекты по созданию региональных сегментов системы управления общественными финансами, и Амурская область достигла значительных результатов.
Инесса ТАРХОВА, говоря о мерах, направленных на оптимизацию и автоматизацию бюджетного процесса в Амурской области, отметила, следующее: «В рамках государственной программы «Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области на 2014 - 2020 годы», принятой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 442, областным правительством реализуются мероприятия, целью которых является создание условий для повышения эффективности организации бюджетного процесса».
Проводимая на территории области активная политика в сфере автоматизации ключевых элементов управления общественными финансами позволила сформировать единые требования к информационным системам на основе централизованного подхода к управлению общественными финансами региона. В настоящий момент в регионе внедрены централизованные системы планирования бюджета на базе «АЦК-Планирование», исполнения бюджета («АЦК-Финансы») и управления закупками («АЦК-Госзаказ»). Внутренний финансовый контроль и контроль в сфере закупок осуществляется в системе «АЦК-Бюджетный контроль».
Интеграция этих систем позволила выстроить непрерывный цикл бюджетного процесса на всех уровнях, консолидировав 304 муниципальных бюджета. К единому информационному пространству при организации юридически значимого документооборота (ЮЗЭД) подключены около 1400 пользователей 20 муниципальных районов и 9 городских округов Амурской области, вследствие чего в несколько раз увеличилась скорость взаимодействия между участниками бюджетного процесса вне зависимости от их территориального месторасположения.
В соответствии с последними тенденциями законодательства процесс планирования расходов в Амурской области осуществляется исходя из целей и задач стратегии социально-экономического развития региона благодаря внедрению комплексной системы «АЦК-Программный бюджет». По словам Инессы ТАРХОВОЙ : «Доля программных расходов на 2014 год составила 98%», что является одним из лучших показателей среди регионов».
Подводя итог, Инесса ТАРХОВА отмечает, что в рамках реализации проекта по созданию регионального сегмента системы управления общественными финансами Амурской области удалось оптимизировать различные информационные потоки: «В результате снизились эксплуатационные издержки, связанные с сопровождением автоматизированных систем по управлению расходами в муниципальных образованиях, а единый методологический подход к бюджетному процессу позволил применить единые унифицированные правила, нормы и стандарты его организации по всему региону».
Прочитать полный текст статьи начальника отдела методологии информационных систем Министерства финансов Амурской области Инессы ТАРХОВОЙ «Централизованная система управления финансами Амурской области: история успеха» можно в майском номере журнала «Бюджет».